![«Горожанин» прокатил. Тест-драйв нового троллейбуса за 46 миллионов — едем с МЖК в центр Новые троллейбусы представили на прошлой неделе | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/43/c3/4f/43c34f7e42b9a1d13d46a3e8069c67a5/656x438_1:5593_b525efe34dd4a89980624f8849542ade@3000x2000_0xjGfU4kN4_5471543434198014355.jpg.webp)
В Новосибирске на маршрут № 36 вышли новые троллейбусы «Горожанин», собранные в Уфе. Их привезли в город по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Федеральные власти определили, что этот транспорт будет ходить от улицы Лазурной до вокзала Новосибирск-Главный. Корреспондент НГС проехалась на троллейбусе утром в час пик, чтобы понять, какие преимущества есть у «Горожан» и насколько они необходимы на этом маршруте.
Въезд на МЖК
![Конечная остановка — «Лазурная» | Источник: Екатерина Евстафьева](https://n1s1.hsmedia.ru/21/9a/3a/219a3a311822e65482e539b2f4f4959c/656x492_1:5593_e5e4627cb2a3a30603b8c1101ab9a159@1280x960_0xpr4mfBC0_9449710295138977184.jpg.webp)
МЖК и Плющихинский — одни из самых густонаселенных жилмассивов в Новосибирске. Иногда из-за погоды и перебоев с транспортом люди вынуждены идти пешком от Волочаевской и прилегающих улиц до Гусинобродского шоссе, чтобы сесть на автобус или маршрутку. На остановках зимой в снегопад собираются большие толпы.
— Иногда я езжу по Лазурной, так как там ходят автобусы № 97 и 98. Утром и вечером эта улица обычно стоит и светится красным в приложениях о пробках. Иногда бывает, что на всем МЖК и Плющихе нет пробок, а именно Лазурная стоит. Иногда на то, чтобы проехать половину этой улицы, уходит полчаса, — рассказала НГС читательница Елизавета.
Остановка троллейбусов находится рядом с домом № 2 на Лазурной. Отсюда уезжают 36-й, 22-й и 7-й. С остановки легче всего дойти до детского сада № 482, домов № 2 и 6 на Лазурной. От остальных зданий в жилмассиве удобней добираться до автобусных остановок.
Маршрут
![С первой остановки троллейбус отправился почти пустой | Источник: Екатерина Евстафьева](https://n1s1.hsmedia.ru/8c/43/5a/8c435a2b741ff62dfcb5ce634f508505/656x492_1:5593_06164d3bace758782598eaf7907a30c5@1280x960_0x5BQqjycS_3751040758393649297.jpg.webp)
Около восьми утра на «Лазурной» мало пассажиров. Новый троллейбус № 36 подъехал в 07:58, в него зашла одна пассажирка. Следующий был на другой стороне дороги уже через пять минут. Почти сразу подъехал старый зеленый ЗиУ, встал следом и посигналил.
— Проезжай! — крикнул коллеге водитель «Горожанина».
После того как старый 22-й забрал своих пассажиров, подъехал 36-й. Кроме корреспондента в салон зашли два человека. Отправляемся с «Лазурной» в 08:10.
Кондуктора здесь нет — рядом с дверьми есть валидаторы, с помощью которых можно расплачиваться картой. Можно оплатить проезд и наличкой, но только во время остановки — женский голос через автоинформатор просит не отвлекать водителя во время движения.
![Иногда водители выходят, чтобы поднять или опустить «рога» | Источник: Екатерина Евстафьева](https://n1s1.hsmedia.ru/26/e1/83/26e183b44903b587e2d148025071069d/656x492_1:5593_d6479b65b41705882949a662a3eba482@1280x960_0xDeSX7SjF_2163217265854886286.jpg.webp)
Явные преимущества «Горожанина» перед многими другими моделями новосибирского транспорта — светлый салон, большое количество мест для сидения, чистая и целая обивка. К 08:00 пол уже был грязным, но чего ждать от троллейбуса в городе, который летом страдает от пыли, весной и осенью — от грязи, а зимой — от обилия снега? Еще одна приятная особенность — теплый салон. В новых дверях нет щелей, через которые холодный воздух попадал бы внутрь, как это бывает в старом транспорте.
Троллейбус двигается плавно — из-за новых деталей и свежей сборки, но медленно — из-за утренних пробок. До следующей остановки «Волочаевский жилмассив» доезжаем за восемь минут. В салон заходят девять человек. Возникает диссонанс: после множества новостей о проблемах и загруженности транспорта странно видеть полупустой салон утром на Гусинобродском шоссе.
Кроме остановок автоинформатор объявляет о том, что проезд нужно оплачивать картой (и убеждаться, что оплата прошла), на линии работает контроль, а в салоне ведется видеонаблюдение. Действительно, в троллейбусах из новой партии установлены аналоговые камеры. Ранее их планировали подключить к системе «Безопасный город», но сейчас оборудование не позволяет так сделать. Мэр Анатолий Локоть поручил исправить это для других партий. Пассажиров также предупреждают, что информацию о противоправных действиях в салоне будут передавать в правоохранительные органы.
Про пассажиров
![Рядом с сиденьями в конце салона есть такая удобная полка | Источник: Екатерина Евстафьева](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/a8/8a/6da88ae1f48f806f5a9f09445f26bcea/656x492_1:5593_8275d7cc0bd01b7b6b96d03131865602@1280x960_0x83psFZ5B_5482032220517828577.jpg.webp)
Салон постепенно наполняется. Когда троллейбус подъезжал к «Кафе "Лада"», большая часть сидений уже была занята, кто-то из пассажиров стоял, хотя была возможность сесть. Меньше чем через полчаса с начала пути троллейбус был на остановке «Золотая Нива». Тогда из салона вышла примерно половина пассажиров.
В 08:45 троллейбус был рядом с «Сибмоллом», в 08:56 — у стадиона «Спартак». На этой остановке водитель вышел и настроил токоприемники. После этого в салоне стало слышно гул, поехали дальше.
«Горожанин» — троллейбус с увеличенным автономным ходом. Это значит, что он может проехать около 20 километров без подключения к контактной сети. При этом, в отличие от электробусов, такие модели могут заряжаться в пути. В этом году по программе лизинга в Новосибирск планируют доставить еще 120 единиц. 80% средств на покупку выделят из областного бюджета, 20% — из городского.
Сейчас на сайте новосибирского ЦУГАЭТ проводят опрос. Жителям предлагают оценить изменение схем маршрутов № 5 («Городской аэропорт» — «Улица Ленинградская»), 8 («Затулинский жилмассив» — «Улица Ленинградская») и 13 («Улица Учительская» — «Метро "Речной вокзал"»). Их могут продлить.
![Проезд можно оплачивать картой | Источник: Екатерина Евстафьева](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/99/20/a29920861230a3a28e23d18a9b053280/656x492_1:5593_b95d3fe1814829193d6968572cccec69@1280x960_0x8Edl9ri3_4781056361830392788.jpg.webp)
После предпоследней остановки — «ЦУМ» — в салоне кроме корреспондента осталась одна женщина. Троллейбус прибыл на конечную в 09:08. Развернулся в обратном направлении, в него запрыгнула пассажирка, и он уехал обратно на МЖК.
Можно сделать вывод, что девять новых троллейбусов действительно комфортны благодаря хорошему состоянию и небольшой наполняемости. Хотя, возможно, в более ранние часы или вечером в час пик пассажиров здесь больше. Но если нет, то можно задуматься, правильно ли организаторы федеральной программы выбрали маршрут, на который в первую очередь нужно пустить новый транспорт, приобретенный за 413 миллионов рублей. С другой стороны, можно порадоваться за немногочисленных пассажиров, которые едут от МЖК до центра — зимой этот час они проведут в тепле.
За день до выпуска новых троллейбусов на линию их показали представителям мэрии и журналистам. Транспорт оценили и изучили корреспонденты НГС. Подробности о «Горожанах», их характеристиках и дальнейших планах по замене подвижного состава можно прочитать здесь (и посмотреть видео).