Светлана с Сергеем порознь не ходят. Друзья и знакомые привыкли воспринимать их как единое и неделимое целое. Они выглядят и чувствуют себя как настоящая классическая семья, в которой все общее — и печали, и радости. Пять лет они боролись с невозможностью забеременеть, использовав все методы, которые дает современная медицина. О том, чтó в итоге помогло паре стать родителями, Светлана решилась рассказать читателями SHE, чтобы дать женщинам еще один взгляд на проблему бесплодия.
«Нам с мужем сейчас по 32 года, мы бывшие одноклассники, — вспоминает Света. — Когда-то я у Сережи математику в 8-м классе списывала. (Смеется.) Потом мы поступили в разные вузы. Но так как продолжали дружить общей школьной кучкой, однажды сблизились на фоне приготовлений к пикникам и поездкам. Вылазки на природу, ночевки в палатках — это все про нас».
Молодые люди быстро нашли общие интересы и начали жить вместе. Через пять лет захотели стать родителями. «Мы решили: если получится беременность — организуем свадьбу. А не получится — купим мотор для катера и поедем отдыхать. Когда отменили контрацепцию, сразу же случилась беременность. Устроили по этому поводу веселую молодежную свадьбу.
Мы с самого начала решили, что детей у нас будет несколько. Моя мама говаривала: один ребенок — это не ребенок, два — это полребенка, а три — уже целый ребенок. Поэтому три-четыре — было для нас обоих нормально».
С появлением в семье сына ритм жизни Светланы и Сергея никак не изменился. С полугода малыш начал выезжать с родителями и их друзьями на природу, ночевать в лодке и палатке.
Когда прошел нормативный бесплодный год, Светлана понесла свою тревогу к гинекологу-эндокринологу. Под наблюдением врача пара прошла повторное обследование. «Пока мы занимались беременностью, жизнь будто бы замерла. Была работа, были отношения, рос старший сын, но все это отходило на второй план. За годы борьбы с бесплодием я ничего толком вспомнить не могу».
Светлана дошла до отчаяния: купила оптом тесты для определения беременности — 100 штук в пачке. «Мы с мужем не винили друг друга, но оба переживали. Тесты я ему не показывала, чтобы не расстраивать. Все вокруг твердили: отпусти ситуацию. Кажется, это так просто: возьми да забудь, что ты хочешь ребенка. А на самом деле… Заходишь в магазин и рассматриваешь детские вещички. Всюду на глаза попадаются беременные. Сначала я смотрела на них с радостью, потом с раздражением. Потом все беременные стали мне противны до физической неприязни».
Последней каплей надежды стала процедура ЭКО. С твердой уверенностью, что вот «после этого беременность точно наступит», пара решилась на искусственное оплодотворение. Опять сдали анализы, вступили в протокол ЭКО. Но и в этот раз беременность сорвалась.
Настал тот день, когда мой гинеколог-эндокринолог сказала: «Света, всё, что мы могли взять от медицины, — мы взяли. Иди к психологу. Проблема в голове».
В тот же день Светлана позвонила нескольким психологам. И срочно отправилась на прием к тому, кто высказал возможность встретиться.
У психолога она побывала сначала одна, потом вместе с Сергеем. Стало понятно: они оба так крепко замкнулись на будущем ребенке, что беременность превратилась для них в смысл жизни. «Через 4 месяца психотерапии я почувствовала, как меня отпускает тревога. Я переключилась на регуляцию отношений с мужем и старшим сыном, который, пока мы сражались с бесплодием, словно бы потерялся. Мы стали жить и радоваться тому, что есть. Стали много путешествовать. Желание забеременеть перестало быть для нас главным. Оно заняло свое небольшое место в общей картине, став ее частью, а не смыслом. Всю пачку неиспользованных тестов я выбросила в мусорное ведро».
И однажды, совершенно неожиданно, в одной из поездок беременность случилась. Светлана вдруг спохватилась: надо же, задержка! «Я не знаю чего-то более радостного, чем беременность после пяти лет бесплодных попыток. Это воспринимается как чудо. Мы вместе с мужем от счастья плакали. Нам было все равно — мальчик или девочка. Сейчас младшему сыну уже три месяца».
Психолог, руководитель центра «Мы вместе» Юлия Карагодина: «Если пара здорова, все анализы в норме, половая жизнь регулярна, но беременность не наступает, можно сделать вывод о том, что причина бесплодия — психологическая, а именно сильнейшее эмоциональное напряжение.
Из чего оно состоит? Из гиперответственности, кризисов, страхов, стрессов, тревожности, фантазий. Обычно первый ребенок в молодости — как последняя игрушка, но чем старше люди становятся, тем серьезнее они относятся ко всему. Они хотят ребенка, но уже осознают всю меру ответственности. В ответ на глубокие бессознательные страхи тело словно бы говорит "нет".
Задач перед психологом несколько. Во-первых, важно понять — где кроется напряжение и с чем оно связано. Во-вторых, показать, что есть еще масса других аспектов в жизни. Нужно выйти из фокуса этой темы, выключиться из навязчивой идеи. И заняться собой. Беременность должна стать частью жизни, а не ее панацеей. На поиск напряжения и смену приоритетов уходит от 3 до 6 месяцев».
Галина Ахметова
Фото depositphotos.com