Вера Полозкова — самая узнаваемая персона в современной российской поэзии — дала в Новосибирске единственный концерт в Доме ученых Академгородка. В программе с излучающей умиротворённость загорелой поэтессой — пара музыкантов, а также дети и старики, ад и рай, Индия и вечность, бог и «даже не бог, а какой-то его зам». Корреспондент НГС.АФИША понаблюдала за тихим счастьем фанатов Веры Полозковой и поговорила с ними о том, что происходит сейчас с поэзией.
Поэтесса прославилась больше десяти лет назад — изначально как ЖЖ-юзер vero4ka, а в 2008 году выпустила первый сборник «Непоэмание». Сейчас тридцатиоднолетняя Вера Полозкова — по-прежнему самый узнаваемый поп-поэт в стране, хотя ландшафт изменился до неузнаваемости:
за статус рифмующего как бог бьются рэперы, а по маленьким клубам гастролирует легион творческих девушек с хитровыдуманными именами.
С другой стороны, все эти годы Полозкову сопровождает вечный скепсис. Говорят: слишком попсово, слишком девически, слишком цветаевски, слишком бродски, слишком затянулся статус юного дарования, а надо расти.
В Новосибирске Вера Полозкова выбрала, пожалуй, самую подходящую для поэзии площадку — сцену Дома учёных. Перед концертом в фойе довольно бойко продаются её книги. В публике ощутимо преобладают женщины, причем не только юные и богемные, но и очень взрослые.
Тысячный зал заполнен примерно на три четверти (билеты стоили 1500–2300 рублей). Вера Полозкова появляется в свободном красном брючном костюме (поэтесса ждёт второго ребенка), в черных мужского фасона туфлях на босу ногу и золотистом загаре — она много времени проводит в Индии. Вот и начинает с одного из новых стихов из цикла «Письма из Гокарны» (здесь и далее мы цитируем произведения так, как они написаны у автора, без прописных букв).
как я тут? псы прядают ушами, коровы жуют соломку.
в индии спокойно любому пеплу, трухе, обломку:
можно не стыдиться себя, а сойти туристу на фотосъемку.
Пару раз за выступление Вера вспоминает о том, как сейчас тепло в Гокарне (популярный у паломников и туристов индийский город на побережье, название которого в переводе с санскрита означает «коровье ухо». — Е.П.), откуда она только что прилетела. Но начинает с любовных признаний заснеженному и замороженному Академгородку, радуясь тому, что выступила тут уже несколько раз.
Поясняя, что место особенное: такое, что если ему не понравишься, оно тебя больше не примет, — «сказка, Нарния тут у вас».
В программе — стихи, вышедшие за прошлый год, плюс хиты последних нескольких лет.
С собой на сцену Вера взяла двух музыкантов «с клавишными штуками», как выражается сама поэтесса, и экран с видеорядом. Ребята сопровождают стихи ненавязчиво держащимся эмбиентом, который только к концу выступления обрастёт гитарным и ударным мясом.
край у нас широк, изобилен,
бесконечно сакрален
сколько у нас древних зубодробилен,
вековых душераздирален <…>
в школе, без вопросов и встречных реплик,
наши детки, краса-отрада,
собирают нам из духовных скрепок
макеты ада.
или даже не бог, а какой-нибудь его зам
поднесёт тебя к близоруким своим глазам
обнажённым камушком, мертвым шершнем
и прольет на тебя дыхание, как бальзам,
настоящий рижский густой бальзам,
и поздравит тебя с прошедшим
— с чем прошедшим?
— со всем прошедшим.
«Год назад у меня вышла детская книжка "Ответственный ребёнок", — рассказывает поэтесса перед тем, как перейти к детским стихам. — Профессиональное сообщество всю жизнь спорит про меня:
одни считают, что я самозванка и шарлатанка, другие — что и так можно.
Но на детской книжке все они соединились и признали, что это неплохо. И она продалась 22 тысячами экземляров, что немало. В этой книжке, поскольку она 6+, поднимаются серьезные экзистенциальные вопросы. Потому что в этом возрасте их нельзя отложить, они должны быть разрешены». Вера читает историю про мальчика, у которого выпали зубы — вверху сразу оба:
улыбаюсь без зубов,
как пантера.
всё, закончилась любовь.
и карьера.
На детских стихах публика хохочет после каждой строфы — на стихах о своих взрослых проблемах люди почему-то не смеялись.
До и после выступления корреспондент НГС.АФИША расспрашивает публику об их отношениях с поэзией, о том, какое место у этого вида искусства сейчас и какое будет. Эти поклонницы Полозковой не уверены, что современные нам сейчас поэты лет через пятьдесят попадут в школьную программу: «Мёртвые поэты уже заняли все столпы, да и поэзия немножко исчерпала себя: всё больше превращается просто в дизайн слов, написание слоганов».
Вадим (по профессии аналитик), который сам предпочитает техническую литературу, не согласен с расхожим мнением, что у поэзии и прозы сейчас какие-то проблемы, а люди в целом мало читают: «По моему мнению, с тех пор как книгопечатание стало массовым, с тех пор как книги стали легко доступны, ничего особо не меняется. Конечно, разные люди вкладывают разные смыслы в слово "читать". Кто-то его обмазывает поэтикой, подразумевает, что надо торжественно сидеть с бумажной (обязательно!) книгой и упиваться каждым словом.
Такого ритуального чтения, может быть, и правда становится меньше, но в принципе потребление художественной культуры, принимающей новые формы, скорее выросло.
Вот Бобу Дилану дали нобелевку — так тексты песен признали полноценной поэзией. Лет через пятьдесят люди, рассуждая о поэзии начала ХXI века, по-любой будут вспоминать какого-нибудь Тома Йорка из Radiohead. Ну а мне больше в душу запали текста Крейга Николса из The Vines».
Игорь, тренер по кросс-фиту, доволен концертом: «Всё очень лампово, спокойно, лирично, как и должно быть на поэтических вечерах. Радует, что люди ещё выбираются на такие мероприятия. Некоторый спад в интересе людей к поэзии, мне кажется, есть. Спад, например, по сравнению с 1970-ми годами. Я сам, конечно, не помню 1970-е годы, но отец рассказывал.
Кто ещё мне близок из современных поэтов? Оксимирон».
«Чудный совершенно вечер, — комментирует киновед Алексей Кожемякин, — Вера как всегда прекрасна. Мне было немножечко многовато Индии: очередная московская девушка, которая ушла в индийскую тему, — это, конечно, не слишком ново. Но в остальном чудесно. Прекрасны детские стихи. Прекрасна верность себе. Так повторяться, как она, не умеет никто. Так оставаться верной традициям русской поэзии не умеет, наверное, тоже никто. Так хорошо сливаться с музыкальным фоном, с визуальным фоном, гармонировать с тем, что тебя окружает, — это замечательное искусство. И не только искусство поэзии, но и искусство быть на сцене, быть достаточно искренней.
Да, она любит себя, но она любит и тех, для кого она».
В конце выступления, перед букетами и объятиями с поклонниками, Вера ещё раз говорит о любви: «Сибирь, дорогая, как хорошо в тебе. Даже после 35 градусов тепла в Гокарне здесь чувствуется своё особое тепло».
Читайте также:
В ЛДС выступили звёзды Евровидения — Темникова скинула одежду и осталась в красном боди, Билан чуть не пошёл по рукам, а скандальный новичок заставил девушек плакать.
Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «Вконтакте».
Елена Полякова
Фото автора, с сайта vk.com/vera_polozkova (на превью)
Видео автора