Среди новосибирских рынков, как продуктовых, так и вещевых, огромная автобарахолка на улице Петухова стоит особняком. Кажется, что в век сайтов — агрегаторов объявлений подобный формат торговли должен был тихо и незаметно умереть, но, как и 10, и 20 лет назад на огромную площадку на улице Петухова приезжают продавцы и покупатели. Журналисты НГС прогулялись по огромному рынку под открытым небом, поговорили с торговцами и узнали, как они пережили его рассвет и постепенное угасание, и как сегодня надеются на возрождение автобарахолки.
В середине января авторынок на Петухова на первый взгляд кажется вымершим. Но совсем скоро становится понятно: если от огромного участка и отрезали кусок–другой, чтобы устроить парковку, на бурную торговлю это никак не повлияло.
Как по волшебству вырастают до этого скрытые высоким кузовом павильончики — еще не автомобили, но определенно уже автобарахолка. В маленьких и совсем крошечных металлических вагончиках торгуют кузовным железом, шинами, автохимией.
Многие продавцы не то из-за недостатка места в помещении, не то в рекламных целях вывешивают товар снаружи. Именно так поступают, например, те, кто продает бамперы. Их придирчиво осматривает колоритный пенсионер, которого прямо отсюда, с рынка можно отправлять на кастинг киностудии: от бороды и ушанки до заправленных в голенища штанов он весь — воплощение стереотипного деревенского дедушки.
— На «Тойоту Витц» — пять тысяч!.. — ворчит он. — Это же не инфляция, это фиг знает что!
До рядов автомобилей на продаже еще нужно дойти.
Старожилы
Изначально авторынок на улице Петухова занимал огромный, больше 14 гектаров, участок. На левый берег стихийную автобарахолку, которая зародилась на Гусинобродском шоссе, переселили в 2002 году в попытках хоть как-то организовать этот неисчерпаемый источник хаоса и криминала.
— Только в минувшем (2002 — Прим. ред.) году на стихийном рынке было выявлено 338 подделанных документов, 167 автомобилей с перебитыми номерами, — рассказывал журналистам газеты «Вечерний Новосибирск» тогдашний замначальника УВД Новосибирска, начальник милиции общественной безопасности Алексей Кириллов.
Главным организатором нового рынка, на котором, по замыслу городских властей, машины сразу можно было бы проверить на законность ввоза в Российскую Федерацию и техническую исправность, неожиданно стала новосибирская служба спасения «Спас-001». Территорию авторынка оградили, на въездах поставили шлагбаумы и охрану, между рядами автомобилей ходили ЧОПовцы — для пущей безопасности.
Местных продавцов Алексея и его приятелей Дмитрия и Владимира (говорить с журналистами все они соглашаются, если не будут указаны их фамилии) мы находим в кафе посередине рынка.
— Вы не представляете, сколько народу здесь работало, одних дворников — целая армия, — с нотками ностальгии в голосе говорит Алексей, обводя ряды машин рукой. — Только на шлагбаумах по трое человек сидело, всего двенадцать. И это только одна смена! Дворники снег чистили, чебуречные все эти работали, вот здесь было кафе. А вот, видите, где «аренда» написано? Там был настоящий банк, с ячейками банковскими.
Сегодня от рынка осталась малая часть: с одной стороны на торговые ряды надвинулись павильоны с автозапчастями, с другой солидный кусок отрезали под стоянку «китайцев» от дилеров, где-то — стоянка фур, а в дальнем углу — и вовсе автодром для курсантов автошкол.
Между рядами полузанесенных снегом автомобилей стоят небольшие, давным-давно пустующие киоски с броскими вывесками «Справка-счет». В золотую пору рынка к ним, говорят, иногда стояли очереди. Сейчас, когда сделки оформляют договорами купли-продажи, сносить их все равно нет смысла.
Справка-счет — документ, который ранее был обязательным при покупке или продаже транспортного средства, без него авто нельзя было поставить на учет.
Алексей продает машины здесь примерно четверть века: покупает, ремонтирует и красит, а потом привозит на авторынок, чтобы продать дороже. Его коллега и товарищ Владимир занят тем же делом около тридцати лет, Дмитрий здесь тоже не новичок. Сначала они относятся к интересу журналистов насторожено, но потом начинают профессионально нахваливать свой товар… то есть, свой рынок.
— Для покупателя на рынок прийти гораздо выгоднее, чем идти в салон, куда [подержанные машины] такие же, как мы, поставили, — уверяет Дмитрий. — Там как? Аренду платить надо, сотрудникам платить надо, налоги. Плюс агрегаторы со своими ценами — все эти салоны точно так же на «Дроме» объявления размещают, а там надо за подачу больше тысячи рублей заплатить, поднять на две недели — еще по 600 за каждую машину. А им надо разместить по сто, двести [автомобилей]. Представляете, какие у них затраты?
Дмитрий говорит, что продает тридцать автомобилей и ни одного объявления на сайтах-агрегаторах не подал — не видит смысла. Мол, адрес рынка — сам по себе реклама, да и вообще, это просто удобно. Конечно, хотелось бы чуть больше комфорта, крытых рядов, но и так все неплохо.
Тем более, что, по наблюдениям приятелей, профессиональные перекупщики, которые раньше ставили авто на продажу под собственными окнами, понемногу начали возвращаться.
— Есть люди, которые наставят машины около дома и так торгуют. У меня, например, двор закрытый, и половина машин — на продажу. Я этого не приветствую, — продолжает за ним Алексей. — Здесь отдел продаж, страховка, ГАИ через дорогу — все удобно, доступно. Вот так один у меня знакомый, который под окнами держит, посмотрел на меня и стал расспрашивать: а что на рынке, а нормально ли [работать].
На закономерный вопрос, почему на Петухова стало выгодно, Алексей обстоятельно подсчитывает затраты. Чтобы продавец завез на рынок одну машину в будний день, нужно заплатить 80 рублей, в воскресенье — 100, а в субботу, самый перспективный для продажников день, — 150. Можно поставить машину хоть на год, а когда на ней наконец уедет покупатель, заплатить 5 тысяч.
Раньше, говорит он, было гораздо хуже: до 400 рублей за возможность постоять и что-то продать. Правда, тогда и торговля шла бойчее: привезя шесть автомобилей, можно было быть уверенным, что хотя бы парочку до вечера продашь.
— Когда в интернете объявлений не было, рынок вообще процветал, — говорит Алексей. — Тут мест не хватало. Были же только газеты, «Доска объявлений» и «Из рук в руки».
— Многие люди из других городов, которые когда-то сюда приезжали, подходят и удивляется: «Ой, это все? А где же рынок? Тут был такой огромный рынок!» — подхватывает Владимир.
На вопрос, есть ли перспективы у возрождения авторынка в прежнем виде они горяча заверяют журналистов: еще как. У автосалонов слишком много побочных расходов, и зачастую работать им просто не выгодно. По частным объявлениям объезжать несколько точек в городе — не наездишься, устанешь и вовсе бросишь глупую затею с покупкой авто. А здесь и охрана, и камеры, и на эстакаду поднять машину можно.
— А не мешают все эти предрассудки, что на рынке обманут, вообще предубеждение к вашей работе? Вас, например, многие люди презрительно называют перекупщиками, считают, что вся ваша работа — это купить подешевле, а потом продать подороже.
Тут, кажется, я задеваю компанию за живое. В течение добрых десяти минут они, чуть не перебивая друг друга, заверяют меня, что людское пренебрежение им не мешает.
— Это ко всем работникам торговли так относятся, — горячо говорит Алексей. — Люди же не знают, какую работу мы провели, сколько в машину вложили, какие затраты понесли? Можно полмиллиона вложить. У собственника покупатель ее и не купил бы, а мы отремонтировали, покрасили, привели в должное состояние.
— У меня был случай. Приехал человек с Омска за автомобилем, идет по рядам и вдруг останавливается, смотрит на номера, а потом говорит: «Это что, моя машина?» Забрал ее и уехал на ней обратно, — вступает в разговор Владимир. — Сам он не мог машину до ума довести, а после меня она как новенькая была.
— Вторичный рынок никогда никуда не денется. Люди не выбросят машины, будут их продавать, а кто-то покупать, — подхватывает его коллега. — И если администрация новая будет продолжать все улучшать, как начала, если будет сдерживать цену за место, тогда мы, рынок, просто воспрянем.
Диалог оставляет то же приятное ощущение, которое испытываешь, поторговавшись на восточном базаре: пусть сегодня мне продают не машину, а идею, но делают это «вкусно» и красиво.
«Выезжаем на СВОшниках»
Впрочем, эта компания — не единственные продавцы на рынке. Далеко не все они настроены так же оптимистично, как Дмитрий, Алексей и Владимир.
— Все стало ухудшаться, когда утильсбор вырос. На юридическое лицо [машины] растаможивать не выгодно, на физическое, — это машина год должна простоять, прежде чем ее продать можно будет, — объясняет затишье на рынке еще один торговец подержанными авто Константин. — Многие машины тут так и стоят.
Он сидит за рулем неплохо выглядящей «Тойоты» и обстоятельно, но совсем не радостно рассказывает, что хоть и остается от продаж в плюсе, но плюс этот все меньше и меньше. В каждую машину он вкладывает порядка 100–150 тысяч рублей, на ремонт уходит около месяца. Продает, конечно, с наценкой, но чистая прибыль невелика — около ста тысяч рублей в месяц.
— Покупатели есть, мы не жалуемся: приезжают из регионов, из деревень… вот вчера четыре машины уехали, с начала года — семь, — говорит он еще трагичнее.
— Это мало? — догадываюсь я.
— Очень. Никакого всплеска [покупательской активности], я думаю, не будет, пока не понизят ключевую ставку и не начнут людям кредиты давать. А пока мы «выезжаем» только на СВОшниках. Они прибегают с ошалевшими глазами, и им надо сейчас и сразу машину. Вчера приехал один, ему надо было на Алтай, в какую-то деревню уехать. В кармане 600 тысяч. Вот ему надо немедленно купить, увезти в деревню, бросить — и снова на [СВО]. Только у таких, в основном, деньги и есть.
По словам Константина, сайты-агрегаторы объявлений если и способствовали медленному угасанию авторынка, то лишь отчасти. Все постепенно покатилось в 2017–2018 году, когда возить машины, например, из Японии стало дороже.
Перспективы его тоже не радуют.
— Я согласен с теми экспертами, кто говорит, что у нас скоро будет вторичный рынок ржавого китайского железа: вот «Тойоте» 20 лет, она едет и еще 20 лет поездит. У нее хорошее, толстое железо и недорогие запчасти. «Китайцы» делаются из очень тонкого железа, у них плохая антикоррозийная обработка. У многих машины по 20–30 тысяч километров отъездили и стоят на СТО, ждут коробок, — говорит он. — Никто их еще толком не ремонтировал.
— А что вы будете делать, если останутся одни «китайцы»?
— Будем учиться их ремонтировать, — Константин впервые улыбается.
Кто зарабатывает на «Столице»
Нахваливая ценовую политику новой администрации так, будто демонстрируют подержанный «Мерседес», продавцы признают: им рынок нужнее, чем они ему. Землю можно просто сдать — под стоянку, автодром или для других торговых целей (как, впрочем, уже происходит). Сам факт сохранения автобарахолки — это больше жест доброй воли. А также, учитывая название рынка, единственный случай, когда не столица зарабатывает на регионе, а регион — на «Столице».
На сайте авторынка «Столица» не указано управляющее им юридическое лицо, зато есть телефон для связи по вопросам аренды и рекламы. Один из мобильных номеров новосибирцы записывали в телефонные книги как «Кирилл, администратор рынка», второй принадлежит Денису Кучеренко, директору и единственному владельцу ООО «Столица».
По данным сервиса «Контур.Фокус», компания ведет «деятельность вспомогательную прочая, связанную с перевозками», однако среди прочего занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Актуальной информации о деятельности компании не представлено, по состоянию на конец 2019 года ООО «Столица» заработало 13 миллионов рублей, но при этом понесло чистый убыток 54 тысячи рублей.
НГС попытался связаться с компанией по указанным на ее сайте телефонам, но на звонки никто не ответил. Редакция направила на электронную почту компании запрос, чтобы узнать, как коммерсанты планируют развивать рынок.
Совсем другая история — огромный земельный участок, на котором и находится рынок на Петухова. В выписке из ЕГРН данные о правообладателе на участок отсутствуют. Зато известно, что с 16.04.2002 по 16.04.2028 участок находится в аренде у некоей компании ООО «Новосибирская служба спасения».
Правопредшественником компании является ЗАО «НСС», основанная в 2002 году. По состоянию на конец 2023 года (более свежих данных не представлено), компания получила выручку 55 миллионов рублей, чистый убыток — 1,2 миллиона рублей, что при этом на 130% больше, чем в 2022 году.
У компании шесть владельцев: Наталья Захарова (доля в 32,4%), Андрей Бровин (16%), Мераби Тостиашвили (16%), Александр Шипулин (16%), полный тезка сына авторитетного бизнесмена Олега Сметанина Илья Сметанин (16%) и Алёна Югова (3,6%).
Ранее НГС писал о том, кто владеет продуктовыми рынками Новосибирска.