

Чтобы получить транспортную карту школьника, необходима справка из школы с обязательной фотографией
Хочется порой, чтобы в нашей жизни какие-то простые вещи оставались такими же простыми и дальше. Но внешняя среда не дает расслабиться и постоянно усложняет то, что еще вчера казалось обыденным и незыблемым. Вот, к примеру, школьная транспортная карта. Раньше родители ее получали просто: заплатил в кассе метро — и всё. Ведь пользоваться этой картой всё равно никто больше не сможет. Сейчас же родителям надо не только потратить на эту простую процедуру дополнительное время, но и выложить дополнительные деньги. Ради чего усложнили жизнь взрослым — в размышлении корреспондента НГС Ильи Калинина.
Честно говоря, возмущение сложившимся порядком вещей при покупке школьной транспортной карты у меня назрело давно. Но если до последнего времени оно оседало тонким слоем аквариумного ила где-то глубоко-глубоко, то случившийся недавно переход с транспортных карт «Золотой короны» на столичную «Тройку» всколыхнул его вновь.
Нет, я не собираюсь обсуждать проблемы, с которыми многие столкнулись во время этого перехода — об этом написано много и без меня. Я — о другом. О родительском.
Я помню времена, когда получить транспортную карту школьника было не просто, а очень просто. Еще пару-тройку лет назад ее продавали так: только предъяви живого школьника! А то и без него можно было обойтись. Взрослому карту просто продавали как родителю. Отдельные недоверчивые кассиры в метро, где такие карты и обитали, могли немного построжиться: «Где ваш ребенок?» Тогда оставалось только приподнять ребенка на уровень окошка кассира — и всё.
Потом строгие кассиры стали требовать справку из школы, но перестали заставлять предъявлять в качестве доказательства самого ребенка. Мне уже тогда было непонятно: а зачем все это? Предположу: чтобы какой-то, скажем так, бездетный человек не завладел ценным ресурсом, позволяющим экономить на проезде 50% (если кто не знал, по школьной карте стоимость проезда в два раза меньше, чем обычно). Но эта версия не выдерживает критики: ты все равно оплачиваешь поездку на виду у кондуктора, а в метро со школьной картой проходишь только через ближайший к контролеру турникет. Поэтому какому-нибудь небритому сорокалетнему скуфу закосить под школьника при всем желании никак не удастся. Да, справку и раньше требовали, но от каких-нибудь старшеклассников, по которым не всегда понятно: это еще ученики или уже студенты.
Позже правила еще больше ужесточились. Родителю для покупки школьной карты теперь надо предъявить не просто справку из школы на ребенка, а справку с фотографией этого ребёнка. При этом предъявлять ребенка — ну, для сверки его с фотографией, всё еще не требуется. Возможно, это будет следующим шагом. А дальше какую-нибудь биометрию надо будет сдавать? Отпечатки пальцев, сетчатки глаза?

Так выглядит новая транспортная карта школьника в Новосибирске
Может, вся эта история с фотографиями пролоббирована фотосалонами? Все же 300-400 рублей (цена комплекта фото 3х4) с каждого школьника — неплохая добавка малому бизнесу в тяжелые времена. Потому что объяснить, чем руководствовались чиновники, когда придумывали эти сложности со справками и фотографиями, у меня сразу не получается.
Вот подумайте: купить карту школьника можно только по справке с фото, но фото с оригиналом никто не сверяет. То есть чисто гипотетически справку можно взять на любого школьника, приклеить любую фотографию и получить карту. Но для чего эти формальности? Ведь использовать карту не-школьник не сможет хотя бы потому, что это контролируется и кондуктором, и контролером в метро.
Хоть каким-то объяснением может служить единственный момент: в дни зимних каникул школьники ездят в муниципальном транспорте (и метро) бесплатно. Может, для этого и нужна справка с фото. Без нее бесплатно, например, в метро ребенка не пустят, даже если он выглядит очевидно как школьник.
Когда-то, помню, на общественном транспорте в каникулы бесплатно возили всех детей, а справку из школы требовали как раз от тех, кто выглядел как взрослый. Но сейчас школьников поделили на тех, кто со справкой (а она — с фотографией), и тех, кто такую справку оформить не успел. Или денег не хватило на фото. И вот последним придется проезд своего ребенка в транспорте оплачивать даже в дни зимних каникул. Выглядит как схема городского заработка. Ну, или экономии.
При этом, кстати, в братской Беларуси в 2024 году ввели бесплатный проезд для школьников с 1 сентября по 30 июня. Деньги в общественном транспорте с учеников не брали здесь и раньше, только льгота не действовала в дни летних каникул.
Бесплатные проезды в общественном транспорте, причем уже для всех, есть и в разных городах Европы. Считается, что бесплатный проезд — один из способов борьбы с пробками на дорогах: люди охотней пересаживаются на общественный транспорт. В Эстонии, например, общественный транспорт около 10 лет бесплатно работает в 11 из 15 регионов. Есть бесплатный проезд в австралийском Мельбурне и даже в китайском Чаннине — там он появился вообще в 2008 году. Не берут денег за проезд в общественном транспорте и в некоторых городах США. Правда, там местные власти стали чаще сталкиваться с бродягами и вандалами.
А в Люксембурге пошли еще дальше и 5 лет назад отменили плату за проезд в общественном транспорте всем и на территории всей страны. Но им попроще: там страна размером с одну Москву. В самой Москве бесплатно ездят не все, а только льготники и только если у них оформлена социальная карта москвича.

Раньше получить карту школьника было намного проще и дешевле: родителям не приходилось тратиться на фотографии ребенка
Мы направили запрос в мэрию Новосибирска с просьбой сообщить, чем объясняется решение о необходимости иметь фото на справке школьника. Приводим часть ответа департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса.
МПК «Карта школьника» не является персонифицированной картой, в отличие от МПК «Социальная карта» и «Карта студента», в связи с чем наличие фотографии школьника на справке учебного заведения является подтверждением обучения конкретного гражданина в образовательной организации, расположенной на территории Новосибирска, а не в учебных заведениях, расположенных не в границах Новосибирска.
Вышеуказанное оформление справки препятствует использованию МПК «Карта школьника» не только лицами, обучающимися в образовательных организациях, расположенных в иных населенных пунктах Новосибирской области, но и гражданами, окончившими обучение в общеобразовательной организации, расположенной на территории Новосибирска.
Отсутствие фотографии на справке, выданной общеобразовательной организацией, расположенной на территории Новосибирска, повлечет предоставление права льготного и бесплатного (в дни зимних каникул) проезда лицам, на которых такое право не распространяется, а также возмещение мэрией Новосибирска перевозчикам расходов, связанных с перевозкой такой категории пассажиров, что будет являться нарушением действующего законодательства.
Необходимо учитывать, что целями предоставления указанной меры социальной поддержки и социальной помощи является обеспечение социальной стабильности и создание условий для улучшения качества жизни жителей городского округа город Новосибирск.
В конце декабря 2024 года НГС рассказал, почему решили заменить новосибирские транспортные карты (ЕТК) столичной «Тройкой», и чего опасались эксперты.