Компания дочерей экс-депутата и бывшего главного метростроителя города Николая Хвана подала иск о банкротстве того самого муниципального метростроительного управления, которое некогда возглавлял их отец. Мэр Анатолий Локоть с иском не согласен и обещает судиться. Корреспондент НГС.БИЗНЕС изучил историю, которая началась со скандала во время строительства станции «Золотая Нива», но так и не закончилась, и обнаружил, что экс-глава метростроя по-прежнему имеет отношение к многомиллиардным контрактам.
ООО «Рента» 12 апреля подало иск о банкротстве МУП УЗСПТС — муниципального предприятия, ведущего строительство Новосибирского метрополитена. Иск зарегистрирован в картотеке Арбитражного суда Новосибирской области.
Компания-истец, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Юлии и Евгении Хван (доли — 33,5 % у каждой) и Константину Киму (33 %). Основной вид деятельности компании — посреднические услуги при сделках с жилой недвижимостью. По телефону «Ренты», указанному в «СПАРК-Интерфакс», находится другая компания Константина Кима — ООО «Спецстрой». Сотрудница «Спецстроя», к которой корреспондент НГС.БИЗНЕС обратился с вопросами о банкротстве УЗСПТС, сообщила, что Кима трудно застать на месте, а телефон директора ООО «Рента» Ольги Архиповой сообщить отказалась. Связаться с сестрами Хван не удалось.
«Рента» — правопреемник генподрядчика строительства станции «Золотая Нива», ЗАО «Финансово-строительная компания» (ФСК), говорится в материалах суда. Тяжбы строителей с муниципальным предприятием УЗСПТС, которое тогда возглавлял Николай Хван, идут с самого ввода станции «Золотая Нива» в 2010 году.
Уже в начале 2011 года ФСК обратилась в суд с иском к УЗСПТС о взыскании более 60 млн руб. В материалах дела говорится, что ФСК и УЗСПТС заключили 18 февраля 2010 года контракт на сооружение тоннельной вентиляции и коммуникаций в составе второй очереди метро от станции «Сибирская» до проектируемой станции «Гусинобродская». Истец указал, что контракт на сумму 110,4 млн руб. был оплачен только на 50,1 млн руб., и добавил к своим требованиям пеню более чем на 30 млн руб. — итого 90,6 млн руб. Муниципальное предприятие с претензиями не согласилось и подало встречный иск на 40 млн руб. Объясняя свою позицию в суде, городское предприятие, в частности, сослалось на «ненадлежащее выполнение работ по гидроизоляции».
Суд встал на сторону подрядчиков. «Выполнение ЗАО "ФСК" работ с существенными и неустранимыми недостатками, которые объективно исключили бы возможность использования их результата, не доказано», — сказано в решении арбитража.
Оплата работ за вентиляцию на «Золотой Ниве» — не единственная взаимная претензия подрядчиков и УЗСПТС. На рассмотрении в кассации находится иск УЗСПТС к ФСК о взыскании 61,9 млн руб. за работы на перегонных тоннелях станции (первые две инстанции этот иск поддержали). Еще один предмет продолжающихся разбирательств — здание по адресу Кошурникова, 51/1, которое ФСК построило для УЗСПТС в рамках инвестиционного договора. Строение в документах суда названо «зданием проектно-конструкторской организации», в его составе уже работает тягово-понизительная подстанция метрополитена.
Корреспондент НГС.БИЗНЕС убедился, что здание еще не достроено: за дверями лежит строительный мусор, арендаторов еще нет. Вход в здание разрешен только ответственным работникам метрополитена.
Мэр Анатолий Локоть отказался комментировать участие в банкротстве УЗСПТС дочерей бывшего депутата законодательного собрания Новосибирской области и экс-начальника МУП УЗСПТС Николая Хвана.
По словам мэра, муниципалитет «не намерен играть в поддавки и будет в суде защищать свое предприятие». «Я твердо говорю, что мы будем защищать свое муниципальное предприятие. Сегодня там сосредоточен грамотный коллектив метростроителей, проектировщиков, инженеров, которые доказали свою состоятельность — даже в промежутке, когда метро не строится, — при решении сложных технических задач, как дамба на Доватора, где оползень грозил парализовать движение в Октябрьском районе, на МЖК», — отметил Анатолий Локоть.
Николай Хван возглавлял УЗСПТС в 2009–2010 годах и отвечал за строительство станции «Золотая Нива». Спустя две недели после открытия станции в октябре 2010 года ее работа была на месяц приостановлена по решению Ростехнадзора. Хван ушел с поста руководителя УЗСПТС после скандала из-за закрытия станции, но избрался депутатом Законодательного собрания Новосибирской области.
Несмотря на уход Хвана из УЗСПТС, следственные органы начали изучать его деятельность на посту главы МУПа. В марте 2015 года Дзержинский районный суд осудил бывшего метростроителя по двум эпизодам растраты с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ) и приговорил его к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Хван обвинялся в том, что, будучи директором МУП УЗСПТС, растратил 229 839 руб. После приговора Николай Хван сложил с себя депутатские полномочия, объяснив это «назначением на должность руководителя предприятия и переездом на новое место жительства в Москву».
По данным «СПАРК-Интерфакс», бывший метростроитель в январе 2013 года учредил ООО «Сибстройконтакт», с марта 2015-го по январь 2016-го был директором этой компании. Организация учреждена в Новосибирске, но в конце 2014 года сменила прописку на Красногорск Московской области.
В 2015 году, пока Николай Хван руководил «Сибстройконтактом», компании удалось выиграть два крупных конкурса Главного управления № 9 Спецстроя России на строительство военного городка и котельной в Кызыле (Республика Тыва). Общая сумма подрядов — более 4,9 млрд руб.
Помимо этого Николай Хван числится директором и владельцем 42 % новосибирского ООО «Русское солнце» (проектирование промышленных и производственных процессов).
МУП УЗСПТС — заказчик строительства новосибирского метро. Также предприятию планируется передать полномочия ликвидируемого МКУ «Гормост» по обслуживанию мостов и сооружений в черте города. Муниципальное предприятие также строит жилую и коммерческую недвижимость, хозяйственную инфраструктуру. Среди текущих проектов компании — ЖК «На Ельцовской» в Заельцовском районе, включающий в себя два 18-этажных дома.
В планах мэрии — продолжать строительство Дзержинской линии метро и расширять инфраструктуру подземки на месте бывшей барахолки, говорил в марте вице-мэр Данияр Сафиуллин. На это потребуется около 2,5 млрд руб. За эти деньги на Гусинобродском шоссе планируется возвести транспортно-пересадочный узел, где будет автовокзал, метродепо, большая гостиница и перехватывающие парковки, а также комплекс сооружений Дзержинской линии метро.
Михаил Руднев
Фото Александра Ощепкова (1), Татьяны Кривенко (2)