Если спросить любого водителя, хорошо или плохо убирают дороги зимой, он, естественно, ответит, что плохо. В понимании обывателя перед его выездом на дорогу вся толпа снегоуборочной техники должна метнуться по маршруту его поездки и вылизать проезжую часть до шершавого блеска асфальта, заодно спрыснув освежителем воздуха. Все остальное в расчет не берется хоть зимой, хоть летом.
Если говорить серьезно, то, например, как быть с частным сектором с большим количеством улиц и переулков? Скрести эти дороги до щебенки и обрабатывать неровности на ней противогололедным материалом? Да только на одних этих улицах и переулках муниципалитет разорится!
Тогда не убирать эти дороги вообще и вычищать в первую очередь центральные улицы? Но тогда водитель, живущий в многоэтажном доме в центре, имеет больше прав, чем водитель, проживающий в своем доме где-нибудь в Першино…
Весь этот клубок вопросов раскручивается элементарно: дороге в зависимости от ее реального состояния и загруженности присваивается тот или иной уровень зимнего содержания, и в зависимости от уровня выделяются средства на очистку.
Но обо всем по порядку.
Напоминаю, что с 1 сентября 2016 года закончился переходный период вступления в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В нем мы и находим минимальный критерий, как должна выглядеть зимой дорога: «Допускается эксплуатация отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм. На снежном накате не допускается наличие колеи глубиной более 30 мм и отдельных гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной более 40 мм».
Никакие дороги вне населенного пункта зимой в Таможенном союзе, в том числе в Российской Федерации, не должны выглядеть хуже.
К Техническому регламенту прилагается список ГОСТов, выполнение которых на добровольной основе автоматически ведет к выполнению требований регламента. Среди прочих стандартов упоминается и ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания».
Согласно закону «О стандартизации», в целях повышения качества работ применение стандартов обязательно при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд. Так что и в населенных пунктах стандарты по зимнему содержанию должны выполняться.
Именно в ГОСТ 33181-2014 определены пять уровней зимнего содержания: 1, 2, 3, 4, 5. Наивысшим уровнем зимнего содержания является первый уровень. Минимально допустимый – пятый.
Собственно уровень содержания определяется из фактического состояния дороги. Если по разбитой дороге автомобили ездят раз в пятилетку, то зачем вбухивать средства в очистку ям на проезжей части?
Но самое главное, что в зависимости от уровня содержания осуществляется финансирование. То есть при заключении договора по зимнему содержанию дороги между собственником дороги и подрядчиком указывается, для какой дороги какой уровень установлен, и, соответственно, делается вывод, сколько денег потребуется для ее содержания. Существует и соответствующий приказ Минтранса для федеральных дорог. Кому интересно, можете поискать – открытой ссылки под рукой нет.
Другими словами, прежде чем рассуждать, хорошо или плохо убирают дорогу, нужно выяснить, какой уровень зимнего содержания для нее установлен?
Критерий пятого минимального уровня взят прямо из Технического регламента – я его приводил выше. При этом ГОСТ уточняет, что даже на дороге пятого уровня с уплотненным снежным покровом толщиной 100 мм зимняя скользкость недопустима, для чего уплотненный снег должен быть обработан специальным твердым и сыпучим противогололедным материалом, не растворимым в воде, для повышения сцепления колес с дорожным покрытием. Попросту говоря, как минимум песок на такой дороге должен присутствовать. В простонародье такое покрытие называют «зимним асфальтом».
Если для зимнего содержания установлена 1 категория, то ни о каком уплотненном снежном покрове речи идти уже не может. Более того, даже при снегопаде слой рыхлого снега проезжей части не должен превышать 1 см, а на обочине – 2 см. То есть оправдание «Подождите, сейчас снегопад закончится, техника проедет и уберет снег» для таких дорог не пройдет. Отпущены деньги – отрабатывайте.
Снежные отвалы ни на каких дорогах недопустимы даже на обочине. Впрочем, и за пределами обочины снежных отвалов, ограничивающих видимость железнодорожных переездов и пешеходных переходов, не должно быть.
Пересказывать весь ГОСТ – нет смысла, по ссылке все можете прочитать сами.
Лично мне очень бы хотелось взглянуть, какие уровни зимнего содержания установлены для дорог наших городов, чтобы просто знать, как должна выглядеть конкретная дорога в данный конкретный момент времени? Могу только предполагать, что для гостевых маршрутов, которые есть в каждом районе, установлен первый или второй уровень.
А что у нас прописано насчет ликвидации зимней скользкости? Новый ГОСТ 33181-2014 по срокам ликвидации ссылается на национальные ГОСТы стран – участниц Таможенного союза. Для России – это всеми любимый ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию». Многие положения данного ГОСТа перекрываются новыми стандартами, о чем писал ранее. Но сроки ликвидации зимней скользкости берем именно из него.
Минимальное время ликвидации зимней скользкости для первого уровня – 2 часа, максимальное – 6 часов. «Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации».
Если на зимней дороге произошло ДТП, то в обязательном порядке в документах необходимо отобразить состояние дороги на момент ДТП. Если, например, на дороге зафиксирован лед, то в отношении организации, обслуживающей данный участок дороги, действует презумпция виновности (ссылка 1 и ссылка 2). Подробно писал об этом три года назад. С тех пор изменись разве что только стандарты.
Многих волнуют оставляемые вдоль края улиц автомобили – они мешают уборке снега. Тракторы вынуждены объезжать их, из-за чего ширина проезжей части, пригодной для движения, сужается. Вопрос легко решаем установкой знаков «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца». В принципе, данные знаки для того и придуманы, чтобы в любой день одна сторона дороги всегда была свободной.
В заключение – существует стандарт и на летнее содержание дорог – ГОСТ 33180-2014, но в середине зимы о нем говорить пока рано.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора