Со стороны не скажешь, но если просмотреть новости, которые публиковались в рубрике «происшествия» на НГС за год, становится понятно: мы провели этот год совсем неплохо. На Новосибирск и его окрестности не было атак беспилотников, по Оби не разливался мазут, и даже ДТП и пожары на фоне страны выглядели очень мирными. Тем не менее настоящие ЧП происходили и в Новосибирской области — и право слово, их нам вполне хватило (пожалуйста, не надо больше). НГС вспомнил самые громкие происшествия уходящего года и собрал из в одну подборку.
5 место. Крышесносный «торнадо»
В конце июля погода в Новосибирской области резко изменилась: летнюю жару сменил мощный циклон. В городе и его окрестностях дело обошлось упавшими деревьями и эффектными видео, снятыми горожанами. А вот в Коченевском районе стихия действительно разгулялась.
На станции Дупленской буря началась рано утром 25 июля, и кажется, обошлась без человеческих жертв только чудом:
— Пока сапоги надели, град пошел, ветер начался шквальный. И как туман был. Я в доме была [в этот момент], — описывала ЧП местная жительница Татьяна Евдокимова. — Смотрю в окно, а там шифер летит, металлочерепица. Муж заходит, говорит: «Таня, у нас крышу смело». Я не понимаю, как так. А он: «Всё, крыши нет у нас».
Супруги оказались далеко не единственными пострадавшими от урагана: в прямом смысле без крыши над головой остались едва ли не все их соседи. Унесенные ветром листы железа, сорванные вместе с обрешеткой, журналисты своими глазами наблюдали в десятках метров от собственных домов.
Обрушившееся на них стихийное бедствие дупленцы называли «торнадо», и хотя такое климатическое явление в Сибири — нечастое, посмотрев на его последствия, журналисты селянам поверили.
4 место. Неожиданный потоп
То, что по весне, когда снег начинает таять, частные дома и тем более дачи в Новосибирске начинает топить, не новость. Но когда в конце в конце августа по улицам Первомайского района потекли реки (в которых даже водилась рыба), местные жители — а вслед за ними и остальные горожане, мягко говоря, были шокированы.
Вскоре обнаружились и источники потопа: небольшие озерца в расположенных неподалеку от улицы Узорной СНТ, переполнились водой, и та хлынула на улицы — сначала в дачные переулки, а потом и в город.
Сначала ликвидировать наводнение пытались работники садоводств своими силами. Потом помпами с ними поделились в отделе ГО и ЧС. Наконец, на дачах буквально поселились муниципальные спасатели, которые круглосуточно качали воду. Но стихия сдаваться никак не хотела: 9 сентября в СНТ «Метростроитель» воды было по пояс взрослому мужчине. К 17 числа уровень воды снизился и состалвял всего 30 см — и то в самых глубоких местах. Но это обстоятельство мало порадовало садоводов и жителей многоэтажек на Первомайке, живущих так близко к дачам, что при желании они могли бы ходить на них пешком.
Несмотря на то, что спасатели в один голос винили в ЧП затяжные дожди и высокий уровень грунтовых вод, первомайские старожилы таких потопов не помнили.
— Версий, почему прибывает вода, много. Говорят, что причина в строительстве Восточного обхода. Кто-то винит застройщика местных многоэтажек, который что-то не там копнул, — говорила журналистам НГС председатель «Метростроителя» Анастасия Кузнецова.
3 место. Поход в один конец
В октябре группа туристов из Новосибирска (большинство — студенты городских университетов и сотрудники научных институтов Академгородка) отправилась в горный поход по республике Алтай. 13 октября группа из 12 человек вышла на маршрут, а уже 14-го — произошло трагическое ЧП. Группа попала под камнепад.
18-летняя студентка НГУ Маргарита погибла на месте под завалами, еще двое студентов, 21-летний Алексей из НГТУ и 22-летняя Виктория — пострадали. Парень получил перелом бедра, девушка отделалась сотрясением мозга.
За судьбой застрявшей в горах группы новосибирцы и родственники студентов (многие из них приехали учиться в Сибирь из других регионов) следили сутки. Части группы пришлось остаться на месте происшествия с раненым Алексеем и телом погибшей Маргариты. Из-за проблем с погодой спасателям пришлось отправиться в горы, чтобы эвакуировать студента, пешком.
