Недвижимость фоторепортаж «Я умирать здесь буду»: как люди живут в бараках на Троллейке и почему не хотят уезжать — рядом уже растут высотки

«Я умирать здесь буду»: как люди живут в бараках на Троллейке и почему не хотят уезжать — рядом уже растут высотки

Порядки здесь не менялись с середины прошлого века, но мэрия не спешит со сносом

Над двухэтажным бараком возвышается огромный башенный кран, но жители на стройку не жалуются

Три деревянных домика 1940 года «выпуска» недалеко от площади Станиславского сегодня соседствуют с масштабной стройкой. ГК SKY Group возводит на месте примерно таких же бараков жилой комплекс комфорт-класса «Салют»: две башни, современная детская площадка, подземный паркинг. Кажется, ответ на вопрос, когда снесут оставшиеся двухэтажки, очевиден, но нет. Здесь по-прежнему живут люди и уезжать не планируют. Соберутся сносить — хорошо, а пока фасад бы обновить да тротуар по-человечески сделать. Телеграм-редактор НГС Маргарита Резникова увидела жизнь в бараке своими глазами, поговорила с местными жителями и узнала, какие планы на этот район у властей.

Дом, где «всё хорошо»

Выходить на деревянные балкончики может быть опасно

Назвать дом на углу Троллейной и Титова бараком язык не поворачивается. В ясный солнечный день он кажется таким уютным и родным — словно из окна сейчас выглянет бабушка, улыбнется и позовет пить чай с румяными пирожками. Главное, проигнорировать переполненную транспортом Титова и не менее шумную и пыльную Троллейку.

Жители разбили под окнами небольшие клумбы и посадили бархатцы — всё своими силами, несмотря на то что тротуар фактически территории их дома не принадлежит, муниципальный. И хотя заменить старые деревянные окна на новые пластиковые смогли далеко не все, каждое выглядит аккуратно: цветы на подоконниках, кружевной тюль и полосатый кот, внимательно наблюдающий за прохожими. Рамы бы покрасить, но это вопрос не первой важности.

В будний день после обеда на улице ни души. В подъезд не зайти, в домофон не позвонить — входную дверь закрывают на ключ. Пожилая женщина в тапочках, которая направлялась к одному из подъездов, говорить со мной не стала, ссылаясь на то, что живет в доме не так долго. Зато пригласила внутрь и познакомила со старшей по дому.

Порядки в доме не менялись, кажется, всё с тех же 1940-х: половички у входа, хозяйственный веник в углу, доска с объявлениями. Деревянные лестницы заметно прохудились, и в некоторых местах пол застелили линолеумом. Неприятного, пробирающего до поджелудочной, запаха я к своему удивлению не заметила, хотя обычно в старых подъездах именно он встречает гостей у порога. На стенах за все эти годы живого места, конечно, не осталось — от пола до потолка они испещрены трещинами. Заботливые жильцы, впрочем, не отчаиваются: ставят горшки с растениями и хвастаются, что наконец сделали нормальный свет: с датчиком движения.

— Здесь как в своем доме дышится. Убрано всё, чисто, — говорит пенсионерка, и, оглядываясь по сторонам, с ней сложно не согласиться.

«Вы нас тоже сносить будете?»

Валентина Дмитриевна Богданова переехала в дом на Троллейной, 33 еще в начале 1980-х, до этого жила неподалеку, на Титова. Здесь она вырастила троих дочерей, а теперь помогает внуку с уроками — на кухне свое почетное место заняли небольшая меловая доска и карта мира. В перерывах между уроками и поездками на дачу женщина решает общественно значимые вопросы, пусть и в рамках одного дома. Она тут старшая.

Как рассказала Валентина Дмитриевна, на самом деле год постройки их дома — 1936-й. Неудивительно, что почти все жильцы в 18 квартирах — пенсионеры, некоторые живут здесь с самого рождения и покинуть родной дом согласны только «ногами вперед».

В квартирах, признаются жители, без отопления очень холодно

Последний настоящий ремонт на Троллейной, 33 делали еще в 2012 году, говорит старшая по дому. Тогда жильцы своими силами и за свои деньги подключили отопление (раньше оно было печным), провели горячую воду и сделали хороший проезд к дому. Через четыре года им предложили сделать капремонт, но дальше новых щитков в подъезде (чему домочадцы, впрочем, тоже рады) дело не пошло. Стояки в квартирах еще заменили да так, по мелочи, отметила Валентина Дмитриевна.

С тех пор никаких работ в доме не проводилось. Только на следующий год здесь запланирован капитальный ремонт крыши.

— Капремонт с нас очень дорого берут: 15 рублей 52 копейки за квадратный метр. Хотя, если разобраться, капремонта и не было, — с досадой говорит пенсионерка.

