Дороги и транспорт Троллейбус на процессорах

Троллейбус на процессорах

«Сибирский троллейбус» вывел на маршрут своего первенца с асинхронным двигателем

Отгадайте загадку: «Серо-зеленое чудо техники, с несколькими микропроцессорами, рогатое, едет по улице и не щелкает». Это новый сибирский троллейбус с асинхронным двигателем. Представленный общественности в канун Дня Победы, он выкрашен в комбинацию серого и оливкового цветов (как немецко-американский танк времен войны), несет на себе герб Новосибирска и имеет «тактический» номер 3219. По утверждению разработчиков, так или примерно так будут выглядеть все троллейбусы, произведенные в этом году в Новосибирске для местных нужд. Большая часть из них будет оснащена экономичным асинхронным двигателем.

Для того чтобы добраться до Городского Аэропорта - места смотрин нового пассажирского транспортного средства - я решил воспользоваться услугами старого «подвижного состава». В последний рабочий день перед праздниками наше «средство» передвигалось по Красному Проспекту особенно чинно и неторопливо. Казалось, борьба за место на остановке водителя составного троллейбуса-гармошки № 5 вообще не касается. На Ереванской он передал смену и напоследок дал коллеге напутствие: «…Заедь сегодня, на долю секунды – пусть они там затянут контрагаечку, чтоб не раскручивалось».

На месте уже стояли телекамеры, готовые поймать в объектив любую движущуюся мишень, похожую на троллейбус с асинхронным двигателем. И вот, серо-зеленая машина с надписью «Испытания» вырулила из-за обычного троллейбуса. Все тут же отметили, что внешние отличия минимальны.

- Объясните, пожалуйста, на пальцах, в чем разница…

- Если проще сказать, то на нем стоит двигатель переменного тока. Все двигатели постоянного тока снабжены такими щетками, которые вечно горят и создают еще дополнительное трение. «Асинхронники» - это то, что мы привыкли видеть в стиральных машинах, - долговечные простые двигатели, которые требуют меньше обслуживания и имеют более низкое потребление.

- А как получается, что все ездят на постоянном токе, а он на переменном по одним и тем же проводам?

- В этом-то и суть электронного привода. Он преобразует постоянный ток в линии в переменную частоту для асинхронного двигателя.

Водитель нового троллейбуса отмечает, что его управление немного проще, чем на старых машинах: нет рывков, движение более мягкое. «Можно сравнить с импортным автомобилем с автоматической коробкой передач», - вторит ему один из разработчиков. На восприятии пассажира изменения отражаются очень просто: новый троллейбус не «щелкает». Щелчки в кабине водителя – это как раз переключение ступеней, которое позволяет изменять сопротивление в цепи. Новое оборудование делает это плавно. Машина пробная, и в словах разработчиков и транспортников то и дело проскакивает: «поглядим», «посмотрим», «увидим», - словно родители не хотят сглазить новорожденного.

На троллейбусе установлены два микропроцессорных блока. Они обеспечивают алгоритм управления асинхронным электродвигателем. «Это процессоры, которые стоят внутри частотного электропривода и процессоры в кабине водителя, которые обеспечивают полную связь с электроприводом, с периферийными сервисными устройствами», - говорит Леонид Музалевский, директор научно-производственной фирмы «Ирбис».

В перспективе «электронные» троллейбусы планируется «зацепить» даже на GPS. Электронщики уверены в элементной базе и обещают бесперебойную работу при самых тяжелых условиях от – 45 до + 50 градусов. Однако частоту и производителя процессоров они не называют.

Сергей Парфенов, директор ООО «Сибирский троллейбус», утверждает, что, помимо прочего, новый троллейбус экономнее за счет так называемой «рекуперации энергии в сеть»: «Когда транспортное средство двигается с приличной скоростью, начинается процесс превращения кинетической энергии транспортного средства в электрическую и подача ее вновь в сеть». На этом троллейбусе будут апробированы теплосберегающие технологии, чтобы не приходилось тратить много энергии на прогревание негерметичного салона.

В этом году «Сибирский троллейбус» планирует произвести 30 машин, 24 из которых останутся работать в Новосибирске. 18 будут оснащены асинхронным двигателем. По словам Сергея Парфенова, такой троллейбус получается примерно на 800 тыс. рублей дешевле нового.

Валерий Новоселов, начальник Управления пассажирских перевозок мэрии, с которым мне удалось проехаться в новом троллейбусе, говорит, что всего сейчас в Новосибирске работают 253 троллейбуса. Все новые машины будут работать на старых маршрутах – новых пока не будет. В перспективе же, до 2010 года возможно появление троллейбусных маршрутов в Аэропорт «Толмачево», на Родники, на Западный жилмассив. Большевистская и общее направление в Академгородок пока не рассматривается из-за большой загруженности.

Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
62
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат из воинской части на Урале
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления