NGS
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+3°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

2 м/c,

зап.

764мм 56%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Экономика «АИ-95 не успевают производить»

«АИ-95 не успевают производить»

Владельцы АЗС назвали виновных в росте цен на бензин и приготовились сносить заправки

Рост цен на бензин на некоторых заправках за неделю превысил 2 %. Максимальное подорожание коснулось стоимости литра АИ-95 на заправках «Беркут». Он стал дороже сразу на 60 копеек и теперь стоит 26,4 рубля. На АЗС «Синтез» и «Трансервис» цена АИ-95 выросла с 24,4–24,5 до 25 руб. за литр. Другие крупные игроки — «Газпром нефть» и «Лукойл» — цены не повысили. Владельцы АЗС объясняют рост цен дефицитом поставок топлива с единственного нефтезавода, снабжающего бензином всю Новосибирскую область — Омского НПЗ — и уже готовятся продавать свои заправки. В том, почему дорожает бензин и куда ушли из города крупные поставщики топлива, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.

В понедельник, 20 июня, НГС.НОВОСТИ зафиксировали рост цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в сетях АЗС «Синтез», «Трансервис» и «Беркут» на 20–60 копеек за литр. На АЗС «Синтез» и «Трансервис» бензин подорожал с 24,4–24,5 до 25 руб. На «Беркуте» литр АИ-95 стоит 26,4 руб., что на 60 копеек выше последнего зафиксированного значения. Стоимость дизельного топлива, а также цена бензина на заправках «Газпромнефть-Новосибирск» и «Лукойл» остались неизменными. По словам владельцев АЗС, главная причина роста цен — отсутствие конкуренции на рынке оптовых поставок бензина.

«Сургутский и Омский заводы принадлежат «Газпром нефти», — объясняет президент многопрофильного холдинга «Трансервис» Александр Бойко. — Их конкуренция обходилась «Газпром нефти» в миллиард рублей в год. С нового года сургутский бензин идет на север Урала и западнее. Бензин из Ачинска и раньше, когда завод принадлежал «Юкосу», а не «Роснефти», не всегда доходил до Новосибирска — владельцы сети фирменных заправок заливали бензин из Омска, а в обмен красноярские заправки «Газпрома» получали топливо из Ачинска. Сейчас мы отрезаны от всех поставщиков, кроме омского завода».

В пресс-службах «Газпромнефть-Новосибирск» и «Роснефть» запрос НГС.НОВОСТИ о ситуации на рынке оптовых поставок бензина оставили без ответа. Руководитель отдела по связям с общественностью завода «Роснефть» в Ачинске Ирина Солодухина сказала, что объемы производства бензина не сокращаются, а вопросами поставок и выбором покупателей на заводе не занимаются. По словам владельцев АЗС, первая волна дефицита была связана с тем, что компаниям было невыгодно продавать бензин в России, так как он намного дороже стоил за границей.

Сейчас, по словам представителя ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ», совладельца сети АЗС «Синтез» Геннадия Панкеева, бензин невыгодно продавать в Сибири, потому что он намного дороже стоит в европейской части России:

«Я был на совещании в Министерстве энергетики, там поднимал вопрос: вы с Кузбассом что-нибудь сделаете? Там торгуют бензином по 21,5. Так нельзя! Это же не рынок! Из-за него страдают соседние регионы. ФАС не дает поднимать цены. Пугает уголовной ответственностью. По таким ценам никто сюда ничего везти не хочет». Проблему с поставками в регионе не решит даже открытие собственного производства бензина в Новосибирской области. По словам участников рынка, ни «Газпром нефть», ни «Роснефть» не станут здесь строить завод, который будет конкурировать с соседним собственным производством, а для остальных компаний строительство завода — непосильная ноша. При этом модернизацию действующего нефтезавода «ВПК-Ойл» в Коченево, способного выпускать дизельное и печное топливо, мазут и бензин марки АИ-80, как рабочий вариант не рассматривают даже в руководстве предприятия.

По словам Александра Бойко, сейчас на рынке ГСМ установилась система жесточайшего распределения топлива «как в Советском Союзе»: «Мы назад откатились, в 1991 год.

Я говорю: мне нужно 15 тыс. тонн. Они говорят: нет, мы посчитали, тебе 15 тыс. тонн много, мы дадим тебе 12. Я говорю: мне 12 мало для того, чтобы закрыть свою потребность, мне нужно минимум 13, а мне еще хотелось бы оптом торговать. Нет, говорят, мы оптом будем торговать без тебя, поэтому даем 8,5. Погодите, вы же только что 12 хотели давать. Мы посчитали, что 12 — это много, поэтому даем 8,5, а остальное по возможности. Вот так сейчас идет распределение». Выйти на другие заводы заправщикам мешают низкая транспортная доступность и высокие отпускные цены, которые сейчас превышают розничные цены в Новосибирске.

В качестве решения проблемы нехватки бензина владельцы АЗС видят только отказ от существующих заправок. «В течение следующих 1–2 лет в Новосибирске будут снесены от 50 до 70 АЗС», — говорит Александр Бойко.

В качестве предпосылок к такому развитию событий бизнесмен называет избыточное число заправок в городе, невозможность покупать столько бензина, сколько хотят владельцы АЗС, и уверенность в том, что практически все игроки сейчас хотят выйти из бензинового бизнеса.

Неофициально владельцы АЗС признают, что в ходе очередного витка бензинового кризиса страдает и качество топлива. «Раньше ачинский бензин был лучше омского, — говорит владелец одной из сетей АЗС на условиях анонимности. — Сейчас 95-го бензина в Новосибирске практически нет. Его не успевают производить. Я знаю случаи, когда из одного бензовоза на заправках наливают бензин в бочки с АИ-92 и АИ-95. Да и качество заводского «гостовского» бензина в последнее время стало ужасным. Причина недавнего перебоя с 95-м бензином связана с тем, что на заводе налили эшелон 95-го и пять дней не могли его сертифицировать, потому что он не соответствовал требованиям».

Кирилл Маковеев

Фото regionsamara.ru (1), Сергея Ляшко (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления