На Красном проспекте начали одевать в стекло новое причудливое здание, которое возводит Денис Герасимов. Автор концепта наклонных башен технопарка и «Кокона» возле театра «Глобус» пристраивает к своему же зданию «Бутон» напротив часовни торгово-офисный центр «Льдина». Новосибирцев «Льдина» поразит ломаным фасадом из гигантских стеклоблоков неповторяющейся формы. Площадь самого большого из них равна размеру однокомнатной квартиры. Корреспондент НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ поговорила с учредителем компании «Несущие системы» («Гласстоун») Денисом Герасимовым о том, чем еще будет необычно новое здание на Красном проспекте, как закончился спор о сносе построенной им парковки в центре Новосибирска и над чем еще он сейчас работает.
Справка: Герасимов Денис — окончил СГУПС по специальности инженер-экономист. Учредитель компании «Несущие системы» (известной под брендом «Гласстоун»). Она построила в Новосибирске ряд необычных зданий — «Шарик» кофейни «Трэвэлерс» возле театра «Глобус», бизнес-центр «Кокон» на Максима Горького и здание «Бутон» возле часовни на Красном проспекте. По ее концепту в Академгородке построили наклонные башни технопарка, признанные «Домом года» в 2012 году по итогам престижной российской премии. «Кокон» и «Бутон» становились победителями архитектурного конкурса «Золотая капитель». Сейчас в Новосибирске достраивается здание-гусеница — биотехнопарк в Кольцово, где по проекту «Несущих систем» сделан фасад. В Москве ими создана стальная оболочка для нового стадиона «Спартак» — несущая конструкция для красно-белой «чешуи» стадиона.
На вашем новом здании на Красном проспекте, которое называют «Айсберг», появилось первое стекло. Правда, сейчас оно укутано в ткань. Расскажите, каким получится здание, которое вы строите, и что будет внутри?
Первое стекло мы закрыли, потому что сейчас идут сварочные работы, искра опасна для стекла. Мы не строим новое здание, а реконструируем старое. Вместо 5-этажного оно станет 11-этажным, поэтому сначала мы усиливали фундамент и укрепляли грунты. Название «Айсберг» мне не нравится своей заношенностью, и я это здание называю «Льдина». Но «Льдина», видимо, сложно выговаривается, поэтому люди, с которыми связано это строительство, стали называть его в обиходе «Айсберг». Но мне не хотелось бы, чтобы оно осталось. Все-таки «Льдина» лучше.
На первых этажах у нас будут торговые и сервисные помещения, выше — тоже, возможно, сервисные и офисные.
Почему «Льдина»?
Чтобы контрастировало с «Бутоном». Бутон — это тепло, стремление, предчувствие открытия, а льдина — это холод, статика. И так и у нас в жизни бывает — то движение, то мы замираем. Такая простая мысль.
Вы рассказывали, что фасад «Бутона» состоит из 2500 стеклопакетов, которые не повторяются? А каким будет фасад новой «Льдины»?
Там не стеклопакеты, а стеклоблоки. Есть достаточно большие. Можно сказать, что для стеклоблоков они огромны. Площадь у них — от 1,5 до 24 кв. м. Представьте, 24 метра — это же однокомнатная квартира. А это всего лишь один стеклоблок! Всего их будет 164, и ни один стеклопакет, ни один узел не повторяется.
В чем разница между стеклопакетами и стеклоблоками?
Обычная система монтажа — это когда выставляется алюминиевый или стальной каркас и потом в него монтируются стеклопакеты. А стеклоблоки мы изготавливаем, сразу же объединяя часть каркаса и стеклопакет. Дело в том, что стеклоблоки на «Льдине» будут смонтированы под различными углами относительно друг друга. Это было бы практически невозможно сделать, если бы мы стали делать их как нашу традиционную систему.
Фасад получится ломаным? Я слышала, он будет двухцветный — бело-серый.
