Авто истории В Новосибирске восстановили советский автобус «лазик» — ЛАЗ-695, которому 43 года. Смотрим снаружи и внутри

В Новосибирске восстановили советский автобус «лазик» — ЛАЗ-695, которому 43 года. Смотрим снаружи и внутри

История ЛАЗ-695Н — такими были советские служебные и пригородные автобусы

ЛАЗ-695Н работал на новосибирском заводе атомной промышленности | Источник: Дмитрий КосенкоЛАЗ-695Н работал на новосибирском заводе атомной промышленности | Источник: Дмитрий Косенко
ЛАЗ-695Н работал на новосибирском заводе атомной промышленности
Источник:
Дмитрий Косенко

Сегодня на НГС советский автобус ЛАЗ-695, который до появления легендарного «лунохода» ЛиАЗ-677 был одним из основных пассажирских автобусов в СССР. ЛАЗы использовались на пригородных и служебных перевозках — наш ЛАЗ-695 с индексом Н 1978 года выпуска работал на новосибирском заводе, ставился в гараж и неплохо сохранился для реставрации. Подробнее об автобусе — в рассказе реставратора Сергея Чевтаева.

Первые ЛАЗы появились 65 лет назад | Источник: Дмитрий КосенкоПервые ЛАЗы появились 65 лет назад | Источник: Дмитрий Косенко
Первые ЛАЗы появились 65 лет назад
Источник:
Дмитрий Косенко

Сама модель ЛАЗ-695 выпускалась аж с 1956 года, автобус периодически переживал рестайлинги и смену поколений. Этот ЛАЗ-695Н уже 1978 года — помните такие на наших улицах?

Сергей Чевтаев занимался восстановлением автобуса | Источник: Дмитрий КосенкоСергей Чевтаев занимался восстановлением автобуса | Источник: Дмитрий Косенко
Сергей Чевтаев занимался восстановлением автобуса
Источник:
Дмитрий Косенко

— Исполнение пассажирское, внутригородское, не туристическое. По тем временам был одним из лучших автобусов, потому что зимой он был теплый, в салон поступал горячий воздух от двигателя. Этого хватало, чтобы там было очень комфортно, — говорит реставратор Сергей Чевтаев.

Автобусы ЛАЗ к 80-м годам перешли на пригородные и служебные маршруты | Источник: Дмитрий КосенкоАвтобусы ЛАЗ к 80-м годам перешли на пригородные и служебные маршруты | Источник: Дмитрий Косенко
Автобусы ЛАЗ к 80-м годам перешли на пригородные и служебные маршруты
Источник:
Дмитрий Косенко

К периоду 80-х и 90-х годов ЛАЗы были вытеснены с обычных городских маршрутов более просторными ЛиАЗами, поэтому «лазики» стали по большей части автобусами служебными, отчего и сохранялись лучше. Этот экземпляр работал на 32-м заводе на ул. Объединения, сейчас это «Производственное объединение «Север» Росатома.

Заднее расположение двигателя | Источник: Дмитрий КосенкоЗаднее расположение двигателя | Источник: Дмитрий Косенко
Заднее расположение двигателя
Источник:
Дмитрий Косенко

— ЛиАЗ пришел как раз на смену этим автобусам. Как ЛиАЗы появились, какое-то время ЛАЗы были в первом ПАТП на Гоголя, были в основе такие автобусы. Потом отслуживали 25-й маршрут, он весь состоял из таких, это 80-е и даже 90-е годы.

Сотрудники меняют аккумулятор | Источник: Дмитрий КосенкоСотрудники меняют аккумулятор | Источник: Дмитрий Косенко
Сотрудники меняют аккумулятор
Источник:
Дмитрий Косенко

Наш автобус относительно неплохо сохранился, но все равно требовал восстановительных работ — и по раме, и по салону, и по двигателю.

Автобус заново покрасили | Источник: Дмитрий КосенкоАвтобус заново покрасили | Источник: Дмитрий Косенко
Автобус заново покрасили
Источник:
Дмитрий Косенко

— Оригинальное всё поставили, всё это было привезено со свалок. Всё это оттиралось, всё это ставилось, был то он убогого состояния. Делали всё, начиная от усиления подрамника, заканчивая настилкой резины на пол, все воздуховоды, вся ходовая часть. Ну и косметика, естественно, перекрашивался.

Коррозия поразила силовые элементы | Источник: Дмитрий КосенкоКоррозия поразила силовые элементы | Источник: Дмитрий Косенко
Коррозия поразила силовые элементы
Источник:
Дмитрий Косенко

— Все усилители рамные, всё это переваривалось. Арки колес были уже совсем такие, проваливались сиденья, пришлось полы вскрывать, всё это переделывать.

Двигатель ЗИЛ, объем 6 литров, более 400 Н/м крутящего момента | Источник: Дмитрий КосенкоДвигатель ЗИЛ, объем 6 литров, более 400 Н/м крутящего момента | Источник: Дмитрий Косенко
Двигатель ЗИЛ, объем 6 литров, более 400 Н/м крутящего момента
Источник:
Дмитрий Косенко

Двигатель на ЛАЗы с завода ставился производства ЗИЛ — 6-литровый агрегат V8. Кушали такие зверюги по 30–40 литров бензина на сотню — но кто ж в СССР тогда парился насчет топлива. Коробка передач — тоже ЗИЛ.

Мотор сохранился оригинальный | Источник: Дмитрий КосенкоМотор сохранился оригинальный | Источник: Дмитрий Косенко
Мотор сохранился оригинальный
Источник:
Дмитрий Косенко

— Двигатель капиталился, ставились новые поршни, новые кольца, всё это перетачивалось. На оригинальном номерном двигателе всё это восстановили. Двигатель родной, как он пришел с завода. Коробка вообще в оригинальном состоянии, не знаю, делалась ли она в ПАТП, у нас не делалась, вполне нормально включается. Четыре передачи вперед, пятая назад.

Воздушный фильтр с маслом | Источник: Дмитрий КосенкоВоздушный фильтр с маслом | Источник: Дмитрий Косенко
Воздушный фильтр с маслом
Источник:
Дмитрий Косенко

А это воздушный фильтр мотора — фильтрующим элементом здесь является масляная пленка, на которой оседает пыль.

Салон автобуса в приличном состоянии | Источник: Дмитрий КосенкоСалон автобуса в приличном состоянии | Источник: Дмитрий Косенко
Салон автобуса в приличном состоянии
Источник:
Дмитрий Косенко

Обратите внимание, в каком состоянии сиденья в салоне. Сергей говорит, что это советский оригинал высокого качества, дошедший до наших дней.

Сиденья из дерматина | Источник: Дмитрий КосенкоСиденья из дерматина | Источник: Дмитрий Косенко
Сиденья из дерматина
Источник:
Дмитрий Косенко

— Перетяжку не производили, сиденья оригинальные, всё это советский дерматин. Автобус гаражного хранения же был, солнце его не жарило. Не экокожа, как теперь, а советский дерматин — на хлопчатобумажную ткань наносилось покрытие.

Табличка над окном аварийного выхода | Источник: Дмитрий КосенкоТабличка над окном аварийного выхода | Источник: Дмитрий Косенко
Табличка над окном аварийного выхода
Источник:
Дмитрий Косенко

«Выдернуть шнур, выдавить стекло» — ну кто не помнит эти надписи в советских автобусах. Всегда хотелось выдернуть этот шнур.

Водительское место и руль | Источник: Дмитрий КосенкоВодительское место и руль | Источник: Дмитрий Косенко
Водительское место и руль
Источник:
Дмитрий Косенко

Водительское место. Все шофера сразу делали оплетку на рулевое колесо — с завода оно шло слишком тонким.

Большой педальный узел | Источник: Дмитрий КосенкоБольшой педальный узел | Источник: Дмитрий Косенко
Большой педальный узел
Источник:
Дмитрий Косенко

Это газ и тормоз. По таким огромным педалям не промахнешься.

Огромный рычаг КП | Источник: Дмитрий КосенкоОгромный рычаг КП | Источник: Дмитрий Косенко
Огромный рычаг КП
Источник:
Дмитрий Косенко

Конечно же, «розочка» на рычаге переключения передач — в СССР так украшали автомобили.

Автобус на ходу | Источник: Дмитрий КосенкоАвтобус на ходу | Источник: Дмитрий Косенко
Автобус на ходу
Источник:
Дмитрий Косенко

Сейчас ЛАЗ заводится и прекрасно едет, в планах еще чуть-чуть довести его до ума, пройти техосмотр, чтобы выезжать на мероприятия.

Сейчас доделывают электрику | Источник: Дмитрий КосенкоСейчас доделывают электрику | Источник: Дмитрий Косенко
Сейчас доделывают электрику
Источник:
Дмитрий Косенко

— По электрике — воспроизводим в то состояние, как оно должно быть. Нашли оригинальную схему электропроводки, чтобы все лампочки моргали как положено, — говорит реставратор.

Последние ЛАЗы изготовили в 2010 году | Источник: Дмитрий КосенкоПоследние ЛАЗы изготовили в 2010 году | Источник: Дмитрий Косенко
Последние ЛАЗы изготовили в 2010 году
Источник:
Дмитрий Косенко

А я помню, как ребенком ездил на таком ЛАЗе — только не в красной, а в синей ливрее. ЛАЗы были компактней и расторопней неповоротливых ЛиАЗов. Помню, как нас с базы отдыха вез такой служебный ЛАЗ — на разбитой дороге застрял один «лиазик», его толкали пассажиры. А наш «лазик» легко проскочил этот участок.

Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу «Буратино» — в СССР экономили на металле.

А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.

Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.

Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.

Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
118
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления