24 июня в Новосибирске прошла встреча экспертного совета по проблеме мобильного мошенничества, в которой приняли участие региональное руководство компании «ВымпелКом», работники правоохранительных органов, юристы, психологи и журналисты. Вывод, озвученный некоторыми участниками, оказался противоречивым — несмотря на то что новосибирцы уже осведомлены о большинстве типов мобильного мошенничества, количество посягательств на деньги сотовых абонентов не уменьшается. Операторы и милиция сетуют на пассивность абонентов, однако признают, что успеть заблокировать счета преступников в любом случае непросто.
«Жертвой мобильных преступлений стал почти каждый десятый житель страны. Около десяти миллионов пользователей мобильной связи стали жертвами мошенников. Так что проблема носит угрожающий характер», — обозначил актуальность вопроса глава новосибирского «ВымпелКома» Евгений Пепеляев. При этом почти половина жителей России полагает, что бороться с мошенниками в первую очередь должны сами операторы, а на вопрос об эффективности этой борьбы 70 % респондентов отвечают, что такая борьба вообще не ведется.
Примечательным оказалось выступление Сергея Шелудько, замглавы отдела «К» ГУВД Новосибирской области, который занимается расследованием высокотехнологичных преступлений. «Расцвет такого мошенничества в нашей области пришелся на 2006 год. Наверное, каждый из нас успел получить сообщение о проблеме, которую нужно решить, скинув сумму денег на счет. Сейчас благодаря СМИ и правоохранительным органам число мошенничеств немного снижается. Однако число попыток их совершить остается на том же уровне. И если ситуацию в нашей области мы выровняли, то теперь SMS к нам приходят с номеров из других регионов», — заявил он. По словам Сергея Шелудько, одна из основных проблем милиции — естественное нежелание граждан писать заявление и ходить на допросы, после того как у них обманом выманили 100 рублей.
«Обычно в такую ситуацию попадают люди, которые не хотят быть плохими, — рассказала доцент кафедры клинической психологии ТГУ Елена Веселкова. — Они стесняются быть жесткими и дотошными. Мошенники на всех этапах используют наше желание сохранить лицо». Однако почти у всех вариантов мошенничества есть два признака, которые неизбежно их выдают: собеседнику нужны деньги, а у вас ограничено время, чтобы их передать.
Справка: Операторы разделяют мобильное мошенничество на несколько основных типов. «Случай с родственниками» — мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда и нужны деньги. «Ложный приз» — на телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции, поздравляет с выигрышем ценного приза и просит перечислить деньги на мобильный счет. «SMS-просьба» — на телефон приходит SMS с просьбой: «У меня проблемы, позвони по _______ номеру, если номер не отвечает, положи на него ____ рублей и перезвони». «Платный код» — мошенник звонит или присылает SMS от лица службы технической поддержки сотового оператора с предложением подключить эксклюзивную услугу или избежать неких штрафных санкций. Для этого нужно набрать команду на телефоне или перечислить несколько карт оплаты на определенный номер.
Специалист по взаимодействию с провоохранительными органами новосибирского «ВымпелКома» Андрей Коростылев рассказал, что за неделю его отдел обрабатывает 1–2 тысячи запросов от правоохранителей. Если речь не идет о тяжелом преступлении, оператор реагирует на запросы милиции в срок до десяти дней. Массовые рассылки мошеннических SMS оператор вычисляет с помощью технической службы «Фрод» (англ. fraud — обман, мошенничество).
Однако блокировка номера, на который поступают деньги от обманутых абонентов, остается тяжеловесной бюрократической процедурой.
«В нашем регионе развернута экспериментальная программа для более оперативного взаимодействия с правоохранителями. Определенные сотрудники имеют право совершить моментальный звонок и получить нужную информацию. Однако для блокировки необходимо основание. Это либо представление правоохранительных органов, либо работа отдела «Фрод». В обоих случаях счет блокируется немедленно», — рассказал специалист «ВымпелКома».
Однако «представление» от милиции ее сотрудник должен принести в сотовую компанию сам. На это у органов может уйти несколько недель. Электронным документооборотом новосибирские правоохранители не пользуются. Единой базы по телефонным мошенникам у милиции тоже нет. «Этим вопросом занимается несколько подразделений: наш отдел, городская криминальная милиция, районные управления. Если вы желаете поведать о попытке мобильного мошенничества — используйте сайт МВД России», — посоветовал Сергей Шелудько.
Впрочем, замглавы подразделения «К» пообещал, что если речь идет о мошенничестве типа «Случай с родственниками», то сотрудники милиции по жалобе абонента в течение нескольких часов успеют организовать задержание человека, который придет за деньгами для «родственника». Оператор использует и другие меры воздействия на мошенников, уверяют в «ВымпелКоме». «У нас есть специальная служба, специальные операторы, которые обучены правильно вести разговор с такими людьми. Как правило, после такой беседы номер замолкает навсегда. Человек понимает, что он под прицелом», — говорит Евгений Пепеляев.
Петр Малков
Фото автора