Госэкспертиза одобрила строительство двух многоэтажек рядом с историческим домом на Тополевой, 23 в Военном городке. История застройки этого участка тянется уже несколько лет — договор заключили еще в 2018 году. За это время мэрия и застройщик несколько раз подавали друг на друга в суд, а у строительной компании сменился владелец. Сейчас место будущей стройки ограждено забором, а общественники возмущены экспертизой и требуют ее отменить. НГС узнал, когда планируют построить дом, почему это делают с опозданием и как это повлияет на развитие исторического Военного городка.
Что одобрила Госэкспертиза
Положительную экспертизу о строительстве двух домов на Тополевой выпустили прямо перед новогодними праздниками — 25 декабря. Документ появился на сайте Госинспекции по охране объектов культурного наследия — в нем на 48 страницах эксперт выясняет, почему возле памятника архитектуры в Военном городке можно строить 9- и 30-этажный дома.
В проекте будущего ЖК, помимо собственно жилых домов, также есть котельная и трансформаторная подстанция, а у 9-этажки предусмотрена подземная двухуровневая парковка. Строительство одного из домов, 9-этажного, частично заходит в охранную зону исторического здания общежития и теоретически может его повредить. Именно общежитию посвящена значительная часть экспертизы.
Экспертизу заказала компания «Сибирьреставрация», а провел ее новосибирский историк Александр Кошелев. В ноябре–декабре 2024 года сотрудники «Сибирьреставрации» проводили осмотр, и, по их данным, больше всего в здании пострадали фасады — они признаны ограниченно работоспособными.
ООО «Сибирьреставрация» существует с 2020 года. Директор и владелец компании — Артём Блукке. На конец 2023 года, по данным «Контур.Фокус», выручка компании составила 76,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 6,1 миллиона рублей. Выручка при этом выросла на 520%.
Компания активно заключает государственные контракты на реставрацию исторических зданий, их сохранение и выполнение экспертиз. За время своего существования «Сибирьреставрация» получила 18 контрактов на 166,6 миллиона рублей. Например, сейчас компания занимается реставрацией памятника архитектуры «Управление Запсибзолото».
Экспертиза показала, что строительные конструкции дома в целом пригодны к дальнейшей эксплуатации, но нужно выполнить отмостку по периметру, расшивку всех пустых швов фасадных объектов, заменить покрытие кровли, почистить водосточные лотки, восстановить водосточные трубы и примыкания лотков и труб. Также необходимо заменить остекление окон чердака на решетчатые — для лучшего проветривания.
Александр Кошелев объяснил корреспонденту НГС, что экспертиза проверяет, всё ли сделано по закону. И проект 9-этажного здания, который попадает в зону регулирования, параметрам высотности и другим требованиям полностью соответствует.
Общественники, которым не понравилась положительная экспертиза, возмущены, что ее выполняет человек с историческим образованием, тогда как большинство выводов касаются инженерных решений. Александр Кошелев парировал, что его опыт и компетенцию подтвердила Аттестационная комиссия Министерства культуры.
— Мое историческое образование и опыт практической работы в области охраны памятников позволяют мне такие экспертизы проводить, — заверил эксперт.
Будут ли ремонтировать историческое здание
Ремонт на Тополевой, 23, необходимость которого отметила компания «Сибирьреставрация», должны проводить собственники дома, отмечает Александр Кошелев. При этом его много лет назад исключили из программы капитального ремонта и теперь денег на перечисленные работы памятника нет.
Сейчас власти пытаются придумать способ, чтобы дома Военного городка вернули в программу капитального ремонта, но пока решения нет. Изменения в законе «Об объектах культурного наследия» хоть и указывают, что застройщик должен обеспечивать сохранность здания, но никаких юридических обязанностей по ремонту на него не накладывают.
Строить ЖК возле исторического здания Военного городка будет СЗ «Страна. Тополевая», и, как заверили в мэрии, застройщик будет мониторить его состояние на протяжении всего строительства. Для этого компания должна будет провести тендер и заключить договор со специализированной организацией.
Чтобы не повредить здание на Тополевой, 23, застройщик также должен использовать фундаментные плиты для 9-этажного здания и буронабивные сваи — для 30-этажного.
Александр Кошелев также подчеркнул, что в границах охранной зоны строительство новых зданий запрещено. Эксперт надеется, что они не появятся там ни при каких обстоятельствах, и ядро Военного городка будет сохранено.
— К сожалению, панорамный вид военного городка уже изменен, это происходило в течение последних 20 лет. В этом отношении строительство с учетом четких требований от застройщиков — не плохо. В том числе и в части создания социальной инфраструктуры, — пояснил он.
По мнению эксперта, новое строительство даже может способствовать сохранению и ремонту исторических зданий. В пример он привел строительство ЖК MilkHouse в Тихом центре на месте молочного завода.
— Тогда при появлении жилого строительства был проведен комплекс работ, разработан проект по капитальному ремонту и реставрации. И сегодня здание (речь о здании женской гимназии П. А. Смирновой на улице Чаплыгина, 28. — Прим. ред.) является одной из точек притяжения в Тихом центре Новосибирска, — заметил Александр Кошелев.
Он также выразил надежду, что идея развития Военного городка не исчезнет, и он станет местом притяжения и гостеприимства. А за счет развивающейся сферы услуг получится расселить жилые дома и перепрофилировать их.
— Важно, чтобы при этом строительстве была обеспечена сохранность памятников. В этом случае я как эксперт посчитал возможным дать положительное заключение, учитывая, что все нормы тут соблюдены, — резюмировал Александр Кошелев.
Как НГС сообщили в пресс-центре мэрии Новосибирска, разрешение на строительство зданий на участках рядом с Тополевой, 23 пока не выдано, и соответствующих заявок пока не поступало.
Десятилетняя стройка
Компанию, которой принадлежит земля рядом с Тополевой, 23, несколько раз переименовывали. Первый договор о расселении домов на Тополевой мэрия Новосибирска заключала с компанией «Талан-Ростов-На-Дону» в 2018 году, позже компания сменила название на «Талан-Новосибирск». Сейчас она переименовалась в Специализированного застройщика «Страна.Тополевая».
Кроме названия, компания сменила и владельцев: в конце 2017 года ее учредитель Константин Макаров передал 100% застройщика ижевскому ООО «Созидание», которым совладеет вместе с Зульфией Макаровой. С весны 2023 года «Талан-Новосибирск» перешла тюменскому застройщику «Элит Строй». Он, в свою очередь, входит в ГК «Страна Девелопмент» бизнесмена Александра Гайдукова.
«Страна Девелопмент» активна в Тюмени, в частности, ее дочерние застройщики СЗ «Страна М 5» и СЗ «Страна М 6», — группа работает в городе по схеме КРТ.
В Новосибирске у «Страны Девелопмент» тоже есть проекты: свой первый в городе дом на 2-й Сухарной, 109/2 застройщик планирует ввести в 2026 году. Корреспондент НГС направила запрос в компанию с просьбой прокомментировать новый проект, но на момент публикации ответа не было.
Стоит отметить, что часть СЗ «Страна. Тополевая» заложена в Дом.РФ — он, в частности, будет разрабатывать мастер-план для развития всего Военного городка. Сейчас министерство строительства готовит для него техническое задание, в котором будут определены границы территории.
Судебная история ценной земли
Территорию на окраине Военного городка определили под застройку еще в 2018 году. На ней были три признанных аварийными дома. По первому договору компания «Талан» должна была их расселить, снести и построить свои дома до 2026 года. Но всё пошло не по плану.
В 2021 году «Талан» подала иск против мэрии Новосибирска в Арбитражный суд: согласно материалам суда, чиновники должны были изъять землю под аварийными домами до февраля 2019 года, но вовремя этого не сделали. Суд наложил на муниципалитет штраф в размере 50 тысяч рублей.
