
В Rukea можно купить сувениры из IKEA
Торговля в 2024 году пребывала в приподнятом настроении. За первые десять месяцев продовольственный ретейл прибавил по сравнению с предыдущим годом почти 11%, а непродовольственный — больше 13%. Хватало на рынке и интересных событий. Обозреватель НГС Стас Соколов собрал самые заметные из них.
Rukea из Казахстана
Год начался с веселой новости — в Новосибирске опять заработал магазин с товарами шведской компании IKEA. Но, как говорится, были нюансы. Нет, шведы не решили вернуться на новосибирский рынок, магазин, который сейчас патриотично называется Rukea, предложил горожанам товары шведской компании, ввезенные в Россию через третьи страны. Разумеется, не все — открытая торговая точка занимает места не больше, чем столовая в составе настоящей IКЕА.
Магазин открыли предприниматели, у которых уже был опыт подобной торговли в Казахстане. Шведская компания не дошла, и предприимчивые люди наладили поставки наиболее ходовых позиций из России. А когда гипермаркеты у нас закрылись, то выкупили какую-то часть товарных остатков.
Магазин работает до сих пор, и желающие могут прикупить там какие-то домашние аксессуары, простую мебель, постельное белье и т. д. Стоит всё это существенно дороже, чем могло бы в настоящей IКЕА. Но Rukea торгует не столько вещами, сколько эмоциями. А на позитивные эмоции денег жалко быть не должно.
Конец «Универсама»

Посетители «Рестохолла» начинают уже забывать, что когда-то здесь был супермаркет
В апреле прекратил работать даже тот, урезанный супермаркет, который остался в здании бывшего «Универсама» на Ленина после того, как владельцы в конце 2023 года переделали его в фуд-корт под названием «Рестохолл». Некоторое время по рынку ходили слухи, что на освободившиеся площади вот-вот сядет какой-то крупный федеральный ретейлер. Что, в общем, было бы совершенно логично, небольшое количество арендаторов фуд-корта вряд ли позволяло содержать здание «Универсама», да еще что-то зарабатывать. А большой супермаркет не только увеличил бы арендные поступления, но и привлек бы сюда новую публику.
Однако месяцы шли, а вход в помещения закрытого продовольственного магазина так и оставался плотно завешенным тканью. В «Рестохолле» закрылось две точки (но открылась парочка новых), комплекс продолжает работать, занимая от силы четверть всей площади здания. И когда дело сдвинется с мертвой точки — неясно. Логика владельца «Универсама» понятна. Ему хотелось бы снести устаревший объект и построить на этой «золотой» земле какой-нибудь объект, который принес бы быструю отдачу. В идеале таким объектом мог бы стать элитный дом, на продаже квартир в котором можно было заработать так, чтобы не думать больше об управлении недвижимостью. Но сейчас эта перспектива выглядит еще более призрачной.
Смена приоритетов «Мария-Ра»

«Мария-Ра» перестала быть самой крупной сетью супермаркетов в Новосибирске, но у нее осталось много недвижимости
Алтайская сеть в последние годы была лидером местного рынка (по крайней мере, по количеству магазинов). Лидерство это она утратила еще во второй половине 2023 года. Но в этом году у нее впервые начало сокращаться количество магазинов. Снижение это пока вроде бы совсем невелико — по сравнению с пиковым значением стало меньше всего на семь торговых точек, сейчас их 292. Но основной соперник алтайцев — столичная X5 — темпов не снижает. Сейчас только у «Пятерочки» уже 332 магазина, да еще 54 — в сети «Чижик».
И, видимо, процесс этот вспять уже не повернуть. Алтайская компания начала уже даже искать арендаторов на имеющиеся в ее распоряжении помещения. Размеры выставленных площадок позволяют предположить, что владельцы «Марии-Ра» готовы отказаться еще от какого-то количества магазинов, если найдут на их площади арендаторов.
Но это вовсе не значит, что «Мария-Ра» собирается уходить с рынка. Напротив, осенью, например, компания начала демонтировать в Северо-Чемском жилмассиве двухэтажный ТЦ советской постройки. На его месте планируется возвести современный торговый центр большего размера. И совсем не обязательно открывать там собственный супермаркет. Владелец недвижимости зарабатывает на аренде вне зависимости от колебаний курсов валют и конкурентной ситуации на розничном рынке.
Замена «Леруа Мерлена»

Новым названием сети уже стало «Лемана Про», но вывески на магазинах пока не сменились
Французская сеть «Леруа Мерлен» была одним из немногих иностранных ретейлеров и вообще больших бизнесов, которые остались в России после 2022 года. Такая стойкость объясняется не какой-то иррациональной любовью к России. По данным агентства AFP, в 2023 году российский рынок обеспечил французской сети 20% всей чистой прибыли, которую смогла получить компания, то есть 1,1 миллиарда евро.
Отчасти это случилось по причине ухода из России основного конкурента «Леруа Мерлен» — немецкой сети OBI. Теперь «Леруа» остался единственным игроком такого масштаба на рынке. Но даже столь выигрышное положение не заставило французов остаться. И дело даже не в имиджевых рисках. Просто в условиях всё усиливающихся санкций управлять бизнесом в России компании из Западной Европы становилось всё сложнее.
В 2023 году французы объявили, что передают управление магазинами российскому менеджменту. В 2024 году стало известно, что бренд уходит из России, а магазины сменят название на «Лемана ПРО». Первый гипермаркет был переименован в подмосковных Мытищах в середине августа, но новое наименование начало появляться в рекламных материалах сети еще раньше.
Кафе в «Пятерочках» и «Магнитах»

Сеть «Пятерочка» в этом году активно начала ставить зоны кафе в уже работающих магазинах
Крупнейшие российские сети супермаркетов «Пятерочка» и «Магнит» решили всерьез взяться за рынок общественного питания. Зоны кафе в отдельных магазинах у них, конечно, существуют давно. Однако в этом году «Пятерочка» зарегистрировала новую собственную марку «Пятерочка кафе», под которой в сети продается готовая упакованная еда. Кроме того, все новые магазины теперь открываются с зонами кафе, где есть кофейные автоматы, свежая выпечка и некоторое количество посадочных мест. Сейчас в Новосибирске уже почти 200 «Пятерочек» оснащены кофе-машинами, а количество позиций готовой еды превысило сотню.

В «Магните» теперь можно быстро перекусить
Старается не отставать и «Магнит». Собственной марки готовой еды здесь пока нет. Но сами такие продукты тоже можно найти в большинстве магазинов. А в зоне кафе (там, где они есть) здесь могут предложить не только выпечку и микроволновку, чтобы разогреть готовое блюдо с полки. В обновленном магазине на Семьи Шамшиных, например, предлагают свежеприготовленные хот-доги, креветки в панировке, куриные крылышки и т. д. То есть, по сути, подобные встроенные кафе уже могут конкурировать по ассортименту с небольшими закусочными.
Отступление «ЖизньМарта»

Закрытый магазин сети на Ядринцевской
Уральская сеть магазинов готовой еды вышла на новосибирский рынок осенью 2023 года, обещая ни много ни мало переворот в подходе к торговле. Ее магазины действительно мало похожи на всё, к чему привыкли новосибирцы. Это были не кофейни, хотя кофе здесь готовили в профессиональных кофе-машинах, не столовые при наличии десятков готовых блюд, которые можно было разогреть на месте. Сюда можно прийти просто поработать, взяв недорогой напиток, в заведениях были даже собственные общедоступные туалеты и бесплатная питьевая вода.
Публика вроде бы встретила новичка неплохо, все точки в 2ГИС имеют оценки выше 4. У некоторых продуктов появились преданные поклонники. Но посетителей в магазинах было откровенно недостаточно в час пик. При этом большая часть ассортимента «ЖизньМарта» составляют товары с коротким сроком хранения, которые по истечении этого срока подлежат списанию. К тому же магазины открыты, как правило, на довольно дорогих площадках с большим трафиком. При этом «ЖизньМарт» столкнулся сразу с несколькими сильными конкурентами. С одной стороны, есть сеть «Ярче!» с ее низкими ценами, с другой — обилие кофеен, предлагающих, как правило, недорогую еду навынос. Не говоря уже об отделах кулинарии супермаркетов.
Результат не заставил себя ждать. В ноябре закрылись первые торговые точки сети, и к началу декабря таких точек стало уже пять (почти 30% от всего количества работавших магазинов). И сейчас изначальные планы обзавестись в Новосибирске 77 магазинами выглядят уже чересчур амбициозными.
О том, с какими проблемами сталкиваются региональные и федеральные ретейлеры, а главное, как они собираются эти проблемы решать, читайте в репортаже с круглого стола, организованного на выставке «Сибирская продовольственная неделя».




















