На телеканале «Пятница» вышел в эфир выпуск программы «Ревизорро», посвященный Новосибирску. Журналистка Елена Летучая проверила несколько заведений гостиничного бизнеса и общепита на соответствие санитарным требованиям — и нашла там тараканов, грязные простыни и пустые пивные бутылки. Проверка Роспотребнадзора, которая побывала в баре, где «Ревизорро» нашла тараканов, ничего не обнаружила — сами рестораторы объяснили инцидент ремонтом печи. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ попытались найти тараканов в скандально известном баре, а также выяснили, что думают о слабых местах в гигиене общепита рестораторы и профессиональные повара.
1 октября телеканал «Пятница» показал выпуск программы «Ревизорро», посвященный Новосибирску. Ведущая Елена Летучая еще в августе побывала в нескольких заведениях нашего города, проверяя, насколько они соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. По информации официального сайта программы, список мест для посещения определили заранее, с учетом жалоб-приглашений, присланных через соцсети. В итоговом выпуске передачи показали, как Елена Летучая проверяет в Новосибирске гостиницу «Центральная», поражаясь сочетанию цены и качества:
Трактир «Печки-Лавочки» на площади Калинина удостоился высокой оценки «Ревизорро», а вот гриль-бар «Шашлыкoff» на Ленина, 12 госпожа Летучая предложила переименовать в «Тараканов». На видео попали насекомые, которые ползают под раковиной, сбиваются в стайки над водосточной трубой и робко обегают разделочные доски на столе. Персонал и руководство «Шашлыкoff» обнадежили московских журналистов, что непосредственно в еду тараканы не попадают. После выхода программы в эфир «Шашлыкoff» разослал по СМИ официальный комментарий. «Съемочная группа была во время реконструкции печи-гриль и сейчас пытается выдать этот небольшой ремонт, который занял всего 2 дня, за постоянный недостаток бара. В связи с ремонтом мы также приглашали ведущую программы «Ревизорро» в другие наши бары, но получили отказ», — заявила пиар-менеджер заведения Яна Лаптева.
О тараканах в гриль-баре на Ленина, 12 рассказывает не только Летучая. На сервисе отзывов Flamp автор нашла несколько гневных комментариев от посетителей, которым составило компанию за обедом или ужином усатое насекомое. В ответ руководство заверяет каждого возмущенного, что регулярно проводит санобработку по договору с Областным центром дезинфекции. Сейчас «Шашлыкoff» приглашает всех желающих на кухню любого из баров сети. По словам госпожи Лаптевой, каждый день у них бывают 5–10 любопытных — каждому выдают халат, бахилы и одноразовую шапочку. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ заглянули в заведение на Ленина, 12 в пятницу, 3 октября. О гипотетическом присутствии тараканов напоминали только ловушки, раскиданные по полу. «Ни о какой антисанитарии не может быть и речи. Хотя на Ленина, 12 этого добиться непросто: в здании много арендаторов, рядом стройка и продуктовый магазин.
Конечно, есть негатив, и наша ошибка, что на время ремонта не закрылись. Но теперь посетителям интересно. Они играют в «Ревизорро», селфи на кухне делают», — пояснили представители заведения по окончании экскурсии.
В базе резюме НГС.РАБОТА корреспондент НГС.НОВОСТИ нашла нескольких шеф-поваров, которые на условиях анонимности рассказали, что происходит на кухнях новосибирского общепита. «При желании антисанитарию можно найти на любой кухне. Представьте, что на вашу личную кухню кто-то ворвался без предупреждения. Что он там увидит? Тараканов — нет, но посуды немытой гора, все заляпано непонятно чем. Но это не значит, что вы готовите плохо. На стол вы подадите все красиво и к приходу гостей приберетесь», — отметила Марина К., повар-бригадир с 20-летним стажем. «Бывает, в кафе нет гардероба для персонала, шубы вешают рядом с продуктами. Или руки официанты моют в общественном туалете, который в зале, — это тоже не дело», — перечисляет Андрей П., шеф-повар, заведующий производством в гостиничных комплексах, кафе и ресторанах. По наблюдениям собеседника, которые подтверждают и в сети «Шашлыкoff»,
новосибирцы чаще всего остаются недовольны не санитарным состоянием заведения, а качеством еды и сервиса: слишком сладкое, слишком соленое, долго ждали и т.д.
Руководитель сети кофеен «Шоколадница» Владимир Хилько считает, что претензии новосибирцев к общепиту справедливы, но рестораторы стали более бдительными. «Забегаловки с плохим отношением к клиентам есть, но их все меньше. На санобработке нельзя сэкономить больших денег, а вот репутацию можно потерять. Ресторанный бизнес очень открытый, не понравилось в одном месте — пошел в другое. С другой стороны, если ты потравил тараканов, а сосед за стенкой — нет, они могут обратно прийти», — рассуждает эксперт. По итогам своего визита на Ленина, 12 Елена Летучая оставила жалобу на сайте Роспотребнадзора. В ведомстве подтвердили факт обращения и отчитались, что провели проверку в течение недели: никаких порицаний заведение не вызвало. Всего за 2014 год Управление Роспотребнадзора по НСО рассмотрело 50 жалоб на предприятия общественного питания — 40 % из них подтвердились. По данным ведомства, из 1400 проб готовых блюд 52 из них оказались неудовлетворительными. За нарушения рестораторов оштрафовали в общей сложности на 280 тыс. руб.
Исполнительный директор Новосибирского областного общественного фонда «Фонд защиты прав потребителей» Евгений Митрофанов считает, что процедура оформления жалобы на заведение общепита изрядно бюрократизирована. «Разрешение на внеплановую проверку заведения дает прокурор, плюс нужны свидетели, что вы ели именно в этом ресторане и именно там сфотографировали таракана. В результате много денег уйдет на судебные издержки, а заведение оштрафуют на тысячу, например», — делится наблюдениями эксперт. Доказать пищевое отравление от ресторанной еды тоже непросто: нужно заключение врача, что вред здоровью нанесла конкретная еда в заведении, а не то, что человек съел потом, придя домой. «СМИ неохотно освещает судебные тяжбы с общепитом. Везде, где фигурирует бренд, есть риск получить иск о клевете», — резюмирует собеседник.
Анна Наумцева
Фото Александра Ощепкова