
Поделиться
Рост цен на бензин на некоторых заправках за неделю превысил 2 %. Максимальное подорожание коснулось стоимости литра АИ-95 на заправках «Беркут». Он стал дороже сразу на 60 копеек и теперь стоит 26,4 рубля. На АЗС «Синтез» и «Трансервис» цена АИ-95 выросла с 24,4–24,5 до 25 руб. за литр. Другие крупные игроки — «Газпром нефть» и «Лукойл» — цены не повысили. Владельцы АЗС объясняют рост цен дефицитом поставок топлива с единственного нефтезавода, снабжающего бензином всю Новосибирскую область — Омского НПЗ — и уже готовятся продавать свои заправки. В том, почему дорожает бензин и куда ушли из города крупные поставщики топлива, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
В понедельник, 20 июня, НГС.НОВОСТИ зафиксировали рост цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в сетях АЗС «Синтез», «Трансервис» и «Беркут» на 20–60 копеек за литр. На АЗС «Синтез» и «Трансервис» бензин подорожал с 24,4–24,5 до 25 руб. На «Беркуте» литр АИ-95 стоит 26,4 руб., что на 60 копеек выше последнего зафиксированного значения. Стоимость дизельного топлива, а также цена бензина на заправках «Газпромнефть-Новосибирск» и «Лукойл» остались неизменными. По словам владельцев АЗС, главная причина роста цен — отсутствие конкуренции на рынке оптовых поставок бензина.
«Сургутский и Омский заводы принадлежат «Газпром нефти», — объясняет президент многопрофильного холдинга «Трансервис» Александр Бойко. — Их конкуренция обходилась «Газпром нефти» в миллиард рублей в год. С нового года сургутский бензин идет на север Урала и западнее. Бензин из Ачинска и раньше, когда завод принадлежал «Юкосу», а не «Роснефти», не всегда доходил до Новосибирска — владельцы сети фирменных заправок заливали бензин из Омска, а в обмен красноярские заправки «Газпрома» получали топливо из Ачинска. Сейчас мы отрезаны от всех поставщиков, кроме омского завода».
В пресс-службах «Газпромнефть-Новосибирск» и «Роснефть» запрос НГС.НОВОСТИ о ситуации на рынке оптовых поставок бензина оставили без ответа. Руководитель отдела по связям с общественностью завода «Роснефть» в Ачинске Ирина Солодухина сказала, что объемы производства бензина не сокращаются, а вопросами поставок и выбором покупателей на заводе не занимаются. По словам владельцев АЗС, первая волна дефицита была связана с тем, что компаниям было невыгодно продавать бензин в России, так как он намного дороже стоил за границей.

Поделиться
Сейчас, по словам представителя ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ», совладельца сети АЗС «Синтез» Геннадия Панкеева, бензин невыгодно продавать в Сибири, потому что он намного дороже стоит в европейской части России:
«Я был на совещании в Министерстве энергетики, там поднимал вопрос: вы с Кузбассом что-нибудь сделаете? Там торгуют бензином по 21,5. Так нельзя! Это же не рынок! Из-за него страдают соседние регионы. ФАС не дает поднимать цены. Пугает уголовной ответственностью. По таким ценам никто сюда ничего везти не хочет». Проблему с поставками в регионе не решит даже открытие собственного производства бензина в Новосибирской области. По словам участников рынка, ни «Газпром нефть», ни «Роснефть» не станут здесь строить завод, который будет конкурировать с соседним собственным производством, а для остальных компаний строительство завода — непосильная ноша. При этом модернизацию действующего нефтезавода «ВПК-Ойл» в Коченево, способного выпускать дизельное и печное топливо, мазут и бензин марки АИ-80, как рабочий вариант не рассматривают даже в руководстве предприятия.
По словам Александра Бойко, сейчас на рынке ГСМ установилась система жесточайшего распределения топлива «как в Советском Союзе»: «Мы назад откатились, в 1991 год.
Я говорю: мне нужно 15 тыс. тонн. Они говорят: нет, мы посчитали, тебе 15 тыс. тонн много, мы дадим тебе 12. Я говорю: мне 12 мало для того, чтобы закрыть свою потребность, мне нужно минимум 13, а мне еще хотелось бы оптом торговать. Нет, говорят, мы оптом будем торговать без тебя, поэтому даем 8,5. Погодите, вы же только что 12 хотели давать. Мы посчитали, что 12 — это много, поэтому даем 8,5, а остальное по возможности. Вот так сейчас идет распределение». Выйти на другие заводы заправщикам мешают низкая транспортная доступность и высокие отпускные цены, которые сейчас превышают розничные цены в Новосибирске.
В качестве решения проблемы нехватки бензина владельцы АЗС видят только отказ от существующих заправок. «В течение следующих 1–2 лет в Новосибирске будут снесены от 50 до 70 АЗС», — говорит Александр Бойко.
В качестве предпосылок к такому развитию событий бизнесмен называет избыточное число заправок в городе, невозможность покупать столько бензина, сколько хотят владельцы АЗС, и уверенность в том, что практически все игроки сейчас хотят выйти из бензинового бизнеса.
Неофициально владельцы АЗС признают, что в ходе очередного витка бензинового кризиса страдает и качество топлива. «Раньше ачинский бензин был лучше омского, — говорит владелец одной из сетей АЗС на условиях анонимности. — Сейчас 95-го бензина в Новосибирске практически нет. Его не успевают производить. Я знаю случаи, когда из одного бензовоза на заправках наливают бензин в бочки с АИ-92 и АИ-95. Да и качество заводского «гостовского» бензина в последнее время стало ужасным. Причина недавнего перебоя с 95-м бензином связана с тем, что на заводе налили эшелон 95-го и пять дней не могли его сертифицировать, потому что он не соответствовал требованиям».
Кирилл Маковеев
Фото regionsamara.ru (1), Сергея Ляшко (2)