В том же 2021 году мэрия заявила, что расторгла договор с «Таланом», но участок в Военном городке остался у застройщика. Уже в 2023 году городские власти десять раз подавали иски к тогда уже «Талан-Новосибирск» в попытках вернуть городу спорную землю. Успехом эти попытки не увенчались — в том числе, как следует из материалов Октябрьского районного суда, потому, что ни представители мэрии, ни представители застройщика ни разу не явились в суд на рассмотрение дела.
В октябре 2024 года снова сменивший название (теперь на «Страна. Тополевая») застройщик обратился в Арбитражный суд с требованием поменять в договоре дату окончания стройки с 2026 на 2029 год. Как объясняли представители компании в суде, они рассчитывали, что начнут строительство в 2021 году, когда по договору мэрия Новосибирска должна была передать застройщику землю. Но город сделал это только в июне 2024 года.
Смещение сроков произошло из-за судов мэрии и 17 жителей аварийных домов из-за расселения. Во время судебных споров одно из трех зданий даже горело. Стороны в итоге смогли договориться без суда, но только после этого застройщик смог приступить к сносу.
Что не нравится общественникам
Проект развития Военного городка обсуждают в Новосибирске уже очень давно. Одним из инициаторов нового витка этого обсуждения была Анна Терешкова — на тот момент она занимала должность вице-мэра Новосибирска. В разговоре с НГС она отметила, что начинать стройку сейчас нельзя: сначала должен быть разработан мастер-план всего Военного городка.
— Всё, что без системы, будет вносить изменения не в лучшую сторону. Дома, которые так и были построены, портят вообще весь облик, — отметила Анна Терешкова.
Положительное заключение экспертизы возмутило и членов Новосибирского отделения ВООПИиК, которые активно следят за состоянием Военного городка. Елена Гавровская, например, не понимает, как будут жить люди в новых высотках — ведь в самом Военном городке нет детских садов и больниц, а школа переполнена. У местных жителей часто отключают свет, а все дороги в ямах.
Строительный забор, который огораживает большой участок рядом с домом на Тополевой, 23, по словам Елены Гавровской, практически упирается в историческое здание.
— Сейчас на сайте инспекции висит экспертиза и было объявлено обсуждение. Все общественники очень сильно были разгневаны, возмущены этими махинациями, написали массу заявлений, обращений и замечаний. Должен был быть опубликован протокол, где эти замечания инспекцией изучены и какое-то решение вынесено. Но пока протокола нет, — подчеркнула Елена Гавровская.
Она также добавила, что охранные зоны у исторических домов в Военном городке очень маленькие и практически упираются в контур здания. Из-за этого у застройщиков появилась возможность строить дома близко к ним.
К критике того, как выделены зоны в Военном городке, присоединилась и архитектор Анна Наволоцкая. Она отметила, что дома на территории оценивают отдельно, хотя на самом деле они составляют единый ансамбль из 31 здания, разделенный на три охранные зоны. И хотя экспертиза рассматривала только одно здание — в непосредственной близости от будущей стройки, влиять она будет на весь Военный городок. Анна Наволоцкая считает, что нужно определить новые границы охранных зон, расширив их.
— Общественники уже пять лет активно требуют, чтобы установили новые границы. У нас есть десятки обращений в инспекцию, — добавила архитектор.
Общественники отправили заявление в прокуратуру региона — копия документа есть в распоряжении редакции. В нем они потребовали срочно запретить подготовку к строительству.
Что еще почитать про Военный городок?
Восстановить объекты, построить жилье и место для прогулок: Андрей Травников — о планах по развитию Военного городка.
Зловещие мертвецы. В Новосибирске почти на 10 лет забросили военные недострои — один из них уже забрал детскую жизнь.
Проект развития территории бывшего военного городка в Новосибирске приостановили — объясняем почему.