В Новосибирске собираются развивать не только метрополитен, но и наземный транспорт. Одно из направлений — продление путей до отдаленных жилмассивов. Согласно Генплану, их должны протянуть в Ленинском, Кировском, Калининском, Октябрьском, Дзержинском и Центральном районах. Но пока документы для масштабного строительства не готовы. НГС выяснил, где собираются проложить новые трамвайные рельсы, и узнал у экспертов, улучшит ли это жизнь пассажиров, если планы все-таки осуществят.
Хорошо забытое старое
Трамваи в Новосибирске запустили почти 100 лет назад — в 1934 году. К середине 70-х длина путей достигала 190 километров. Маршрут проходил и через Октябрьский мост, который сдали в 1955 году. Но затем количество путей стали сокращать: например, убрали линию до вокзала Новосибирск-Западный и станции метро «Березовая Роща». А теперь, чтобы решить проблемы с транспортом, линии снова хотят продлевать.
Всего в Новосибирске собираются проложить 60 километров одиночных трамвайных путей. В том числе до «Радуги Сибири», Родников, Клюквенного, Южно-Чемского и Плющихинского жилмассивов. Рельсы хотят также проложить на улицах Широкой, Хилокской, чтобы соединить пути на Связистов и Петухова, на проспекте Дзержинского — от Трикотажной до станции метро «Березовая Роща» и в сторону Каменки. Еще одно направление — улицы Писарева, Ипподромская и Фрунзе.
В 2026 году в Новосибирске собираются начать строить пути к новому автовокзалу на Гусинобродском шоссе, но пока для этого только готовят документы.
За какой счет смогут построить пути — пока не ясно. Власти рассматривают несколько вариантов, в том числе участие в федеральных программах.
— Стоимость реализации проектов по строительству трамвайных линий будет определена только по результатам разработки проектно-сметной документации, — сообщили НГС в пресс-центре мэрии Новосибирска.
НГС попросил новосибирцев, чтобы они рассказали, где, по их мнению, нужнее всего новые трамвайные пути. Оказалось, что горожанам не хватает трамваев там, где линии когда-то убрали.
— От Юго-Западного до Петухова, вернуть на Кошурникова и проспект Дзержинского, — написал zenderlen.
— От Золотой Горки до Олимпийской Славы, — считает читательница Валентина.
— Академгородок, Первомайка, Речной вокзал, — высказался Сергей.
— В Северо-Чемском, просто продлить немного ветку от Оловозаводской, — говорит Наталья.
— Продлить линию на Просторный нужно, вернуть на Дзержинку, где убирали в 2020, — предлагает Мира.
— До Шлюза через дамбу, и дальше пустите до Маркса. Отличный круговой будет маршрут, — считает Елена.
Мнение экспертов
Новые трамвайные пути востребованы в Южно-Чемском жилмассиве, на Родниках, в Клюквенном и «Радуге Сибири». Это связано с тем, что районы растут, в них высокая плотность населения.
— Важно делать пути обособленными, чтоб трамвай не стоял в пробке и доходил до важных транспортных узлов (метро «Золотая Нива», «Площадь Маркса» и «Заельцовская»), — отмечает архитектор-урбанист Вячеслав Удинцев. — Закольцевать Связистов и Петухова в первую очередь не нужно — там пути будут проходить через частный сектор, который имеет низкую плотность. В будущем, если застройка будет развиваться, на улицах Петухова и Связистов появятся бизнес-центры и другие места протяжения, это потребуется.
Восстановление путей на проспекте Дзержинского должно помочь без пробок добираться до станции «Березовая Роща». Этот участок эксперт называет небольшим, но важным.
При развитии трамвайных путей приоритет стоит отдавать отдаленным микрорайонам, считает координатор региональной дорожной инспекции ОНФ Александр Стефанов, — это позволит сделать удобным подъезд к станциям метрополитена. Также трамваи нужны там, где регулярно собираются пробки: например, на Гусинобродском шоссе.
— Трамвай — это одна из важнейших составляющих транспортного каркаса для Новосибирска. С учетом ограниченности финансирования и возможности развивать метро, как это делается в Москве, трамвай может стать определенной альтернативой, чтобы соединить удаленные районы, — заметил эксперт. — Транспорт должен быть удобным для пассажиров, ходить с интервалом в 7–8 минут.
При этом, отмечает Александр Стефанов, важно, чтобы трамваи развивали не в ущерб другим видам общественного транспорта и автомобилям.
Одна из главных транспортных проблем Новосибирска — регулярные пробки. Летом они собираются из-за ремонта дорог и теплосетей, зимой — из-за аварий и нечищенных дорог. НГС поговорил с экспертами, чтобы выяснить, как можно решить эту проблему.