А вы можете похвастаться ухоженными растениями в подъезде?

Отопление на этом участке Троллейной ко 2 октября так и не подключили — говорят, из-за аварии на Петропавловской. По графику тепло должны были дать еще 24 сентября, но пока из доступных вариантов — открывать окна на солнечной стороне и греться. В других помещениях нос замерзает уже через 10 минут. Валентине Дмитриевне как старшей по дому каждый день шлют телефонограммы: тепла нет.

— Написали, с трех до восьми часов будет отключено, а нас вообще еще не подключали ни разу, чтобы мы маленько погрелись. Горячей воды всё лето нет, еле теплая бежит. Я последний раз звонила в диспетчерскую, спрашивала, в чем дело, когда отопление дадут. Мне отвечают: «Нигде нет, перенесли, у вас же там всё раскопано». А у нас ничего не раскопано! — возмущена она.

На соседнюю «свечку» местные жители, как ни странно, не жалуются. Валентина Дмитриевна даже сходила «познакомилась» — не с домом, конечно, а с отделом продаж, который застройщик развернул рядом.

— Я их спрашиваю: «Вы нас тоже сносить будете?» Они улыбаются, говорят нет. У них студии больше пяти миллионов сейчас стоят, а у нас за квартиру — миллиончика два, не больше. Дом старый, всё старое, — вздыхает старшая по Титова, 33. — Я интересовалась, когда нас снесут, — сказали, только если строить метро будут. Вообще, что попало: вот как они [в новом ЖК] будут на нас смотреть? 25 этажей, и тут мы вот такие.

Так по проекту должен выглядеть ЖК «Салют»

Сейчас стоимость квартир в ЖК «Салют» стартует от 3,8 миллиона рублей за студию. Полноценная однокомнатная квартира обойдется как минимум в пять миллионов. Позволить себе такое жилье жители старенького барака, к сожалению, не могут, а переезжать в отдаленные районы не хотят.

Дом, где всё плохо

Соседний 31-й дом по улице Троллейной признали аварийным и подлежащим сносу еще в декабре 2018 года. Фундамента здесь нет, поэтому слегка покосившееся деревянное здание заметно просело. Чтобы хоть как-то сохранять тепло зимой (особенно на первом этаже), в паре здешних квартир заменили стеклопакет. Остальные, видимо, спасаются как могут — не без помощи тряпок и одеял.

За домом лежит аккуратно распиленный тополь: говорят, там собираются любители выпить, и рухнувшее когда-то дерево теперь служит им и столом, и стульями. Небольшой пустырь, скрытый от посторонних глаз, явно пользуется популярностью у местных маргиналов: из-под засохшей листвы выглядывают бутылки, а у забора есть стойкое ощущение, что кто-то регулярно справляет там нужду. Всё это, кстати, в 10 метрах от относительно современной детской площадки — ее установили во дворе 33-го дома.

— У них дела совсем плохи: всё валится, сыпется, им вообще ничего не делают, — рассказывает Валентина Дмитриевна. — У них даже горячей воды нет, берут с батарей. Крыша всё время бежит. Тополь как-то обвалился — хорошо, не на дом, так бы его уже не было. Все жалуются, а что делать — денег на ремонт нет.

В это трудно поверить, но на фото — тротуар

Денег, впрочем, нет и на тротуар: в сухую погоду пройти от перекрестка Троллейной и Титова в сторону Пархоменко вполне реально, но чуть пройдёт дождь — берите резиновые сапоги. Весной и осенью подойти к 31-ому дому, добавила Валентина Дмитриевна, не представляется возможным. Жителей топит. Теперь понятно, почему вдоль дороги разбросаны паллеты: они по своей важности для местных не уступают четвертому мосту.

Жизнь продолжается

В целом, несмотря на удручающий вид бараков, здесь продолжает кипеть жизнь: все квартиры заняты, а жильцы ждут ремонта. Можно подумать, здесь одни пенсионеры. Но у дома на Троллейной, 27 меня встретил вполне молодой мужчина — квартира в деревянной двухэтажке досталась ему от родителей, и, по его словам, люди там живут самые разные. Многим просто некуда деваться: свою квартиру, если и продашь, то за бесценок, и на новую банально не хватит средств. Так и живут, пока дом не решат снести.

— Те, кто помоложе, хотели бы, конечно, в новые квартиры переехать, но взамен жилье далеко предлагают, а с нашего ведь ничего не возьмешь, — говорит Валентина Дмитриевна. — Те, кто постарше, так и вовсе говорят, что их всё устраивает. Тут же всё рядом: и магазины, и базары, и метро недалеко.

С ней солидарны и другие жительницы 33-го дома. На вопрос «а не хотели бы вы переехать?» одна из них уверенно отвечает: «Конечно, нет». Аргументы в пользу деревянного и, казалось бы, ничем не примечательного барака самые разные: тут и потолки высокие, и комнаты большие, летом прохладно, а зимой тепло. Своим домом, подхватывают три женщины, они довольны.

Уехать? Да ни за что, я умирать здесь буду. Здесь у меня мать умерла, вся родня умерла и я умру.

Сейчас даже с маргинальными личностями проблем нет, уверяют жители. Если раньше они регулярно оставались ночевать в подъезде, то теперь ход туда им закрыт: старые деревянные двери заменили на железные, и у каждого жильца свой ключ.

Некоторые, конечно, еще дергают за ручку в надежде, что открыто, делится старшая по дому. Кому «повезло», заваливаются спать в подъезде на коврике. Приходится гонять. При этом на углу дома можно заменить небольшую камеру видеонаблюдения — на нее скидывались, в основном, водители.

Этот серьезный кот тоже следит за порядком

— У нас здесь проходной двор. Как пробки, так машины заезжают — потом видят, что нет проезда, и назад разворачиваются. Камеры понаставили: если кто машину поцарапает, так видно будет, — объясняет Людмила Прокофьевна, которая в доме на Троллейной, 33 живет с самого рождения.

— Мало ли, кто начнет тут хулигать, всё увидим, — добавляет её соседка.

В прошлом году под окнами Людмилы Прокофьевны произошла авария. Автомобиль вылетел с дороги на тротуар — еще немного и он бы буквально «заехал на чай» к пенсионерке. К счастью, обошлось, но сбитый на перекрестке забор так и не восстановили.

— Нормально, нечего жаловаться, люди еще хуже живут. Вон 31-й дом: стоит на земле, трубы на земле, крыша течет. Страшно, — заключила женщина.

Дом на Троллейной, 27 доживает свой век чуть в стороне. Он сохранился лучше, чем 31-й дом, но не может похвастаться такой ухоженностью, как 33-й. Самый обычный барак, за угол которого уверенным шагом средь бела дня проследовала компания мужчин — они несли бутылки и пластиковые стаканчики.

Территория здесь небольшая: здание буквально зажато между дорогой, молодежным центром и отделением скорой помощи. Такое расположение, считает местный житель, говорит о том, что дом расселят не скоро.

— Я с десятого года слыхал, что его снесут. Здесь нечего строить взамен. Единственная надежда на расширение дороги, но будут ее расширять, опять же? Это, наверное, зависит от постройки моста, — говорит мужчина. — Хотел бы я, чтобы его снесли? Если честно, да. Но если по-человечески, пусть хотя бы тротуар сделают — даже летом лужи стояли.

Какие планы

В 2ГИС указано, что дом построен в 1940 году. Местные считают, что ремонтировать его уже бессмысленно

Из оставшихся бараков на пересечении Троллейной и Титова аварийным и подлежащим сносу признан только дом № 31, ответили в мэрии на запрос НГС. Расселять его будут силами областного и федерального бюджета, когда — неизвестно. Сроки будут определены лишь после установления объемов финансирования.

— Жильцы дома № 31 по улице Троллейной вправе обратиться в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства по вопросу предоставления жилых помещений маневренного фонда и представить правоустанавливающие документы на занимаемые жилые помещения, выписки из домовых книг, копии паспортов, свидетельства о рождении на детей до 14 лет, — добавили в управлении по жилищным вопросам мэрии.

Дома № 27 и 33 аварийными пока не признали, и сносить их в ближайшие годы никто не планирует.

Что касается развития транспортной инфраструктуры в районе, то на участке Титова от улицы Бийской до Троллейной предусмотрена реконструкция дороги. Как сообщили в департаменте транспорта, до 2030 года. На площади Станиславского также ждут станцию метро — правда, уже больше 30 лет. В этом материале разбирались, какой она могла быть и нужна ли городу.

Совсем недалеко от трёх домиков еще в 2013 году признали аварийной и давно должны были снести деревянную двухэтажку. Но несколько человек никак не могут договориться с застройщиком об условиях переезда. Корреспондент НГС выслушала их, застройщика и побывала на руинах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
57
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Люди везде хотят жить комфортно»: сибирячка ужаснулась жизни в Барнауле — что заставило ее переехать в другой город
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
«Город с насыщенной половой жизнью»: секс-колумнистка НГС — о тайной стороне внешне приличного и скучного Новосибирска
Светлана Гладкова
Переводчик-фрилансер
Мнение
«Ты с кем двигаешься?»: Новосибирск заполонили блатные зумеры — почему школьники делятся на банды, пьют и дерутся до крови
Анонимное мнение
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления