Резкая миграция бизнеса в онлайн не могла остаться незамеченной. IT-специалисты и до COVID-19 были востребованны, но во время пандемии, кажется, что их буквально всех разобрали. Очень мало кандидатов откликаются на вакансии, а те, кто приходит на собеседование, не всегда соглашаются даже на очень лояльные условия и высокую зарплату. Почему так происходит и как пытаются преодолеть эту проблему в Новосибирске, читайте в статье.
Как пандемия изменила IT-рынок
Удаленка и раньше открывала для разработчиков массу возможностей: можно работать на берегу океана или на даче в Сибири, главное — показывай результат. Сейчас стало больше предложений. Компании по всей России переманивают друг у друга специалистов, соглашаясь на многие их условия, но все в голос твердят, что айтишников не хватает.
При поиске работы программист на первое место ставит интересные задачи, на второе — зарплату, а потом уже обращает внимание на все остальное. Конечно, всем хочется работать с нейросетями, кибербезопасностью, big data, но пока не всем организациям необходимы такие специалисты, поэтому предложений немного. Другое дело — развивать продукт на традиционных технологиях, улучшать его, придумать новые фишки, и всё это за большие деньги на адекватных условиях и с приятными людьми. К счастью, такие вакансии существуют.
Кого ищут в Новосибирске
Новосибирск на IT-рынке не исключение. В городе тоже ищут хороших специалистов. В частности, компания BrandMaker, где уже 15 лет разрабатывают софт для маркетологов и продают его крупным клиентам по всему миру. Сейчас это мировой лидер в области систем управления маркетингом: летом BrandMaker купила американскую компанию Hive9 и канадскую компанию Allocadia из смежной области. Головной офис находится в Атланте (США), другие — в Германии, Болгарии и Новосибирске.
Компания планирует переделывать и развивать свой продукт, а в ближайшее время хочет выйти на IPO, поэтому ждет в команду сильных java-разработчиков, но найти их непросто. Кризис начался с прошлого лета и затронул не только Новосибирск, но и всю Россию.
— Куда делись люди, никто ничего не понимает. Мы заключили договоры с несколькими кадровыми агентствами в Москве и Новосибирске, пробовали даже частных хедхантеров, но результаты плачевные. Набрали за год всего 10 человек, а нужно еще десять. Предлагаем очень лояльные условия, но люди все равно отказываются идти работать в офис. Жесткая удаленка людей испортила очень сильно, — поделился руководитель российского филиала BrandМaker Артур Рахимов.
Чего хотят разработчики
HR-менеджеры отмечают, что программисты очень тщательно выбирают вакансии. В первую очередь смотрят профиль компании: многим не всегда интересно работать на аутсорс, потому что нет глубины, а увлекательнее копаться в одном продукте и доводить его до совершенства.
На втором месте — зарплата. И тут новосибирские компании не всегда справляются, зато москвичи придумали идеальную для себя схему. Они с удовольствием принимают к себе на удаленку кандидатов-сибиряков с хорошим уровнем знаний и опытом. А платят им зарплату выше региональной, но ниже столичной.
Многие из разработчиков предпочитает работать на удаленке, потому что им эффективнее работать в своем ритме вместо классического «с девяти до шести». Некоторые кандидаты уточняют, есть ли дополнительные дни отпуска или можно уйти в «творческий отпуск», если человек поймет, что выгорел. А другим обязательно нужен ДМС для семьи.
Как решают проблему в Новосибирске
Раньше к разработчикам были очень высокие требования, но сейчас главное — желание развиваться и приносить хороший результат. Например, в BrandMaker ждут как опытных специалистов с трехлетним стажем и выше, которые сразу приступят к сложным задачам, так и студентов профильных вузов. В первый месяц сотрудников обязательно обучают в офисе, чтобы адаптация прошла быстрее и эффективность выше. Если человек живет в другом городе, ему оплачивают проезд в Новосибирск и обратно, аренду квартиры, командировочные. Если нужно, компания поможет с релокацией: оформит билеты на всю семью и перевозку вещей, подберет квартиру и оплатит первый месяц жилья.
Зарплата в BrandMaker почти сравнима с европейской — можно получать до 350 тысяч рублей в зависимости от опыта. Компания честно говорит о том, что не может предложить работу с суперсовременными технологиями, зато она отличается стабильностью, которой хочется всем. С 2008 года компания ни разу не задержала выплаты, индексирует зарплату два раза в год, развивает сотрудников, при этом держит марку и работает с крупными клиентами. По словам Артура Рахимова, в последний год текучки нет. Люди уезжают только в зарубежные офисы BrandMaker.
Жесткого графика в BrandMaker нет, главное — выдать результат в срок. И неважно, где ты его делаешь. Например, кто-то в компании работает на даче, другие в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве. Если человек работает на удаленке, ему полностью обеспечивают домашний офис: технику, стул, стол, лампы, оплачивают интернет. Это зарубежный стандарт, которому в России до сих пор многие удивляются.
С отпуском тоже проблем нет. Например, одного разработчика руководство BrandMaker спокойно отпустило на длительный велопробег из Владивостока. Из других бонусов: английский два раза в день, официальное трудоустройство с белой зарплатой и соцпакетом, компенсация занятий спортом, вкусные завтраки и полдники.
— Возраст значения не имеет, пол тоже. Важно, чтобы человек был неконфликтный. Мы тут все тихие, хотя на корпоративах любим пошуметь, конечно. Но борьбы за власть нет. Просто люди спокойно работают и общаются по интересам, — добавил Артур Рахимов.