
Долгое время долгострой был законсервирован, но сейчас его фактически разбирают на запчасти
Жители Ленинского района уже несколько месяцев жалуются на разрушающийся торгово-офисный долгострой на площади Маркса. Больше полугода назад с остановившейся площадки исчезла охрана, и огромная постройка немедленно привлекла подростков, мародеров и наркозависимых, а обращения в районную администрацию, похоже, не дают какого-то внятного результата. Журналисты НГС проверили, действительно ли так легко попасть внутрь разрушающегося строения, и узнали, что думают о нем местные жители.
11 парадных входов
Асфальт и плитка возле недостроенного ТЦ на улице Ватутина густо усыпаны мелкой стеклянной крошкой: большая часть окон на первом этаже разбита. Часть проемов уже заложили сибитными блоками силами районной администрации. Но это все равно, что пытаться затыкать пробоины в очень ветхой плотине: вокруг немедленно промывает новые.
Изначально здание охраняли, но после того, как в 2024 году охрану сняли, внутрь хлынули незваные гости. Теперь пройти на первый этаж можно с любой стороны здания, и, ради интереса решив посчитать «парадные» входы, журналист НГС сбивается на одиннадцатом.
Если еще год назад недостроенный ТЦ на улице Ватутина редко бывающий на левом берегу новосибирец или гость города вполне мог принять за работающее торгово-офисное здание. Сейчас шансов нет даже у самых наивных. От фасада отваливается керамогранит, профлисты, которыми перекрыты дверные проемы, отогнуты в сторону, а стеклопакеты с этажей повыше аккуратно и очень умело демонтированы.

Проход в здание действительно пытались перекрыть. Но не то, чтобы это хоть как-то помогло
Чудом сохранившаяся запертая железная дверь на этом фоне выглядит даже удивительно. Впрочем, ее тоже пытались выбить — ради разнообразия изнутри.
«Конечно, там вид, как после бомбежки, — вздыхает пожилая жительница микрорайона „Башня“ Зинаида Никандровна. — Там же лазают, кто что хочет творят… Окна все повышибали. Мальчишки, пацанье, но может, кто и закладки какие делает».
Внешний вид заброшенного, разрушающегося здания в самом деле наводит на совсем не мирные ассоциации. Эффектно дополняет его разбитая, местами вспучившаяся плитка со стороны Ватутина.
«Достроить бы его. Я все хожу, думаю: господи, ведь кто-то строил [здание] — ну продали бы его кому-нибудь, или еще что, — качает головой пенсионерка. — В „Ашан“ ехать далеко, сделали бы какой-то большой магазин, планировали ведь на первом этаже».

Комплекс состоит из 6-этажного ТЦ и 14-этажной офисной «свечки». Разбирают и тот, и другой
Зинаида Никандровна уверена, что восстановить здание выйдет намного дешевле, чем сносить и что-то строить заново. Поначалу журналистам кажется так же, но после того, как проходим внутрь, мы уже ни в чем не уверены.
На первом этаже главную тему играет мусор. Судя по нему, если недострой облюбовали и мальчишки, то не младшие школьники, а подростки, вовсю экспериментирующие с алкоголем. Изобилие жестяных банок из-под недорогого крепленого пива мягко намекает, что вкусы их далеки от элитарных. Впрочем, попадаются (так же в изобилии) и бутылки из-под газировки, и обертки от сладостей.
Голые бетонные стены местами покрывает наскальная живопись, но именно что местами: «холстов» здесь достаточно много. Нам без труда удается выбрать ракурсы, где можно снимать без перспективы часами потом цензурировать примитивные изображения половых органов, нацистскую символику и рекламу наркотических средств.
Здесь же становится понятно, что выносят из недостроенного ТЦ не только окна. В одном из помещений, например, пол густо завален изоляцией от электропроводов.

Кирпичи, похоже, — самое дешевое, что есть в недостроенном ТЦ. Ими мародеры до сих пор не заинтересовались
Кое-где по железобетонным конструкциям бежит вода, металлические части уже покрыла свежая ржавчина. Наверняка огромный недостроенный ТЦ не рухнет сразу, но выглядит уже очень тревожно.
Отличать следы деятельности хозяйственных (чтобы не сказать вороватых) горожан от детских шалостей легко. Первые действуют методично, без лишнего шума и особенных разрушений. Вторые — расписывают стены и громят окна ради процесса.
На бетонном полу второго этажа мы заметили след небольшого костровища среди выложенных кругом кирпичей. Вряд ли здесь обжигали провода — на потолке нет сажи. Но зачем жечь огонь школьникам, тоже не очень понятно.

В здании уже появились эскалаторы, но в итоге мародеры разобрали и их
«Не думаю, что это мальчишки, — чуть позже рассказывает нам в жилых дворах еще одна местная жительница Татьяна Ивановна. — Идешь вечером — одна картина, а на следующее утро — уже совсем другая. Днем окна никто не бьет, это все по ночам творится».
Она, как и Зинаида Никандровна, искренне уверена: ТЦ можно достроить (ну или перестроить) — довели же до ума гостиницу «Турист», долгое время стоявшую еще в более непотребном состоянии.
«Может, если бы кто-нибудь его выкупил, сделал бы что-нибудь путнее. Но время сейчас тревожное, люди деньги вкладывать не хотят», — предполагает она.

Прохожие мимо недостроенного ТЦ ходят привычно. Разве что берегутся, чтоб на голову не посыпались стекла
В комментариях на сервисе 2ГИС, впрочем, преобладают другие настроения. Пользователи оценили недострой на 2,6 баллов из 5 возможных, и юмора в их оценках было значительно меньше, чем искренней усталости от превратившегося в помойку недостроя.
«Хотелось бы, чтобы здание снесли, но чувствую, его снесут только тогда, когда оно само обрушится», — написал пользователь под ником Гость Гость.
«Люди, ходите осторожно под этими торчащими висячими стеклами. Рано или поздно подует ветер, стекла посыплются вниз, и это очень опасно, но, к сожалению, это не интересно ни мэрии, никому другому», — предостерегла новосибирцев Astra Logista.
«Здание продают за 1,8 миллиарда. Купите его кто-нибудь, а потом снесите», — не выдержал в январе 2025-го Владимир Большаков.
«Продуманный вандализм»
Одна из главных проблем долгостроя — количество физических и юридических лиц, давно поделивших площади недостроенного ТЦ. Их 280.
«Охрану сняли как раз примерно когда мэрия на торги вышла, — говорит местный житель Роман, пристально следящий за судьбой недостроя. — Сейчас там ни охраны, ни самих бизнесменов нет. Денег там, конечно, вложено очень много. Вы по сайту арбитражного суда посмотрите, сколько там дел по нему было, сколько собственники договаривались друг с другом по поводу достройки».

По данным администрации Ленинского района, доступ на лестничные площадки здания перекрыт. Как выяснили журналисты НГС, с крыши недостроя открывается спорный, но по-своему эффектный вид на город
Как ранее подробно писал НГС, история здания на Ватутина началась 20 лет назад, когда мэрия сдала в аренду тянущийся вдоль улицы участок. Застройщиком стала «Проектная компания „Подсолнух“» (именно она построила ТЦ «Подсолнух» по соседству), а само строительство было долевым. В середине нулевых это казалось отличной идеей, но в итоге стало бомбой замедленного действия.
К 2013 году здание, во всяком случае, с улицы, выглядело уже достроенным, внутри начали проводить коммуникации, и до появления арендаторов, кажется, оставались считанные дни. Но большой выбор других офисных помещений в Новосибирске делало морально устаревший комплекс менее привлекательным. Если учесть, что изначально собранных средств застройщику не хватало, а обилие собственников мешало им договориться, несложно понять, что оставить в недостроенном объекте охрану и просто поставить ситуацию на паузу показалось всем вполне рабочей идеей.

Комплекс стал одной из первых крупных строек на площади Маркса (этот снимок сделан еще в 2007 году), но так и не открылся для арендаторов
Судя по тому, что в 2016 году мэрия Новосибирска продлила договор аренды на участок еще на 5 лет, чиновники думали так же. Только в июне 2024-го Ленинский районный суд удовлетворил требование мэрии об изъятии объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора на право аренды земельного участка, а в январе нынешнего года проблемный объект выставили на торги.
Как рассказали тогда НГС в пресс-службе мэрии, с тем, кто выиграет аукцион на покупку долгостроя в течение трех дней заключат договор купли-продажи. После право на объект зарегистрируют в Управлении Росреестра по НСО, аннулировав доли других лиц.
«Право общей долевой собственности юридических и физических лиц на данный объект незавершенного строительства должно быть прекращено», — комментировали ситуацию в мэрии.

Окна бьют и на верхних этажах — похоже, просто из иррациональной любви к разрушениям
Предположение, что единственный собственник разберется со зданием скорее, чем почти три сотни, выглядело более чем логично. Пока не оказалось, что в промежутке здание осталось вовсе без хозяина.
«Получается опасно, — говорит Роман. — Там же на остановке люди стоят, и тут же какие-то маргиналы оттуда вылазят, что-то выносят. За последние две недели мощно стекла повыбивали. Такое ощущение, что происходит какой-то целенаправленный вандализм, что добро на это дали чуть ли не сами коммерсанты».
В начале марта 2025 года администрация Ленинского района Новосибирска ответила на вопросы встревоженных местных жителей в официальном паблике: ситуация с недостроем на Ватутина под контролем. Согласно ответу (скриншот есть в распоряжении НГС), недавно здесь ввели режим повышенной готовности, место периодически патрулируют полицейские, проходы в здание якобы перекрыты (частично).
Горожанам этот ответ почему-то не показался полезным.

Кое-где любители заброшек даже сделали импровизированные лестницы
НГС тоже направил запрос в мэрию Новосибирска, чтобы узнать, нашелся ли достаточно обеспеченный и трудолюбивый инвестор, готовый потратить почти 2 миллиарда рублей на недостроенный торгово-офисный комплекс. Кроме этого журналистов заинтересовало, на какой стадии решение вопроса об охране и ограждении здания, а также проводилась ли оценка безопасности разрушающегося недостроя для прохожих.
Интересно, что в том же Ленинском районе есть еще один ТЦ — тоже заброшенный, хотя все еще целый и даже успевший поработать. С прошлого года на него обратили внимание пользователи 2ГИС, и теперь здание постепенно превращается в городскую легенду.