Торговля в 2024 году пребывала в приподнятом настроении. За первые десять месяцев продовольственный ретейл прибавил по сравнению с предыдущим годом почти 11%, а непродовольственный — больше 13%. Хватало на рынке и интересных событий. Обозреватель НГС Стас Соколов собрал самые заметные из них.
Rukea из Казахстана
Год начался с веселой новости — в Новосибирске опять заработал магазин с товарами шведской компании IKEA. Но, как говорится, были нюансы. Нет, шведы не решили вернуться на новосибирский рынок, магазин, который сейчас патриотично называется Rukea, предложил горожанам товары шведской компании, ввезенные в Россию через третьи страны. Разумеется, не все — открытая торговая точка занимает места не больше, чем столовая в составе настоящей IКЕА.
Магазин открыли предприниматели, у которых уже был опыт подобной торговли в Казахстане. Шведская компания не дошла, и предприимчивые люди наладили поставки наиболее ходовых позиций из России. А когда гипермаркеты у нас закрылись, то выкупили какую-то часть товарных остатков.
Магазин работает до сих пор, и желающие могут прикупить там какие-то домашние аксессуары, простую мебель, постельное белье и т. д. Стоит всё это существенно дороже, чем могло бы в настоящей IКЕА. Но Rukea торгует не столько вещами, сколько эмоциями. А на позитивные эмоции денег жалко быть не должно.
Конец «Универсама»
В апреле прекратил работать даже тот, урезанный супермаркет, который остался в здании бывшего «Универсама» на Ленина после того, как владельцы в конце 2023 года переделали его в фуд-корт под названием «Рестохолл». Некоторое время по рынку ходили слухи, что на освободившиеся площади вот-вот сядет какой-то крупный федеральный ретейлер. Что, в общем, было бы совершенно логично, небольшое количество арендаторов фуд-корта вряд ли позволяло содержать здание «Универсама», да еще что-то зарабатывать. А большой супермаркет не только увеличил бы арендные поступления, но и привлек бы сюда новую публику.
Однако месяцы шли, а вход в помещения закрытого продовольственного магазина так и оставался плотно завешенным тканью. В «Рестохолле» закрылось две точки (но открылась парочка новых), комплекс продолжает работать, занимая от силы четверть всей площади здания. И когда дело сдвинется с мертвой точки — неясно. Логика владельца «Универсама» понятна. Ему хотелось бы снести устаревший объект и построить на этой «золотой» земле какой-нибудь объект, который принес бы быструю отдачу. В идеале таким объектом мог бы стать элитный дом, на продаже квартир в котором можно было заработать так, чтобы не думать больше об управлении недвижимостью. Но сейчас эта перспектива выглядит еще более призрачной.
Смена приоритетов «Мария-Ра»
Алтайская сеть в последние годы была лидером местного рынка (по крайней мере, по количеству магазинов). Лидерство это она утратила еще во второй половине 2023 года. Но в этом году у нее впервые начало сокращаться количество магазинов. Снижение это пока вроде бы совсем невелико — по сравнению с пиковым значением стало меньше всего на семь торговых точек, сейчас их 292. Но основной соперник алтайцев — столичная X5 — темпов не снижает. Сейчас только у «Пятерочки» уже 332 магазина, да еще 54 — в сети «Чижик».
И, видимо, процесс этот вспять уже не повернуть. Алтайская компания начала уже даже искать арендаторов на имеющиеся в ее распоряжении помещения. Размеры выставленных площадок позволяют предположить, что владельцы «Марии-Ра» готовы отказаться еще от какого-то количества магазинов, если найдут на их площади арендаторов.
Но это вовсе не значит, что «Мария-Ра» собирается уходить с рынка. Напротив, осенью, например, компания начала демонтировать в Северо-Чемском жилмассиве двухэтажный ТЦ советской постройки. На его месте планируется возвести современный торговый центр большего размера. И совсем не обязательно открывать там собственный супермаркет. Владелец недвижимости зарабатывает на аренде вне зависимости от колебаний курсов валют и конкурентной ситуации на розничном рынке.
Замена «Леруа Мерлена»
Французская сеть «Леруа Мерлен» была одним из немногих иностранных ретейлеров и вообще больших бизнесов, которые остались в России после 2022 года. Такая стойкость объясняется не какой-то иррациональной любовью к России. По данным агентства AFP, в 2023 году российский рынок обеспечил французской сети 20% всей чистой прибыли, которую смогла получить компания, то есть 1,1 миллиарда евро.
Отчасти это случилось по причине ухода из России основного конкурента «Леруа Мерлен» — немецкой сети OBI. Теперь «Леруа» остался единственным игроком такого масштаба на рынке. Но даже столь выигрышное положение не заставило французов остаться. И дело даже не в имиджевых рисках. Просто в условиях всё усиливающихся санкций управлять бизнесом в России компании из Западной Европы становилось всё сложнее.
В 2023 году французы объявили, что передают управление магазинами российскому менеджменту. В 2024 году стало известно, что бренд уходит из России, а магазины сменят название на «Лемана ПРО». Первый гипермаркет был переименован в подмосковных Мытищах в середине августа, но новое наименование начало появляться в рекламных материалах сети еще раньше.
Кафе в «Пятерочках» и «Магнитах»
Крупнейшие российские сети супермаркетов «Пятерочка» и «Магнит» решили всерьез взяться за рынок общественного питания. Зоны кафе в отдельных магазинах у них, конечно, существуют давно. Однако в этом году «Пятерочка» зарегистрировала новую собственную марку «Пятерочка кафе», под которой в сети продается готовая упакованная еда. Кроме того, все новые магазины теперь открываются с зонами кафе, где есть кофейные автоматы, свежая выпечка и некоторое количество посадочных мест. Сейчас в Новосибирске уже почти 200 «Пятерочек» оснащены кофе-машинами, а количество позиций готовой еды превысило сотню.
Старается не отставать и «Магнит». Собственной марки готовой еды здесь пока нет. Но сами такие продукты тоже можно найти в большинстве магазинов. А в зоне кафе (там, где они есть) здесь могут предложить не только выпечку и микроволновку, чтобы разогреть готовое блюдо с полки. В обновленном магазине на Семьи Шамшиных, например, предлагают свежеприготовленные хот-доги, креветки в панировке, куриные крылышки и т. д. То есть, по сути, подобные встроенные кафе уже могут конкурировать по ассортименту с небольшими закусочными.
Отступление «ЖизньМарта»
Уральская сеть магазинов готовой еды вышла на новосибирский рынок осенью 2023 года, обещая ни много ни мало переворот в подходе к торговле. Ее магазины действительно мало похожи на всё, к чему привыкли новосибирцы. Это были не кофейни, хотя кофе здесь готовили в профессиональных кофе-машинах, не столовые при наличии десятков готовых блюд, которые можно было разогреть на месте. Сюда можно прийти просто поработать, взяв недорогой напиток, в заведениях были даже собственные общедоступные туалеты и бесплатная питьевая вода.
Публика вроде бы встретила новичка неплохо, все точки в 2ГИС имеют оценки выше 4. У некоторых продуктов появились преданные поклонники. Но посетителей в магазинах было откровенно недостаточно в час пик. При этом большая часть ассортимента «ЖизньМарта» составляют товары с коротким сроком хранения, которые по истечении этого срока подлежат списанию. К тому же магазины открыты, как правило, на довольно дорогих площадках с большим трафиком. При этом «ЖизньМарт» столкнулся сразу с несколькими сильными конкурентами. С одной стороны, есть сеть «Ярче!» с ее низкими ценами, с другой — обилие кофеен, предлагающих, как правило, недорогую еду навынос. Не говоря уже об отделах кулинарии супермаркетов.
Результат не заставил себя ждать. В ноябре закрылись первые торговые точки сети, и к началу декабря таких точек стало уже пять (почти 30% от всего количества работавших магазинов). И сейчас изначальные планы обзавестись в Новосибирске 77 магазинами выглядят уже чересчур амбициозными.
О том, с какими проблемами сталкиваются региональные и федеральные ретейлеры, а главное, как они собираются эти проблемы решать, читайте в репортаже с круглого стола, организованного на выставке «Сибирская продовольственная неделя».