В середине нынешней недели дороги Новосибирска превратились в один сплошной затор. Не последнюю роль в этом сыграли и ДТП, число которых подскочило из-за резкой смены погоды. Многие водители не успели перестроиться с летнего режима езды на зимний. И речь здесь не только о том, чтобы использовать зимние шины и ехать помедленнее. Многие привычные маневры, которые на сухом асфальте оказываются сравнительно безопасными, зимой могут стать причиной аварии. Корреспондент НГС.АВТО расспросил профессиональных водителей о том, как правильно работать педалями и рулем зимой, чтобы добраться до пункта назначения в целости и сохранности.
Неправильно: Автомобиль начинает уходить в занос. Водитель давит на тормоз и лихорадочно крутит руль в разные стороны либо в сторону, противоположную направлению заноса.
Правильно: Инструктор по вождению академии высшего водительского мастерства «Автодрайвер» Инесса Лимарева рассказала, что если автомобиль занесло, то на переднем приводе нужно увеличить тягу, а на заднем — уменьшить. Главное — не давить в пол педаль тормоза. «Нами управляют инстинкты, и при любой опасности мы бросаем педаль газа и жмем на тормоз. Вот это зачастую и является огромной ошибкой. Если автомобиль пошел в занос, то при закрытии газа на полном или переднем приводе автомобиль переходит во вращение», — предостерегает эксперт.
Также Инесса советует независимо от типа привода при заносе крутить руль в сторону заноса. «И вот тут многие ошибаются. Они выкручивают руль в сторону заноса и думают: "Фуф, все позади". Но руль нужно также быстро вернуть обратно в прямое положение. Если с этим опоздать, то машина "пойдет в раскачку" и уже начнется ритмический занос, из которого, к сожалению, без специальных навыков выйти крайне сложно», — отмечает специалист.
***
Неправильно: Водитель держит привычную дистанцию до впереди едущего автомобиля, определяя безопасное расстояние на глаз. Надеется на лучшие сцепные свойства зимних шипованных шин.
Правильно: Директор новосибирского «Центра высшего водительского мастерства» Виктор Жигулин советует в зимнее время держать дистанцию в 2 раза больше, чем летом. Это необходимо, потому что тормозной путь даже шипованных шин на гололеде существенно больше, чем на асфальте. «Точно определить расстояние в метрах на глазок в движении крайне сложно. Лучше ориентироваться на безопасную дистанцию в 2 секунды. Необходимо заметить некую точку, которую преодолевают задние колеса впереди идущего автомобиля — например, столб, дорожный знак, дерево и т.д. Затем считаем, проговаривая про себя: "Двести двадцать два". Если ваш автомобиль оказался на этой же точке в конце фразы или позже — все нормально, дистанция безопасная. Зимой дистанцию увеличиваем до 4 секунд, проверяя ее фразой "Четыре тысячи четыреста сорок четыре"».
***
Неправильно: Ехать по колее, крепко вцепившись в руль и стараясь держать его как можно прямее. «Вас обязательно в колее развернет, если вы будете держать руки в напряжении», — уверен Виктор Жигулин. Также специалист отметил, что не стоит газовать, выезжая из колеи.
Правильно: «Необходимо осуществлять уступающее руление. Колея будет направлять вас то вправо, то влево. Нужно ей немного уступать и тут же выравнивать колеса. Руки не должны быть напряжены и руль зафиксирован намертво. Чтобы безопасно выехать из колеи, сбрасываем газ, резко поворачиваем и тут же снова выравниваем колеса», — объясняет эксперт.
***
Неправильно: Водитель застрявшего в снегу автомобиля начинает паниковать и сильно давить на газ. «Быстро крутящиеся колеса разогревают снег», — рассказывает директор клуба безопасного управления автомобилем Extreme Drive Людмила Мурашкина. Это делает поверхность, на которой расположены колеса, еще более скользкой.
Правильно: «Если "сели на брюхо", попытайтесь очистить пространство под машиной. Можно подложить под передние колеса резиновые коврики из салона либо доски, ветки — в общем все то, за что колеса могут зацепиться. На совсем крайний случай — снизьте давление в шинах, чтобы увеличить площадь сцепления колес и дороги. Положение передних колес не так значимо, можно покрутить рулевое колесо вправо-влево. В этом случае есть вероятность, что ведущие колеса найдут, за что зацепиться», — отметила Людмила Мурашкина. Чтобы выехать из снега, эксперт советует «раскачивать» автомобиль вперед-назад, не давая колесам буксовать. В случае с АКПП достаточно плавно нажимать газ то на D, то на R. В случае с «механикой» работайте педалью сцепления, раскачивая автомобиль, но не давая колесам буксовать, автомобиль должен сдвинуться с места, потом очень плавно добавляйте газ. «Начинать движение нужно на первой передаче, до того момента, пока автомобиль не встанет, затем необходимо выжать сцепление, автомобиль откатится назад и сразу же покатится вперед. Добавляете газ — автомобиль проедет вперед чуть дальше. Повторяете все раскачивающие движения до тех пор, пока не выедете из глубокого снега», — резюмирует г-жа Мурашкина.
Марк Волков
Фото depositphotos.com