![«Как будто еду на исправительные работы». Репортаж из пробки на площади Труда в час пик (угадайте, сколько мы ехали) В утренний час пик пробка на мосту на правый берег, вечером можно застрять по пути на левый берег | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/94/49/d89449eed781d8a6032c957ffba467c5/656x438_1:5593_87b834ae92795c8706775d0d1d8979a1@3000x2000_0xKfwJU6n9_4171611275864102138.jpg.webp)
Площадь Труда в Новосибирске — место знаковое. Здесь строится южная часть транспортной развязки четвертого моста. Стройка идет в районе площади Труда, улиц Широкой, Троллейной и Ватутина. Кроме моста обещают построить 15 съездов разной протяженности. Но это будущее, а в настоящем — сужение полос, ямы, пробки и нервные водители, которые вынуждены преодолевать это препятствие. Журналист НГС Анна Богданова проехала через площадь Труда в утренний час пик. Подробности — в субъективном репортаже автомобилиста из правобережья.
![Утром на площади Труда пробки достигают 10 баллов | Источник: «Яндекс.Навигатор»](https://n1s1.hsmedia.ru/13/bc/1f/13bc1fbf551ff2d37a89c428ddfe9a2f/540x547_1_75939f3d2e01e9fb9fe0ca4142f4e895@540x547_0xNizGfzTi_7517764268429131192.jpg.webp)
Для начала хочу сказать, что я никуда не опаздывала. Поэтому градус восприятия действительности был ниже, чем у тех, кто спешил, оттого больше нервничал, преодолевая препятствия в виде ям, скопления машин и нервных соседей по дороге.
Со стороны Владимировской я выехала в 08:40. Навигатор показывал разноцветную карту: красный, желтый, зеленый. Зеленым цветом раскрашен участок дороги с правого на левый берег — в будни утром это направление не так популярно, для него припасен вечер. А вот в сторону правого берега в час пик аншлаг. Самый большой затор навигатор показывал на площади Труда со стороны Станиславского, на пересечении Планировочной и Ватутина.
Итак, движемся в сторону точки Б. Настраиваюсь замечать все детали дороги, но пока кроме городской серости и тумана со стороны реки ничего сильно не впечатляет — на Владимировской относительно гладко, не зря два года назад на ремонт дороги потратили 160 миллионов.
![Концессионное соглашение о строительстве моста подписали еще в 2017 году | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/df/17/49/df1749b070f6d5c569d406be24eda4ae/656x438_1:5593_59d65a20b2e8bb3b1b30fb1ceb7a0a1e@3000x2000_0xZ0IHaoew_1548419274854424296.jpg.webp)
В очередной раз на Владимировской привлек внимание симпатичный домик, из которого валит дым (знающие люди говорят, что он до сих пор отапливается углем). Проезжаю мимо горы черного снега — там точно снег, не земля. Прийти в себя и вернуться к насущному помогают ямы, как будто машине дали подзатыльник. А водителю — напоминание, что нужно быть внимательным и готовым к очередной дорожной задаче.
Подрезает резвый седан, я успеваю прочитать на заднем стекле машины слово «УНИЧТОЖЕНИЕ». Остальные слова написаны мелким шрифтом — полагаю, речь шла про каких-то вредителей. Потом резко тормозит — ямки весной сгодятся на роль лежачего полицейского, который остановит даже самого смелого лихача.
Светофор. Успеваю прочитать рекламу на баннерах: «Берег. Особенно легко дышится», «На берегу совсем другая жизнь» или «Осторожно. Прекрасные закаты». Баннер «VK.Музыка: слушайте друг друга» меняется на всплывающую букву Z. Весна чувствуется не по солнцу и набухшим почкам (пока эта роскошь нам недоступна), а по самокатам, которые как-то робко стоят в ожидании клиентов.
![В марте Минстрой Новосибирской области заявил, что график строительства и стоимость крупных объектов в Новосибирске менять не планируется | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/11/1b/15/111b15e5d84c34a9e6b54ca1e32ddc68/656x438_1:5593_d323e106f6509a05f596cf952731f9a6@3000x2000_0xwOx9khWi_0315865743162537196.jpg.webp)
На подъезде к мосту движение становится более плотным, но к проезду Энергетиков мы летим как на крыльях, хотя чувствуем завистливые «взгляды» фар машин, выстроившихся на мосту в противоположную сторону.
Проезд Энергетиков. Серые краски, грязные машины, ЛЭП, трубы, разношерстные баннеры с рекламой СТО, дребезжащие на ветру остановки. Улица недлинная, можно и потерпеть. Терпение пригодится — «вишенка» впереди.
«Мы делаем цветы доступнее», «Эстетика. Гарантия качества» — подбадривает реклама. Кстати, ее довольно много в этом направлении — надо же как-то развлекать возвращенцев из правобережья.
![В начале апреля губернатор НСО раскритиковал ямочный ремонт Новосибирска | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/70/20/20/702020b5586f40febcfe2216c3e52114/656x438_1:5593_e052647563fef685d222084001354040@3000x2000_0xM1N7d0D4_1797300840936889095.jpg.webp)
Ощущение от подъезда к площади Энергетиков волнительные. Как будто еду на исправительные работы, и уже известно, что там заставят делать. В голове «Крематорий»: «Мусорный ветер, дым из трубы, плач природы, смех сатаны. А всё от того, что мы любили ловить ветра и разбрасывать камни... Дым на небе, дым на земле, вместо людей — машины…»
На припеве я доезжаю до площади Энергетиков. Пешеходный мост, закрытый листами из поликарбоната двух цветов — серого и желтого. Всё бы ничего, но грязный, как проползшая по песку змея.
Очередной «подзатыльник». На сей раз не круглая симпатичная ямка, а прямоугольный участок, где срезали старый слой асфальта. С проезда Энергетиков мы заезжаем на площадь Энергетиков — по возможности энергично.
![Летом на площади Труда в пробке можно простоять | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/4a/6d/9f4a6d4e23eae927b7ee0ed16a1141ef/656x438_1:5593_83aef8424b86fcd211ecf4ccf9d7da3a@3000x2000_0xblf8xl1R_8419729708938661765.jpg.webp)
Площадь Энергетиков как будто всем видом напоминает нам высказывание Конфуция: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Неудобно, некрасиво — потерпите, чтобы потом проснуться в другой реальности. Другая реальность в нашем случае — современные развязки с гладкой дорогой, свежей разметкой и возможностью попасть на новый, четвертый мост, который пытаются построить в Новосибирске уже несколько лет.
Полосы сужаются. Синий пыльный забор, увешанный симпатичными, но такими же пыльными лампочками, которые помогают не запутаться в темное время. Бетонные блоки на кольце похожи на частички конструктора «Лего». Кругом свисают плохо натянутые рыжие сетки, стоит техника.
Миновали площадь Энергетиков, едем к площади Труда. Возникает легкое чувство неловкости перед теми, кто ждет на Станционной, когда мы уже проедем.
![На развязке обещают обустроить 15 съездов длиной от 14 до 784 метров | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/1c/95/cf1c9543f08cbd9d54ea29ebc270f834/656x438_1:5593_72a928a53fcb4b793352ad0325dc67a7@3000x2000_0xY71alwhf_1791053798180017439.jpg.webp)
В декабре прошлого года губернатор Новосибирской области Андрей Травников говорил, что строительство четвертого моста не связано с пробками на левом берегу.
— Если посмотреть сегодня, стройка четвертого моста никоим образом не ограничила пропускную способность кольца на Станиславского и на площади Труда. Водители видят, что какое количество полос было до стройки, такое и осталось. Может быть, выезд с улицы Станционной стал более сложный, заужен. Сами площади — они остались в конфигурации, как это было до начала стройки, — объяснил губернатор области.
Ну что ж, значит, и привыкать ни к чему не нужно. Как было, так и осталось: готовимся ужаться и ждать. Кстати, губернатор предположил, что улучшить пропускную способность можно, если отремонтировать покрытия на площадях, и тогда увеличится скорость движения. С этим точно вряд ли поспоришь.
Вокруг двух колец много дежурных автоинспекторов. Наша задача № 1 — быть в потоке, чувствовать момент, сильно не прижиматься, соблюдать дистанцию. Ведь даже если всё идет по плану, один «подзатыльник» — и придется звать на помощь стоящего наготове инспектора. Представляете, что такое авария на площади Труда в час пик? Мало не покажется, особенно летом.
![Четвертый мост обещают построить в 2023 году | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/1b/38/4f1b38e4d942157c4fa5697a19412045/656x438_1:5593_d7d46c087067d6de573040a356c9fb15@3000x2000_0xlAdOZOzX_7396492058153684864.jpg.webp)
Пробираюсь к площади Труда по колдобинам. Машины едут медленно, осторожно. В глаза бросается баннер «Оберег. Знаем, что защищаем» (показалось, что это какие-то масла для машины, но может, и нет). Кругом указатели со стрелками, дорожные знаки, сообщающие о том, что идут строительные работы.
Площадь Труда — кульминация путешествия. Помимо транспортных потоков с Широкой, Ватутина и Станиславского, через кольцо проходит трамвай. Машины должны пропускать транспорт, но для кого-то это становится сюрпризом.
— Какой главный косяк площади Труда? — спросила я накануне у знакомого.
— Ну вообще — это просто сплошной косяк, — ответил он.
![Губернатор говорил, что количество полос в районе площади Труда не изменилось — НГС проверил, так ли это | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/3d/33/a33d33e509243bfc1abcded5f4cf44f2/656x438_1:5593_83f1f44800054a1d81f759b416a2577b@3000x2000_0xv4QyB05q_3431427629166931106.jpg.webp)
На пересечении со Станиславского водители кричат друг на друга клаксонами. Кто-то машет руками, при перестроении аварийку никто не включает — тут не до благодарностей. Нужно как можно интеллигентнее занять свое место в потоке, чтобы стать частичкой этого урбанистического пазла.
Итак, курс на правый берег. Пока стою и думаю, как будет выглядеть новый мост, вспоминаю, сколько он стоит. Машины, свернувшие на Станиславского, как будто предали. Вроде нормально же вместе ехали, а он раз — и слился, а мне тут с Труда пытаться выехать.
Юркий грузовичок подпрыгнул, и стало тревожно за содержимое его будки. Я посмотрела на время: путь от ДК Кирова до площади Труда занял около 15 минут.
![В марте в Новосибирске закончили надвижку пролета четвертого моста через Обь | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/87/01/7f8701e10fa5f0d5d595c4b20c84d8b4/656x438_1:5593_a042c0880d0da3b31c411bf12d28e552@3000x2000_0xN2p9iPKw_2868927378248514166.jpg.webp)
Впереди очередная яма. Если, не дай бог, вы не определились, куда ехать или решили изменить маршрут, в этом случае готовьтесь к минутке ненависти. Кто-то попытался повернуть из левого ряда — водитель «Тойоты» включил поворотник, но через пару секунд выключил, чтобы не злить комьюнити раньше времени.
Передо мной ограждение с табличкой — мол, тут ямка, будьте осторожнее. Спасибо, что предупредили, надо включить поворот и ждать порции доброты от проезжающих мимо.
Передо мной дребезжит белый замызганный бетоновоз, а в голове одна мысль: «Выеду на мостик, и всё закончится». Уровень адреналина вырос. Площадь Труда пройдена, движемся к площади Энергетиков. Энергия так и прет. Тут же экскаватор, рядом троллейбус. На мосту баннер рекламы суши с надписью что-то типа «Рыбный килограммчик за 1650». Здесь бы хорошо зашла реклама успокоительных.
![Мэрия пообещала начать ремонт дорог горячим асфальтобетоном уже в эти выходные | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/e3/81/c1e38158fbcd7ee988d3ed0f6559a8b7/656x438_1:5593_0015a9b0f975f71d485fe06c2670b9e8@3000x2000_0xs00c2dYW_2426960255330777815.jpg.webp)
Ямы на площади Энергетиков уже не раздражают — цель почти достигнута. Осталось обогнать экскаватор и занять нужный ряд, а уже потом посмотреть на домик с колоннами и красивым балконом — здание давно бы уже отреставрировать и фотографировать на открытки. Но концепция этих мест не предполагает таких маневров. Просто смотрим на эти разрушенные здания и представляем, как это могло бы выглядеть.
На проезде Энергетиков уже поднялись клубы пыли. Летом будем ехать на ощупь. Но пока весна, утро пятницы. Ты молодец, с легкостью и достоинством проехал площадь Труда. Можно включить музыку и больше не нервничать. «Прием макулатуры. Уничтожение архивов» — от этого баннера немножко не по себе, но давайте лучше посмотрим речку. На мосту пробка, но не глухая. Едем медленно, но верно. В 09:20 я уже на Урицкого. Сегодня досталось место на самой удобной парковке. Награда.
Что еще почитать про дороги в Новосибирске
Слава Степанов снял с высоты четвертый мост через Обь — 10 завораживающих снимков.
«Недоразумение какое-то вышло»: как свежий асфальт на Станиславского (не) пережил зиму — проверка НГС.
«Как после артналета!» Что осталось от дорог Новосибирска после зимы и когда начнется ремонт.