За последние пару месяцев имя российского актера Юры Борисова успело примелькаться в новостях: он стал номинантом на премию Гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Анора». Та же роль принесла Юре Борисову номинацию на «Золотой глобус». Победу Юра не одержал, но зато обрел огромную армию фанатов в Голливуде — даже Анджелина Джоли нашла минутку, чтобы лично выразить восхищение актеру. Фильм вышел на экраны еще летом, но, раз кино снова на слуху, корреспондент НГС Алена Золотухина решила посмотреть, что из себя представляет киноистория, принесшая нашему земляку такой успех. Публикуем ее впечатления.
Есть мнение, что «Анора» — это переосмысленная история «Красотки» 1990 года с Джулией Робертс, но, как по мне, это полная чушь. «Красотка» — рассказанная на современный лад история о Золушке, демонстрирующая духовное преображение и зарождающееся чистое чувство между главными героями. «Анора» — дерзкое и шумное кино на грани, обличающее людские пороки, лишенное любви и полное похоти. Ставить эти два фильма в один ряд только из-за того, что в центр повествования поместили секс-работницу, как минимум странно.
Впрочем, автор «Аноры» Шон Бейкер, имеющий слабости к низшей социальной прослойке (это прослеживается в других его работах), предложил зрителю взглянуть на жизнь своей героини с симпатией. Кто такая Анора? 23-летняя девушка русского происхождения, предпочитающая имя Эни — на американский лад. Она танцует эротические танцы, иногда позволяя клиентам чуточку больше.
В стрипклубе Эни знакомится с сыном русского олигарха Ваней — тот сначала покупает ее на неделю, а потом предлагает выйти за него замуж в Лас-Вегасе. Девушка соглашается, наивно полагая, что вытянула счастливый билет. Но чудес не бывает.
Шон Бейкер представил миру достойное кино, снятое на двух языках. «Анору» показали на Каннском фестивале 21 мая — говорят, после просмотра зрители несколько минут аплодировали режиссеру, а Юра Борисов моментально стал любимцем Голливуда. «Анора» получила «Золотую пальмовую ветвь» и пять номинаций на «Золотой глобус».
«Анора» — комедийная драма, с отлично прописанными персонажами вкупе с идеально подобранными актерами. Красотка Майки Мэдисон (Анора) и избалованный дурачок Марк Эйдельштейн (Ваня) отлично справились с поставленной перед ними задачей. С первых минут зритель проваливается внутрь фильма и кружится в водовороте сюжета, испытывая самые разные чувства к персонажам.
Юру Борисова мы видим лишь на 46-й минуте фильма. Его герой Игорь балансирует между эксцентричными и несколько карикатурными характерами героев первого плана, внося долю здравого смысла. Персонаж не лишен фатализма: он молча следует туда, куда ему скажут начальники, с таким невозмутимым видом, что начинаешь хохотать над каменной гримасой гопника, коим Юру окрестила в порыве нервного срыва Анора-Эни. При этом Игорь — единственный, кто проявляет человечность, демонстрируя по отношению к девушке даже какие-то старомодные рыцарские чувства.
Перед нами как будто шумная комедия положений с распространенным приемом утрированности действия — слэпстик. Обилие драк, падений и даже погонь — да, Шон Бейкер снял экшен. Но жанры в этом кино плавно меняются: сначала мы наблюдаем неонуарную сказку, после — ситком, который резко сменяется на тот самый пресловутый экшен, ну а завершается всё драмой. Фильм похож на американские (ну или русские) горки: то вверх, то вниз, с крутыми поворотами и открытой концовкой.
Режиссер собрал в «Аноре» широкий ряд характеров: олигархи, карикатурная диаспора, проститутки, мажоры. Удивительно, но обошлось без клюквы, которой нередко грешат американские авторы, снимая кино про русских. Получилось хорошее сочетание арта и авторского кино — «Золотая пальмовая ветвь» получена заслуженно.
Работу Шона Бейкера кинокритики встретили преимущественно положительно. Жаль, что ни одна из пяти номинаций «Золотого глобуса» не стала победной, зато «Анора» попала в список номинантов на «Оскар» — достойная похвала.
Фильм приятно посмотреть, более того — не исключаю, что пересмотрю его через какое-то время. Красиво снятая история с хорошо известными русскому зрителю саундтреками. Где-то зритель задумается, возможно, вспомнит бурную молодость, возможно, проникнется искренностью главной героини. К концу фильма действительно начинаешь симпатизировать девушке, проявившей смелость, выдержку и даже мудрость.
Что еще почитать
А вот и первые претенденты: кто может получить «Оскар» в 2025 году.
«Еду не берите»: журналист НГС посмотрела омерзительный боди-хоррор с Деми Мур — и пришла к выводу, что эта история о нас с вами.
Что известно о втором сезоне «Игры в кальмара» — еще до официальной премьеры сериал номинировали на «Золотой глобус».
Уже посмотрели «Анору»?