![Убери рога: в Новосибирске на маршрут выходят новые троллейбусы «Горожанин». Смотрим, что внутри Новые троллейбусы выйдут на маршрут № 36 с 1 февраля | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/fa/16/0cfa16aac26e399d7c59714a5c93e44f/656x438_1:5593_ff24127fb0c1205951dee89a73cf6ea8@3000x2000_0xRKu1bsed_9545356548574357683.jpg.webp)
Девять новых троллейбусов марки «Горожанин» привезли в Новосибирск — все машины выйдут на маршрут № 36, который определили федеральные власти по программе БКД. В ближайшие два года город получит еще 170 троллейбусов той же марки, и их уже распределили по маршрутам — транспорт пойдет и до жилмассива «Европейский берег». В новых троллейбусах есть кондиционеры, USB-розетки. Журналисты НГС посмотрели, как выглядит новый транспорт, которым хотят заменить почти половину троллейбусного парка. Подробности — в нашем репортаже.
![9 троллейбусов с автономным ходом модели «Горожанин» прибыли из Уфы | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/28/ba/c128bab29e1915a08afb6c54fda89ae5/656x438_1:5593_a037bc3d071616724120d7397786f5d2@2998x1999_0xWMQlRFpT_8881185396178223768.jpg.webp)
1 февраля на маршрут № 36 (Лазурная — Новосибирск-Главный) выходят девять новых троллейбусов с автономным ходом. Для Новосибирска это относительно новый вид транспорта — когда-то у нас был троллейбус на батарейке, но скорее как пилотный проект, и массового запуска так и не произошло.
Троллейбус «Горожанин» собирают в Уфе (в Белоруссии делают машинокомплект, а в Новосибирске — систему управления) — в начале прошлого года тестовую модель привезли в Новосибирск, чтобы понять, насколько всё это подходит для Сибири. Через пару месяцев транспортники пришли к выводу, что всё успешно, можно брать.
![Транспорт оборудован USB-розетками | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/76/6c/cc766c2981ff93d94f6790548d8c4a6d/656x438_1:5593_39390da85995fe50648c2b068fe6605d@2998x1999_0xWFtiG4HL_9073128486348372066.jpg.webp)
Летом Новосибирск и область подали заявку в Министерство транспорта РФ на участие в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги» и впервые за много лет получили не подержанные машины, а новый транспорт (сейчас троллейбусный парк Новосибирска изношен почти на 100%).
Первая партия, хоть и с запозданием, пришла — 9 новеньких троллейбусов с увеличенным автономным ходом уже стоят в троллейбусном депо на Алейской. Специалисты подчеркивают, что электробусами все-таки их называть не стоит, потому что есть разница. Если проще: помимо остальных нюансов, электробусы не могут заряжаться в пути, им нужна специальная станция для подзарядки, а троллейбусы с автономным ходом — могут.
![Транспорт будут привозить партиями | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/a0/f3/c8a0f3b4d284be1a28bd0f8739816402/656x438_1:5593_8b7c208635bbfdf48e983eb871f0e44d@2998x1999_0xq27C5CC0_8636530397598221641.jpg.webp)
Почему маршрут № 36?
Троллейбусы нам дали по программе БКД, это федеральная программа со своими регламентами, поэтому и маршрут определил не город.
— Правительство выбрало именно этот маршрут, мы не имеем права его поменять, — объяснил начальник департамента транспорта мэрии Новосибирска Константин Васильев.
Все девять троллейбусов будут возить новосибирцев по маршруту № 36 (Лазурная — Новосибирск-Главный). С Лазурной и с вокзала первый рейс — в 05:50, последний — в 23:33 с вокзала, в 23:13 — с Лазурной. В часы пик троллейбус ходит с интервалом 10 минут, в межпиковое время ждать придется около 20 минут.
![В троллейбусах не будет кондукторов — рассчитаться можно картой или передать наличку водителю | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/87/60/14/876014106c9001959be79dc77606808b/656x438_1:5593_634ee0d713a93dfb0cd441fb3f287f61@2998x1999_0xoJvNWkU2_8134971332810704906.jpg.webp)
Троллейбус в «Европейский берег»
В этом году в город привезут еще 120 троллейбусов той же марки. За новый транспорт заплатят почти 5 миллиардов рублей. 80% партии оплачивает область, 20 — город, уже заключили контракт со Сберлизингом. Этот транспорт предварительно распределили по маршрутам в отдаленные районы города.
АО «Сбербанк Лизинг» было создано в 1993 году. Акционерное общество «Сбербанк Лизинг» — специализируется на предоставлении займов и прочих видов кредита, а также на аренде автотранспортных средств. По данным «Контур.Фокуса», выручка за прошлый год составила 104,2 миллиарда рублей, чистая прибыль — 7,7 миллиарда рублей.
— В проработке 4 маршрута: в «Стрижи», Южно-Чемской жилмассив, Новомарусино, Дивногорский, также планируем на «Европейский берег», — перечислил список руководитель Управления пассажирских перевозок мэрии Владимир Кондауров. — Это те направления, где сегодня транспорта недостаточно, и за счет автономного хода мы как раз решаем проблемы с доставкой жителей из отдаленных районов в центр города.
Он привел пример — контактная сеть заканчивается на Речном вокзале, дальше, в сторону «Европейского берега», троллейбус идет на автономном ходу, то есть без использования контактной сети.
![Девять новых троллейбусов обошлись в 413 млн рублей | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/fe/b7/f4feb7ac07381ebfb52260296d96d6eb/656x438_1:5593_97914a782c216c3de844ce3f37564356@2998x1999_0xITK6ItA1_4085600185135575209.jpg.webp)
Есть контакт
Представители Уфимского троллейбусного завода заметили, что в Новосибирске, по сравнению с другими городами, контактная сеть еще в нормальном состоянии. Без контактной сети троллейбус может идти не меньше 20 километров (с учетом обогрева).
— Есть технические вопросы, которые в плановом порядке устраняются. Те заявленные характеристики, которые завод изначально обозначал, подтвердились, — уточнил руководитель МКП «ГЭТ» Константин Прокин.
![Без контактной сети троллейбус может проехать не меньше 20 километров (с учетом работы системы отопления) | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/db/fe/a8/dbfea80f03ccfc69b5f10ca8f51d8567/656x438_1:5593_6aeeb9024d0865a7be6d4cf9a870fe85@2998x1999_0xDMyEr93q_1917006138383918013.jpg.webp)
Батареи для троллейбуса производятся в Китае, рассчитывать на отечественный аналог можно, но не сейчас.
— Батареи из Китая, ведущие мосты — тоже из Китая. Говорят, что российские будут в конце 2023-го — начале 2024 года, уйдем от китайских. А по батарейкам — мы с «Росатомом» общаемся, серийно — тоже где-то конец 2024-го, — уточнили представители завода.
АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» производит троллейбусы, электробусы и трамваи и поставляет оборудование и комплектующие, в том числе для городского электрического транспорта. Уфимский трамвайно-троллейбусный завод принадлежит Управлению электротранспорта Уфы и ООО «Башкирский троллейбусный завод» (владелец — Ильдар Гареев) и частным инвесторам. По данным «Контур.Фокуса», по итогам 2021 года выручка уфимского завода — 1,4 млрд млн рублей, чистая прибыль — 1,8 млн. С 2015 года он заключил госконтракты на сумму 5,4 млрд рублей.
Новые камеры
Вопросы вызывают камеры, которые, подчеркнул Анатолий Локоть, по своим характеристикам не позволяют включиться в систему «Безопасный город», потому что они аналоговые. Он дал поручение проработать этот вопрос на следующих партиях троллейбусов.
Для обслуживания нового транспорта специалисты ГЭТ прошли стажировку в Уфе, за маршрутом закрепили 21 водителя.
![В начале прошлого года модель УТТЗ-6241.01 «Горожанин» Уфимского трамвайно-троллейбусного завода испытали в Новосибирске | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/19/69/7d196907eed95fa0cbd6be6267f50d8d/656x438_1:5593_a859f1863e6cc91319af254a7222d345@2998x1999_0xNEYIA5KD_2483874176315692386.jpg.webp)
— Задача Новосибирска сейчас — обеспечить наполняемость транспортных средств, убрать дублирующие маршруты. Чтобы люди сели в комфортабельные троллейбусы, нужно, чтобы он ездил по расписанию, в первую очередь нужно, чтобы выделенные полосы были способны максимально обеспечить пропускную способность, — отметил министр транспорта Анатолий Костылевский. — В комплексе постановка всех задач решит первый этап транспортной реформы города Новосибирска.
![Во всех моделях троллейбусов есть выдвижные пандусы | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/50/ec/09/50ec0929a63b07750ad578091ea2fcd6/656x438_1:5593_ed8326148c2ff151e114d7f173fb71c7@2999x1999_0xJKKzJ0E2_3652245227060063783.jpg.webp)
С наличкой в очередь
Кондукторов в новом транспорте не будет — троллейбусы оборудованы валидаторами, то есть оплатить проезд можно транспортной и банковской картами, тут же могут рассчитаться льготники по социальным картам. А вот с наличкой всё сложнее — чтобы заплатить за билет, придется подойти к кабине водителя, даже если вы стоите в конце салона — он должен рассчитать на остановках (по крайней мере, так должно быть, уточняют представители Горэлектротранспорта).
![Транспорт из новой партии будут ставить на маршруты в отдаленные районы | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/2e/48/7d2e488b1b19dd9550169836a67206e6/656x438_1:5593_4452e43ee6f59ba7ab1be6d6f9b8974c@2998x1999_0xNRPf2Vdw_6108988350178232391.jpg.webp)
Кстати, штраф за безбилетный проезд недавно вырос в 10 раз (с 100 рублей до 1000).