Уже после того как в прессе улеглась шумиха вокруг Большого адронного коллайдера, про него наконец-то сняли блокбастер. «Ангелы и демоны» — вторая экранизация популярного разоблачителя мировых заговоров Дэна Брауна, которого ядовитые литкритики прозвали «Умберто Эко для бедных». В режиссерском кресле снова Рон Ховард, снимавший и «Код», в главной роли снова Том Хэнкс, — только Одри Тоту заменили на не столь известную израильскую красавицу Аилит Зорор («Мюнхен»). Нам снова продают оптом кучу тайн католической церкви — вплоть до эксгумации недавно похороненного Папы Римского прямо на наших глазах.
Первая экранизация Дэна Брауна — «Код да Винчи» — получила рекордные сборы и сопровождалась скандалами и протестами религиозных деятелей. Со второй католическая церковь обошлась куда изящнее. Перед премьерой многие СМИ цитировали рецензию на «Ангелов и демонов» из ватиканского печатного органа L'Osservatore Romano — новую ленту снисходительно признали «безобидным развлечением». В фильме же католическая церковь вынуждена идти на поклон к главному герою: оказавшись в затруднительном положении, Ватикан, сглотнув обиду, оставшуюся от предыдущей серии, зовет профессора Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс) на помощь.
Дело в том, что выборы нового папы под угрозой — кардиналы, признанные наиболее вероятными кандидатами, похищены и их вот-вот начнут возвращать в виде, несовместимом с жизнью. Есть подозрение, что за похищениями стоит восставшее из забытых архивов тайное общество иллюминатов — сторонников научного познания мира, на которых католическая церковь вела жестокую охоту в средние века.
В Риме Хэнкс встречает временно исполняющего обязанности главы Ватикана Юэна МакГрегора, — который в сутане становится особенно, душераздирающе, как в дамском романе, хорош собой, — а также свою новую стажерку, брюнетку-физика. Дело в том, что одновременно с похищением кардиналов в Италии в Швейцарии произошло ограбление (с убийством) на Большом адронном коллайдере. С места преступления злоумышленники прихватили сувенир в виде стильного прозрачного контейнера с красиво переливающейся антиматерией, которая взорвется, как только у девайса сядет батарейка (а она уже на исходе). Краденые контейнер и кардиналы спрятаны где-то в Риме — так, чтобы никто кроме Хэнкса их не нашел.
Но хорошие новости заключаются в том, что догадавшись, быстро забываешь эту информацию как малосущественную. Несмотря на вторичность закваски триллера, смотреть «Ангелов и демонов» не скучно: они берут пышностью стиля и старомодной приключенческой наивностью и резвостью.
Если «Код» упрекали в вялости и затянутости, то «Ангелы» вышли энергичными, быстрыми и визуально избыточными: кардиналы и капеллы, каменные химеры и плащи с кровавым подбоем… Да и невозможно показать скучно город Рим: наверху живописная толпа на площади святого Петра, внизу — лабиринты и опасные ловушки для рассеянного ученого.
В поисках тайных знаков Хэнкс, — на бегу читая лекции по истории и выдирая страницы из бесценных манускриптов, — с помощниками носится по старинным храмам и подземельям с остервенением туриста, у которого завтра — самолет, а список достопримечательностей не прочтен и до середины.
Солянка из мировых заговоров и «100 величайших загадок истории», ставшая объектом насмешек в «Коде», в «Ангелах и демонах» пожиже, да и сварена по рецепту «Индианы Джонса» — неважно, что вещает герой восхищенной слушательнице, важно, что сейчас на них из-за угла вывалится труп.
Сочный комикс в багровых тонах притворяется серьезным только шутки ради — Том Хэнкс, например, изображает напряженную работу мысли с подчеркнуто комической мукой на лице. Да и какая уж тут серьезность, когда ближе к финалу католическая церковь обретет своего собственного Бэтмена, который пролетит весь в черном над куполом собора святого Петра и всех спасет.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru