Коробки с пиццей — это первое, что приходит в голову, если вам нужно организовать на скорую руку вкусный, но непритязательный перекус. Однако в последнее время все чаще и чаще вместо цветастых кругов с колбасой и сыром в офисах, отмечающих дни рожденья и профессиональные праздники, можно встретить ближайших родственников пиццы, а именно пироги.
Формально подняли эту волну «осетинские пироги» (точнее, компания, начавшая их печь и доставлять), но, в сущности, потребность назрела и без них. Пирог, конечно, не так живописен (хотя и с этим можно что-то сделать), зато имеет массу собственных преимуществ. Во-первых, его не обязательно есть с пылу с жару. Ведь как бывает с той же пиццей — даже если ее привезли горячей, то пока все соберутся, пока эту пиццу нарежут и разложат по тарелкам, она уже и остыла. А это уже не то. Пирог же можно есть и комнатной температуры, более того, многие пироги, постояв часок-другой, становятся только вкуснее.
Дальше — начинка. В пицце самое прекрасное, конечно, это запекшаяся корочка. По этой причине лично я признаю только пиццу тонкую, которую можно буквально скатать в рулончик. Но это на самом деле существенно сужает палитру вкусов, поскольку если все запечь с сыром, то разница между продуктами как-то нивелируется. В этом, собственно, и состоит, как представляется, изначальная кулинарная идея пиццы — раскатал кусок теста, набросал на него, что осталось из еды, и новое блюдо готово. С пирогами иначе. В пироге основной тепловой удар принимает на себя хлебная оболочка, что позволяет делать начинку более разнообразной и по составу, и по текстуре, да и больше ее.
Собственно, опережает пироги пицца потому, что делать настоящую пиццу в домашних условиях почти невозможно — для этого нужна печь с массивным каменным подом (пусть и электрическая). Но время идет, и, обленившись, люди перестают постепенно готовить даже то, что не требует никакого специального оборудования. Тем более что пироги при всей своей простоте — штука мудреная. Тут и тесто нужно сделать правильное, и в начинке выдержать баланс, и пропечь пирог (но не пересушить) как нужно. Где-то дал маху, и все — вроде есть можно, но как-то без восторгов.
В общем, пироги если даже пока еще не рулят, то точно наступают. В авангарде, конечно, «осетины» — их уже делают сразу несколько служб. Мне лично больше всего понравились в свое время пироги «Алан Джин», но, на мой неосетинский вкус, пироги эти быстро приедаются. Интересные штуки можно найти в службе доставки «Вот такие пироги!», которая пытается собирать рецепты со всего мира. Не все получается достаточно убедительно, но, например, если вам захочется попробовать «лоренский киш» или какой-нибудь сербский «бурек», то это можно сделать здесь, да еще не выходя из дома.
Однако, по моему личному, исключительно субъективному мнению, самый интересный участник пирогового наступления — пришедшая в этом году в Новосибирск сеть «Штолле». Во-первых, пироги здесь большие, и это позволяет делать начинку иногда такой толстой, что хлебная оболочка выглядит для него просто съедобной упаковкой. Но самое главное — это, конечно, стиль. «Штолле» пришли из Питера, где пироги такого типа пекли еще давным-давно, когда никаких ресторанных сетей у нас не было и в помине. Потому лично мне, когда я вижу здешние пироги разложенными на стойке, они кажутся как будто пришедшими из какого-то исторического фильма — осанистые, с запеченными сверху хлебными «вензелями». Тесто у пирогов «Штолле» может показаться суховатым, но оно вкусное и вовсе не выглядит унылым довеском к начинке, который часто остается на тарелке.
Единственное, что мне лично не нравится, так это самая первая (и единственная пока) точка этой сети в Новосибирске. Она расположена в здании Дома офицеров, и о том, что здесь расположена пекарня, внутри ничто (кроме пирогов на стойке), собственно, и не говорит. А так хочется увидеть засыпанных мукой пекарей, почувствовать запах свежевыпеченных пирогов, которые только достают из печи. Если бы это все здесь было, то «Штолле» не понадобилось бы, как мне кажется, не имеющее никакого отношения к пирогам «меню», да и просторный зал заведению был бы тоже не нужен. Только небольшое пространство у стойки — не больше десятка посадочных мест по краям, как это бывает в европейских пекарнях.
Фото автора