
На большинстве автобусных маршрутов работают транспортные предприятия
В Новосибирске планируют увеличивать количество муниципальных автобусов. Для этого подвижной состав начнут обновлять, а маршруты — оптимизировать. В мэрии подробно рассказали о том, как еще собираются улучшать работу этого транспорта, а эксперты высказались о его важности. Подробности — в материале НГС.
Планы мэрии
Муниципальными автобусами в городе заведует организация «Новосибгортранс». Это акционерное общество, 100% акций принадлежат мэрии. Его доля в автобусных перевозках в январе 2025 года — 27%. В 2024 году его доля составила 33,5% в перевозках по регулируемому тарифу. Количество муниципального транспорта собираются постепенно наращивать.
— Увеличение доли муниципального транспорта на автобусных маршрутах (АО «Новосибгортранс») зависит от сроков и объемов приобретения новых автобусов для нужд предприятия, — сообщили в пресс-центре мэрии Новосибирска.
У города есть потребность в покупке новых автобусов: это бы помогло увеличить долю городского транспорта на маршрутах. Но в то же время, пока не ясно, за счет каких средств будет проходить закупка — источники финансирования только обсуждаются. Поэтому еще неизвестно, когда долю муниципального транспорта удастся нарастить.

Муниципальные контракты призваны избавить пассажиров от долгого ожидания на остановках
Кроме этого в Новосибирске собираются менять работу некоторых маршрутов и даже применить оптимизацию. Этот процесс запустит автобусы к крупным узловым остановкам, транспортно-пересадочным узлам, снизит дублирование. При этом маршрутки могут заменить автобусами с муниципальными контрактами.
Перевозчикам, которые работают по муниципальному контракту, власти платят за работу независимо от количества перевезенных пассажиров. Автобусы на таких маршрутах обязаны работать строго по графику.
— Все маршруты, планируемые к изменению или отмене, дублируются либо будут замещены иными маршрутами регулярных перевозок по регулируемому тарифу, — отметили в мэрии.

В 2024 году новосибирские автобусы перевезли 121,3 миллиона пассажиров. Из них 32,8 миллиона — «Новосибгортранс»
Оптимизация зависит от того, сколько выделят денег на муниципальные контракты. Сейчас она приостановлена: документы хотят обновить.
Всего в этом году на муниципальный контракт собираются перевести 12 низкорентабельных маршрутов. В первую очередь — № 16 и № 53. Первый курсирует от Затона до Областной больницы, второй — от станции «Заельцовская» до остановки «Крылья» в Калининском районе. Их переведут на контракт во втором квартале.
«Нужно 300-400 автобусов»
Перевода автобусов на муниципальный контракт требует федеральный закон. Но как, объяснил депутат заксобрания Валерий Ильенко, на перевод действует отсрочка, процесс будет зависеть от возможностей бюджета.
— Подразумевается, что перевозчик не будет бегать за пассажиром, искать, кого привезти, он должен выполнить контракт. То есть четко по расписанию проехать маршрут и выполнить то задание, которое у него прописано в контракте. Если это не будет выполняться, тогда на него накладываются огромные страховые санкции, — объяснил депутат.
Валерий Ильенко — председатель комиссии по транспортной, промышленной и информационной политике заксобрания Новосибирской области, заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Руководитель АО «НСК Транс», бывшего «ПАТП-5».
По словам эксперта, если автобусы работают по муниципальным контрактам, то это выгодно для населения. В таком случае перевозчики должны выходить на линию и работать по графику, например, не отказываться от поездок поздним вечером, если пассажиров мало.

Автобусами каждый день пользуются тысячи новосибирцев
Валерий Ильенко отметил, что в 2000-е годы город не мог взять на себя большую часть маршрутов, поэтому 90% автобусов тогда были частными. Сейчас стоит задача сделать так, чтобы на половине маршрутов работал муниципальный транспорт.
— Обновление, бесспорно, должно происходить. И не разово, не спонтанно. Муниципальные автобусы были приобретены в 2022–2023 годах, небольшая часть — в 2024 году. Чтобы выровнять баланс, городу необходимо еще 300-400 автобусов купить. И в то же время, ежегодно 10% обновлять, потому что парк стареет. То есть каждый год нужно покупать 10% от подвижного состава, который работает в Новосибирске. Пока этого достичь не получается, но задача такая стоит — до 50% муниципальные перевозки должны быть достигнуты, — добавил Валерий Ильенко.

По мнению новосибирского урбаниста, площадь Калинина можно изменить так, чтобы там увеличилось количество маршрутов
Как отмечает новосибирский урбанист Никита Васильченко, в первую очередь новые автобусы нужны удаленным районам. Особенность Новосибирска в том, что город достаточно сильно растянут, поэтому таких районов, в которые сложно добраться, много.
— Будущее Новосибирска в TOD — транзитно-ориентированном проектировании. В такой концепции инфраструктура аккумулируется вокруг станций рельсового транспорта. Автобусы становятся частью этой системы, — объясняет эксперт. — Но нужны не просто автобусы, а полноценная инфраструктура, то есть выделенная полоса для них, безопасные остановки, транспортно-пересадочные узлы. Потому что какой смысл в автобусе, стоящем в пробке? Также необходимо сообщение с ближайшими городами, которые можно считать агломерацией. Электрички — недостаточное решение, потому что, как мы видим, на Бердском шоссе все равно собираются пробки.
Также нужно учитывать, что город растет достаточно быстро. А преимущество автобусов — в их мобильности. Среду можно адаптировать так, чтобы этот вид транспорта курсировал там, где нет никаких других. Автобусы могут помочь в организации маршрутов от метрополитена, но не могут полностью заменить подземку, особенно в местах с плотной застройкой. Их преимущество в большем количестве остановок и гибкости маршрутов.
— Если нет финансов на развитие метрополитена, то нужно заниматься развитием того, что уже существует. На существующих ветках — сделать полноценные транспортно-пересадочные узлы. Площадь Маркса можно перепланировать, Заельцовскую — сложнее, — считает урбанист.
Васильченко предлагает сделать, как указано в проектах: протянуть еще одну станцию на север, и делать развязку уже там. Это бы помогло связать существующие станции с другими видами транспорта.
При этом развитие метро в Новосибирске — сложная тема. Уже несколько лет строители не могут сдать станцию метро «Спортивная». А среди ближайших планов — строительства тоннеля на «Золотой Ниве». Недавно стало известно, что проект для этого объекта сделает компания из Республики Беларусь.
Что еще почитать про транспорт
«Одному богу известно, что дальше будет»: эксперты раскритиковали отношение Новосибирска к развитию метро — что для него нужно.
Рельсы возвращаются: новосибирские власти решили развивать трамваи — по каким улицам проложат новые пути.
«В пробке стоять приятнее»: как обновляют общественный транспорт Новосибирска и почему жители этого не замечают.