Перестройка, вечный дефицит в магазинах, лихие девяностые — на это время пришелся расцвет барахолки на Гусинобродском шоссе. Знаменитая «балка» — единственное место, где даже тогда можно было купить что угодно. Пик торговли на крупнейшем рынке Сибири продолжался и далее — в нулевых, когда прилично и модно одеться можно было только здесь. Сорок с лишним лет барахолка просуществовала в формате уличной торговли, а в 2015-м, не меняя адреса, перебралась под крышу нового торгового центра «Невский». Как изменилась жизнь на «балке», о чем жалеют продавцы и чего им не хватает после переезда, рассказали старожилы знаменитого новосибирского рынка.
ТЦ «Невский» — это 18 тысяч квадратных метров площади и около тысячи торговых точек на исторически сложившемся месте. Каждая торговая точка здесь — отдельный семейный бизнес, свой подход к поиску модного товара по всему миру, свой постоянный покупатель. Таково современное лицо знаменитой барахолки.
«Удобно, что график работы у нас не такой, как у обычных торговых центров: в рабочие дни —- до 15:00, в выходные — до 16:00. Есть время заняться чем-то, кроме работы», — рассказывает предприниматель Людмила Суздальцева.
Людмила привозит обувь из Турции. Средний ценовой сегмент, хорошая кожа и прочные супинаторы — то, что всегда в ходу. Говорит, что конкурентов у нее нет. Производитель, с которым сотрудничает женщина, здесь, на барахолке, представлен в единственном числе. К тому же за десятки лет работы вместе с коллегами ни о каком соперничестве речи быть не может. Все стали одной большой семьей. Львиная доля тех, кто сегодня работает на рынке, — старожилы барахолки, половину жизни проработавшие на одном месте. Это была некая «колыбель» бизнеса. С торговли «на балке» в 90-е начинали и многие известные новосибирцы, те, кто «поднялся» на опте-рознице и позже ушел в другой бизнес.
Годы уличной торговли не забыть никогда, рассказывают продавцы. Суровые реалии сибирской зимы, мороз под сорок может держаться неделями. На смену каждый раз выходили, как в полярную экспедицию: укутанные в теплые шали, в комбинезонах на синтепоне и теплых унтах. В два часа ночи начинался рабочий день оптовиков. Вся сила мороза на восходе, поэтому главным было пережить несколько часов с пяти утра.
«Даже днем, чтобы не замерзнуть, нужно было постоянно двигаться. Мы делали искусственные мячи из мешков, набитых бумагой, и гоняли их. А еще бегали, прыгали и грелись в машинах по очереди. Тогда о других возможностях заработка думать не приходилось. Нужно было кормить семью и учить детей», — рассказывает Людмила.
Вопреки всей тяжести условий работы на улице прощаться с рынком в 2015-м было тяжело, вспоминают предприниматели. Но, поработав несколько лет в новых условиях, возвращаться уже не хочется. Да и зачем, когда все, к чему привыкли покупатели и продавцы и с чем не захотели расставаться при переезде, теперь есть под крышей нового торгового центра.
Так, например, продавцы настояли, чтобы вслед за ними в торговый центр перебрался «пловник» Мухамеди. На рынке его зовут на русский манер — Михаил. Повар, которого любят все, работает на барахолке больше десяти лет.
Мухамеди знает каждого в лицо и держит в памяти все вкусовые пристрастия своих клиентов. Рабочая смена у него начинается в три ночи. Чтобы накормить рынок и горожан, которые специально приезжают за пловом по таджикскому рецепту, нужно успеть приготовить как минимум 25 килограммов риса. Чем знаменит плов с барахолки — так это размером порций. Повар не жалеет мяса, а особый вкус блюду придает набор специй с барбарисом и куркумой.
«Работа нравится, говорят, получается неплохо. А секрета никакого нет, нужно хорошо научиться и все», — скромничает Мухамеди.
Отвыкнуть от еды «на колесах» — с доставкой к рабочему месту — рынок так и не смог. И хотя теперь здесь работает современная столовая, продавцы обедают у старого знакомого. С улицы под крышу переехали и продавцы чая, которые не жалеют сахара и лимона. Быстрые перекусы и горячий чай — всегда по расписанию.
Постоянных клиентов работники тоже забрали с уличного рынка. Шутка ли: у продавцов барахолки накопились контакты с сотнями семей, которые приезжают из соседних регионов одевать детей к школе, покупать товары для себя и для дома. Встречая покупателей с рейсового автобуса в три часа ночи, предприниматели невольно вспоминают 90-е. Сейчас нет дефицита, но клиенты, как и прежде, голосуют рублем.
«Барахолка всегда ассоциировалась с доступными ценами, считалась местом, где можно купить фирменные вещи хорошего качества по цене вдвое ниже, чем в торговых центрах на главных улицах города. Когда переезжали сюда, были опасения, что люди не придут, подумают, что цены стали как везде. Но со временем покупатели поняли, что все у нас осталось по-прежнему», — рассказывает предприниматель и бывший строитель Вячеслав.
Добраться до торгового центра удобно на машине и общественным транспортом. Купить, как и на барахолке, можно что угодно. Качественная одежда — от производителей из Италии, Испании, Турции, Индонезии, Польши, России, Белоруссии, Китая. Косметика, посуда, игрушки, хозяйственные товары, бытовая техника — все по приятным ценам.
«Люди возвращаются за хорошим и вежливым обслуживанием, — делится мнением предприниматель Бобо. — Покупатели говорили и говорят, что это самый лучший рынок. Мы всегда ценились, за счет того что торговали товарами от производителей. Здесь не встретишь, как любят говорить, ширпотреб. Ну и общение, конечно, покупателям важно».
На барахолке одевается «весь Новосибирск», говорит владелец отдела джинсовой одежды. Семейный тандем предпринимателей Александра и его сына Сергея за годы практики убедился, что статусу и престижу новосибирцы предпочитают удобство и рациональность.
Сергей выбрал свой бизнес вместо работы по специальности, экономистом. Теперь одевает на рынке друзей и знакомых и считает торговлю перспективной.
«Люди, которые говорят, что одеваются в брендовых магазинах, — все они, по-честному, приходят к нам. Весь Новосибирск одевается на барахолке, а те, кто отрицает это, просто врут», — добавляет предприниматель.
В отделах «Невского» уже начали оборудовать из обычных павильонов технологичные шоу-румы. Есть все возможности, чтобы установить плазменные панели, виртуальные примерочные, оборудовать комфортные зоны ожидания для гостей.
Комфорт продавцы создают не только для гостей. Не забывают и о себе. Раньше приходилось сильно постараться, чтобы сохранить качество вещей в снег, дождь и летнюю жару. Отдельная забота — сохранить здоровье. Теперь здесь создают место, в котором приятно проводить время. Работники торгового центра уже организовали для себя занятия йогой, танцами и иностранными языками на рабочем месте. Может быть, в перспективе здесь приблизятся к топовым офисам IT-компаний по комфорту для сотрудников.
Для молодых предпринимателей торговый центр предоставляет выгодные условия аренды для начала бизнеса.
ТЦ «Невский»:
Гусинобродское шоссе, 68/1
тел. 8-800-200-10-18