Да, фасад получится ломаный, но двухцветным делать его мы передумали, хотя в цехе есть такие экспериментальные стеклоблоки.
В итоге они будут одного тона, но в некоторых стеклопакетах внутри будут пузыри — как во льду бывают, когда мы видим пузырьки воздуха.
Раньше у вас был фармацевтический бизнес, вы занимались аптеками, а потом вдруг появился «Шарик», «Кокон», технопарк… Вы занялись архитектурой, конструированием, строительством зданий, некоторые стали строить для себя и сдавать их в аренду. Как это с вами произошло?
Я хотел, чтобы моя деятельность была более интересным и сложным увлечением. И чтобы это было не повторение за кем-то, а давало какие-то находки. Мы делаем полный цикл строительных работ — от мысли, концепта, проектирования до производства и монтажа. Чтобы построить что-то новое, лучше, чтобы это находилось в одних руках. Идеи зарождаются в совершенно разных обстоятельствах, а формируются у нас в офисе. Это делаем я и Алексей Кашин, наш директор и главный конструктор. И все мои коллеги по компании — архитекторы, конструкторы, производственники, монтажники, без них наши технологии не были бы воплощены. Мы делаем не только проекты для себя, но и работаем как подрядчики в разных городах.
Почему вы не строите обычные дома со студиями и не зарабатываете на этом?
Видимо, моя натура не прямоугольная, а, может быть, какая-то ломаная и криволинейная, поэтому и здания получаются такие.
Вы довольны коммерческой отдачей от ваших проектов? Благодаря необычной архитектуре к вам выстраиваются в очередь арендаторы? Какие у вас арендные ставки в «Бутоне»?
Архитектура притягивает посетителей, и поэтому можно сказать, что, несмотря на технологическую сложность, в конце концов это себя оправдывает. Многие построенные помещения проданы.
У нашей компании и у меня лично достаточно много кредитов. «Бутон» заполнился очень быстро, на верхних этажах ставки в районе 1000 руб. за кв. м в месяц, внизу, на торговых этажах, дороже.
Известный дизайнер Артемий Лебедев очень ругался, что «Бутон», современное здание с модными стеклами, испортили рекламой. Что вы об этом думаете? Может, лучше было поставить отдельный щит с перечислением всех арендаторов?
Конечно, без рекламы было бы лучше, но ничего страшного, мы в реальном мире живем. Реклама на нашем фасаде не сумасбродная, в ней есть стиль и даже однотипность. Отдельный щит не сработал бы, у нас он есть возле лифта на первом этаже. Я бы не сказал, что реклама испортила фасад. Это же не скульптура, это здание, в котором люди, и поэтому реклама — это нормально.
Когда вы достроите здание «Льдины»?
«Льдину» мы закончим весной или в начале лета. Сначала, зимой, мы закончим парковку с административным зданием — мы построили на второй линии за «Бутоном» и «Льдиной» 6-этажное здание, это трехэтажная парковка на 100 машино-мест, а сверху 3 административных этажа.
Управление по государственной охране объектов культурного наследия НСО требовало от вас снести часть этой парковки с офисами. Говорили, она нарушила границы охранной зоны памятника архитектуры — конторы «Госэлектросиндиката» на ул. Максима Горького, 64. Чем закончилась эта история?
Уж не знаю, как и кому мы могли помешать. Разве это плохо, когда строится парковка? Никто же парковки особо не строит, все же понимают, что они малорентабельны. Если бы они были рентабельны, застройщики бы их строили. Мы пошли на то, чтобы построить парковку, чтобы она обслуживала и наших арендаторов, и просто горожан.
Не поверите, мы на собственной земле, которую купили на аукционе, на 2 см заступили в зону охраны исторического наследия. Эти сантиметры они умножили на периметр, и получились уже квадратные метры. Нелепо и смешно.
Вы не собираетесь полностью надстроить оставшуюся часть здания на Красном проспекте, 17? Оно не ваше?