По факту гибели 18-летней студентки возбудили уголовное дело, но это, похоже, тот самый случай, когда винить некого, кроме судьбы: группа была по всем правилам зарегистрирована в МЧС, ее вел опытный турист с большим стажем, а будущие походники успели перед путешествием познакомиться и вместе потренироваться.
2 место. Бунт, побег и кружочки для мамы
Одним из самых серьезных происшествий стал побег военнослужащих из части в Коченеве 12 ноября 2024 года. ЧП вроде и не имело серьезных последствий для мирных жителей поселка и новосибирцев, но всколыхнуло даже не Новосибирскую область — всю страну.
В тот день вечером коченевцы заметили необычную концентрацию полицейских машин на заправках, усиленные патрули на въездах в райцентр — и не услышали никакой официальной информации.
Лишь на следующий день глава Коченевского района написал на своей официальной страничке, что накануне 10 военнослужащих самовольно оставили часть и ушли поразвлечься (позже появилась информация, что на самом деле беглецов было 12, но подтвердить или опровергнуть это журналистам не удалось; в распоряжении редакции имеется всего 9 ориентировок).
Больше никакой официальной информации ни журналистам, на населению никто не предоставил — и Коченево стремительно наводнили тревожные слухи. Якобы бойцы вооружены, и уже ограбили ночной ларек и машину.
— Такую фигню говорят: что они с оружием были, что ОМОН поломали. Вы видели фотографии их? Обычные мужики, двое — такие дети! Один из них 2005 года рождения, вот такого [небольшого] ростика, — рассказывала НГС местная жительница Оксана (имя девушки изменено по ее просьбе). — Просто сбежали подышать. Двоих, я знаю, поймали, так они с девчонками просто сидели, пиво пили!
Однако, несмотря на то, что никаких преступлений беглецы действительно не совершили, причиной их побега, судя по оказавшемуся в распоряжении редакции НГС видео и рассказу мамы одного из контрактников, было кое-что другое.
По словам мамы 24-летнего военнослужащего Екатерины С., ее раненый сын лечился в госпитале в Красноярском крае, но затем его, ничего не объясняя, отвезли в Новосибирск.
Бунтовщики, среди которых были и неоднократно судимые, и погрязшие в долгах парни из глубинки, и полные патриотизма молодые люди планировали разъехаться по родным регионам, но итог их самодеятельности был быстр и бесславен. Беглецов поймали и вернули в военную часть. Их дальнейшую судьбу узнать не удалось.
1 место. Кругом вода
2024 год буквально начался с аварий. В первый раз старые трубы на левом берегу Новосибирска прорвало вскоре после окончания каникул, в ночь на 11 января в районе улицы Пархоменко. Без тепла и горячей воды тогда остались не просто десятки или сотни домов, а два района. В часть домов отопление удалось вернуть, но десятки многоэтажек продолжали вымерзать. Пострадавшим жильцам даже начали выдавать тепловентиляторы, но согреться люди не успели.
17 января старые коммуникации рванули снова — на этот раз на Котовского, и эта авария как будто добила город. Третий прорыв, на Петропавловской, не заставил себя ждать и произошел уже 19 января. Коммунальщики работали практически круглосуточно, причем не только новосибирские, но и из близлежащих городов, с Алтая и Кузбасса. В городе ввели режим ЧС.
СК возбудил еще по следам первой аварии уголовное дело, обжегшиеся во время прорывов новосибирцы отсудили в общей сложности 1,5 миллиона рублей у дочки СГК, и даже те, кто просто мерз в квартирах, подали к энергетической компании коллективный иск. Рассмотреть дело все еще не могут: каждое заседание начинается с присоединения новых и новых истцов.
Казалось бы, все вместе стало для города серьезным уроком: ремонты коммуникаций проводили в Новосибирске с первых дней тепла и до поздней осени. Но с наступлением первых, еще несерьезных ноябрьских и декабрьских холодов зимы 24-25 старые трубы вновь начали рваться, оставляя людей замерзать. Не только на правом берегу, но и на вдоль и поперек перекопанном левом.