Новосибирцы привыкли, если болит спина или суставы, обращаться в НИИТО. Но последние годы стала возникать путаница: в процессе хождения по врачам пациенты узнают, что есть две независимые организации: ФГБУ НИИТО и клиника НИИТО. Директор АНО «Клиника НИИТО» Оксана Викторовна Шелякина рассказала, как связаны между собой эти организации, что это означает для пациентов и какие бесплатные услуги могут получить горожане в клинике.
— Оксана Викторовна, как давно существует клиника НИИТО?
— В конце 90-х руководство федерального учреждения НИИТО учредили АНО «Клиника НИИТО» для оказания платных услуг. Так появилась отдельная структура — клиника НИИТО. Технологии здесь применялись те же, что и в институте, но пациенты могли не ждать очереди, а получить помощь сразу. Также они имели возможность выбирать: ставить отечественные или импортные, а значит, более дорогостоящие металлоконструкции и эндопротезы. Тогда в клинике в основном были консультативные приемы. После них пациент получал маршрутизацию: идти на хирургию платно, бесплатно или пройти лечение амбулаторно.
В это время был создан научный кластер, куда вошел инновационный медико-технологический центр медицинского технопарка, позволяющий осуществлять интересные для Новосибирской области виды лечения. В клинике НИИТО проводили апробацию новых методик лечения, эндопротезов и медицинского оборудования. Совместно с федеральным учреждением ФГБУ «Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна» проходили научно-исследовательские разработки. Таким образом, существовал симбиоз учреждений.
— А как обстоит ситуация сейчас?
— В 2017 году произошло полное разделение клиники с ФГБУ НИИТО, и клиника НИИТО стала самостоятельной организацией. Это оказалось проблемой для пациентов, потому что теперь они не понимают, куда обращаться.
— Поясните, пожалуйста, в чем различие?
— У нас разные задачи: там выполняют высокотехнологичные федеральные квоты в рамках финансирования Минздрава РФ и проводят научные разработки. Мы занимаемся платными пациентами и лечением в рамках ОМС и ВМП. За два года самостоятельного существования клиника НИИТО приобрела свое собственное лицо. Пациенты уже выбирают нас. Не только за высочайший сервис, но и за многие медицинские аспекты, которые есть только в клинике НИИТО.
— Чем уникальна клиника?
— У нас на одной площадке собрана команда травматологов-ортопедов, владеющих технологиями мирового уровня. Наши доктора постоянно ездят учиться за границу, преподают. Они делают очень сложные операции, на серьезных конгрессах разговаривают наравне с западными коллегами.
Мы прекрасно развили направление периферической ортопедии. Кроме него, давно и успешно лечим пациентов по гинекологии и урологии, помогаем онкологическим больным.
Сегодня мы проводим артроскопические (миниинвазивные) операции, помогаем пациентам реабилитироваться после любых оперативных вмешательств. Множество детей, также прошедших через сложные операции, успешно восстанавливались в клинике НИИТО. Сегодня мы действительно профессиональный многопрофильный медицинский центр.
Восстановление после травм позвоночника — процесс весьма длительный и кропотливый, требующий больших усилий как со стороны больного и его близких, так и со стороны медицинских работников. Существует шкала реабилитационной маршрутизации (ШРМ) от 1 до 6 (самые тяжелые). Мы берем 4 и 5. Не каждая больница готова заниматься такими пациентами, а у нас есть такая возможность, в том числе и в рамках ОМС.
Любая двигательная реабилитация всегда активизирует множество скрытых проблем, которые есть у пациента. Самая тяжелая проблема – уроинфекция. У нас есть урологическое отделение, которое такими пациентами занимается. Мы сейчас развиваем нейроурологию — это стык сложных направлений, которые комплексно помогают пациентам с нарушением мочеиспускания. Мы наработали огромный опыт и возможности. Вместе с Минздравом мы стараемся сделать так, чтобы это стало доступнее для пациентов.
— Какие приоритеты в развитии у клиники НИИТО?
— Мы выстраиваем работу по принципу частных клиник. Большое внимание уделяем развитию эмпатии у персонала. Надо встать на место пациента, ведь мы все можем оказаться по ту сторону. Но сознание людей не может измениться по щелчку. У нас работает психолог с колл-центром, с регистрацией, с сестрами: как вести себя, как реагировать на грубость, как работать с негативом пациента.
Отношения персонала с пациентом играет огромную роль. Элементарно: человек лежит перед операцией, и ему холодно. Потерпит? Но, если ему комфортно, он совсем по-другому будет идти в операционную и восстанавливаться после операции. Его состояние зависит от того, как медсестра реанимационного отделения будет с ним разговаривать, будут ли рядом с ним находиться привычные вещи, которые для него важны. Эти мелочи имеют огромное значение для формирования лица клиники. Сейчас рынок очень насыщен, пациент имеет возможность выбора.
— В СМИ сейчас появился ряд негативных публикаций о клинике, как вы к этому относитесь?
— Мне очень жаль, что нашим главным оппонентом становится учреждение, которое было отцом-основателем и партнером. Я выступаю за то, чтобы ФГБУ «Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна» и АНО «Клиника НИИТО» были флагманами Новосибирской области по оказанию помощи по травматолого-ортопедическому профилю. Информационная война в СМИ портит репутацию обеих организаций, идет отток пациентов. Мы сейчас мыслим масштабами всей Сибири, к нам пациенты едут из Иркутска, Красноярска, Кемерова, и конкурируем мы, в том числе, с клиниками в других городах.
Клиника НИИТО — это самостоятельная организация, мы хотим оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь пациентам, выполнять госзадание, развиваться, а не отражать информационные атаки.