Нет, не собираюсь, оно не наше. И вообще я очень устал строить. Надо сделать перерыв. Для себя мы обычно строим самые сложные объекты. У нас нет каких-то жестко ограниченных сроков, над собой мы экспериментируем.
И надолго вы хотите сделать перерыв?
Да неизвестно еще, может быть, это будет пару дней. (Смеется.)
Мы недавно обнаружили в арбитраже вашу тяжбу с мэрией, где вы требуете два с хвостиком миллиона за аренду земли на ул. Серебренниковской. Там оказалось нельзя построить здание из-за соседства с памятником архитектуры, зданием больницы на Чаплыгина, 75. Что вы там хотели построить?
Это пересечение ул. Серебренниковской и Октябрьской магистрали. У нас был договор аренды земельного участка для строительства административного здания. Участок около 300 кв. м, за который мы 3 года платили аренду, проходили различные согласования, и в конце концов нам говорят: «Вы не можете здесь строить». И тогда мы сказали: «Мы ничего не хотим, просто, пожалуйста, верните нам деньги обратно — те, которые мы перечислили за аренду». Пока суд принял не нашу сторону, нам сказали: «Раз вы предприниматель, вы идете на риск и должны были заранее узнать все сложности, которые связаны с участком под строительство». Это очень нелепо звучит. Тем самым суд подтвердил, что нам сдали в аренду земельный участок, который нельзя использовать по назначению, но говорят, что мы должны были учитывать риски предпринимательства.
И насколько необычное здание вы хотели там построить?
Вы знаете, там очень грубый тупик. Когда по ул. Кирова спускаешься, смотришь на этот тупик. Мы хотели историческое здание просто логически завершить, продлить стороны, чтобы получилась у него острота. Знаете, оно само было больше имитацией здания, чтобы продолжить форму.
Конечно, есть разные оценки ваших зданий. Кто-то их ругает как точечную застройку, а кому-то нравится, и он говорит: «Ух ты, это же хай-тек!». Один мой знакомый американец, который приехал в Новосибирск из Нью-Йорка, назвал изумительным в городе только одно здание — наклонные башни технопарка.
Люди, которые оставляют у вас злые комментарии, могут написать желчью, но, скорее всего, при взгляде на наши здания и другие интересные здания, как, например, новый синий дом с ломаным углом на ул. Кирова, они все-таки не плюются. Что значит красивое здание, как вы думаете?
Красивое здание — это когда человек смотрит на него и думает: «Боже, как здорово!». Или даже: «Хочу там жить и работать». У него не возникают плохие мысли: «Опять какой-то муравейник воткнули!». Красивое здание вдохновляет человека и делает его лучше, даже если он это не осознает.
Я с вами согласен. Социологами давно отмечено: если в каких-то районах начинают строить красиво, ярко, становится меньше подростковая преступность и так далее. То, что мне попадалось в художественных книгах, и то, что я пропустил через себя: красота — это прежде всего желание обладать. Это эмоция. Это то, что эстетически наслаждает. А дальше ты понимаешь, что что-то нравится тебе настолько сильно, что ты не можешь с этим совладать, в конце концов появляется чувство отстраненности и остается лишь созерцание. И для меня это и есть красота.
Вы стараетесь делать своими зданиями жизнь людей лучше?
Я стараюсь, но как выходит.
Какие у вас есть новые проекты в Новосибирске и в других городах?
В Новосибирске пока не появится ничего, кроме «Льдины». Сейчас мы строим в Тюмени достаточно большой купол для торгового центра. Мы научились очень быстро делать купола от 6 до 100 м в диаметре. Мы ведем переговоры в разных городах и скоро расскажем вам о новых проектах.
Елена Гурьянова
Фото Татьяны Кривенко (1), Александра Ощепкова (2, 5), spacestructure.ru (3), предоставлено Денисом Герасимовым (4), Сергея Комарова (6)