В понедельник, 25 января, тело погибшего 26-летнего новосибирского геолога Александра Рябинина было доставлено в Иркутск, и сейчас родные ждут завершения судмедэкспертизы, чтобы отвезти его на родину. Таким трагическим образом закончилась история младшего научного сотрудника Института минералогии и геологии СО РАН, отправившегося на новогодние каникулы побродить по горам Бурятии и не вернувшегося в установленный срок 11 января домой. По словам спасателей, принимавших участие в поисках, парень погиб 7-8 января, на очередном перевале случайно сорвавшись вниз, — на поиски Рябинина ушла неделя. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил все подробности последнего маршрута ученого.
По сообщению пресс-службы МЧС Республики Бурятия, сотрудник новосибирского Института геологии и минералогии 26-летний Александр Рябинин вышел на маршрут еще 3 января, за день до своего дня рождения, но в назначенный срок — 11 января — не вернулся. Первыми тревогу забили его коллеги из института, когда Рябинин не вышел на работу.
Одновременно за судьбой пропавшего парня стали следить не только новосибирцы, но и жители всей страны. Стало известно, что Александр Рябинин уже неоднократно бывал в Тункинской долине (Восточный Саян), и даже защищал диссертацию в университете по этим местам. В свой последний поход он отправился, по своей привычке, в одиночку, но при этом хорошо экипировавшись, и взял для связи спутниковый телефон, по которому звонил последний раз 4 января.
«Сначала на перевале «Динозавр» мы нашли туру с запиской, датированную 6 января, с указанием, что Рябинин двигается в направлении перевала Иванникова, потом, на реке Зун-Хандагай, в районе озера, при подходе к перевалу Иванникова мы обнаружили следы его снегоступов, затем нашли часы с металлическим браслетом, и дальше, у подножия перевала, — тело Рябинина под толщей снега», — рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ начальник Бурятской республиканской поисково-спасательной службы Павел Шубин.
То, что на поиски погибшего геолога ушла неделя, начальник поисковой группы объяснил тяжелейшими погодными условиями. В дни, когда произошла трагедия, температура в горах опускалась ниже 30 градусов, были метели. Кроме того, первоначально не было никакой информации о маршруте, по которому идет Рябинин. А от места последнего выхода на связь, в районе которого спасатели сразу же сосредоточили все силы, Рябинин, как потом оказалось, ушел на значительное расстояние.
«Рябинин погиб моментально от тяжелой черепно-мозговой травмы, — сообщил доктор поисковой группы Руслан Гармаев. — Судя по тому, что мы увидели, он ступил на снежную «доску», упал и покатился прямо на выступавший внизу камень.
От удара головой у него даже каска треснула, а падение было столь стремительным, что парень даже не успел сгруппироваться. Если бы не тот камень, остановивший падение, Рябинин остался бы жив». В рюкзаке новосибирца спасатели нашли мешочек сухарей, две пачки «Роллтона», кусочек сала и кусочек шоколадки. Спутниковый телефон был цел.
«Саша всегда бредил поиском, походами, и в геологии оказался неслучайно, — рассказал товарищ погибшего Сергей Скузоватов. — Он буквально дышал геологией, при этом не оставлял и туристическую деятельность — буквально не вылезал из походов. Это был очень хороший человек и профессионал своего дела». Похороны Рябинина намечены на конец этой недели, после того как его тело привезут из Иркутска.
По мнению гендиректора туристической фирмы «Братья Говор», заслуженного мастера спорта по туризму, неоднократного призера чемпионатов страны по спортивным походам Валерия Говора, эта трагедия в очередной раз высветила проблему «диких» походов. «Никогда нельзя ходить одному там, где существует опасность схода лавины или можно замерзнуть, — говорит Валерий Говор. — Если индивидуалист, а по-простому — «дикарь», пошел в одиночку в тридцатиградусные морозы, то тут даже обсуждать нечего.
Это все равно что подписать смертный приговор. И неважно, сколько раз до этого у тебя получались удачные одиночные походы, каждый новый раз только увеличивает шансы стать последним».
С большой опасностью «одиночных» походов в сложные погодные условия согласился и начальник поисковой группы Павел Шубин, искавшей Рябинина: «Я сам по молодости ходил «в одного», но понял, что для меня это неприемлемо. Видимо, Александр был не только сильным духом и в экстремальных ситуациях надеялся исключительно на себя, но и любил одиночество».
Андрей Ткачук
Фото lifenews.ru (1), nature.baikal.ru (2), krutomer.ru (3)