Гражданам России в Новосибирске редко приходится сталкиваться с миграционными вопросами. Например, получить или поменять заграничный паспорт все желающие могут в любом выбранном из доступных отделении МВД с помощью приложения «Госуслуги». И совсем несладко тем, кто оформляет разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство (ВНЖ) или гражданство России. Все дороги этих людей сводятся в одно место — в Миграционный или паспортно-визовый центр МВД России (ПВЦ) на улице Есенина, 1Г. Те, кто сталкивался с работой учреждения, не хотели бы туда снова возвращаться. Люди жаловались на многочасовые очереди, недостаток сотрудников в ведомстве и неудобство системы в целом. В марте 2024 года НГС проверял, как обстоят дела в центре. В конце года мы проверили, изменилось ли что-то на месте.
«Балагана нет»
Раньше иностранные граждане жаловались на километровые очереди в миграционном центре, а на первом этаже здания работало кафе, где торговали самсой и пловом. Читательница НГС Маргарита отметила положительные изменения уже летом, когда в очередной раз делала себе вид на жительство.
— Они отгородили секции лентами, люди теперь берут свои талоны и проходят в отдельные кабинеты, а не стоят толпой. На входе дежурят охранники, не пропускают никого лишнего туда. Балагана этого больше нет — женщин с детьми и диких толп. Лучше все стало, — отметила Маргарита.
Фотокорреспондент НГС Андрей Бортко побывал в миграционном центре 28 декабря. Он отметил, что очередей действительно нет. Кроме того, нет на территории центра больше и кафе.
— Где было кафе, ничего нет, закрыта дверь. Я дернул — заперто, никого нет. Никаких надписей тоже нет, — отметил Андрей Бортко. На входе в помещение, где обслуживают население, дежурят охранники.
Как это было
В марте, когда корреспондент НГС приезжал проверить миграционный центр на месте сразу же бросилась в глаза толпа народа. Люди стояли на улице у входа, на лестнице, ходили туда-сюда. Большинство выглядели растерянными, кто-то громко ругался. В громкоговорителе транслировали ценные указания для иностранных граждан: не доверять свои документы посторонним, не соглашаться оформлять их в других, кроме миграционного центра, местах, и прочее.
Внутри обдавало запахами восточной кухни — на первом этаже была просторная столовая. Меню незамысловатое: самса в форме треугольников и квадратов (состав тот же, вес такой же, просто разнообразие форм) по 100 рублей, плов — по 200 рублей, лагман, пирожные, лепешки. Гостеприимные хозяева встречали всех с радостью. Гости размещались за столами, на которых стояли пластиковые бутылки с соусом из уксуса и лука с чем-то зеленым. К слову, самса была довольно вкусной и сочной — мяса и лука достаточно.
— Такое ощущение, что попал в торговый центр для мигрантов, — оценил в то время атмосферу новосибирец Максим (имя изменено по его просьбе).
Маргарита — гражданка Казахстана, но уже давно живет и работает в Новосибирске. Она не в первый раз приходила в марте в миграционный центр и считала появление столовой и магазина на другой стороне здания переменами к лучшему. Раньше, по ее словам, некоторые питались прямо в помещении, где принимали документы, либо на улице.
— Некоторые в очередях сидели и ели. Другие приезжали сюда целыми семьями и ночевали в машинах прямо тут, чтобы занять очередь. Я как-то видела, как одна семья достала что-то наподобие казана и готовила прямо на парковке. Так что это даже хорошо, что открыли несколько кафе с восточной кухней.
На третьем этаже разместился филиал Санкт-Петербургского государственного университета, где иностранцы сдают экзамены (в частности, на знание русского языка), а также «Медицинская миграционная служба».
«Вы не пройдете»
На втором этаже размещается паспортно-визовый центр МВД России. На входе дежурил мужчина в маске и охранник. Они не пускали внутрь почти никого — только людей, которые пришли с талонами по предварительной записи.
— Их работу я бы оценила сейчас на 2 балла или даже на 1. Я как юридическое лицо не могу отправить уведомление. Не понятно, что делать — записываться заранее нужно, брать талон онлайн? Месяц назад была последний раз, все спокойно прошло: зашла внутрь, взяла талон, постояла в очереди минут 30, сдала. Сейчас даже внутрь не пустили, — возмущалась посетительница центра Екатерина тем, что на входе была поставлена охрана.
Журналиста НГС в марте тоже остановили на входе — требовали талон, заявляя, что журналистов уж тем более пускать внутрь не обязаны. Стоящие вокруг меня в основном мужчины в растерянности — они тоже не прошли.
— Мы «старшего» нашего ждем. Он нам патент делает. Сейчас придет, все сделает, — объясняет один из них.
Очереди и хамство
Бывалые посетители миграционки отмечали, что охрана на входе, возможно, к лучшему — так стало собираться меньше людей. До этого нововведения, говорили они, некоторые целыми семьями приходили и толпились в помещении, создавая еще большие очереди.
— Я как-то в очереди стояла, и пока ждала, заметила, как один мужчина с женой тоже стоял. Он ее отвернул к стенке, и она все это время так стояла, смотря в стену. Чтобы ее никто не видел. Вообще в этом месте я всегда чувствую себя неловко, некомфортно. Такое ощущение, что попал в какое-то другое государство, в другой мир, — вздыхает, описывая «их нравы» Маргарита.
Второй собеседник НГС, Максим, который тоже не раз бывал в миграционном центре, рассказывал, что внутри есть все необходимое: можно сделать фото на документы, распечатать что-то или сделать копии. И повсюду висит реклама различных займов. При этом, добавил он, нередко работники центра повышают голос на пришедших за помощью иностранцев.
— Вы скорее всего сразу попадаете в очередь, где человек на ресепшене будет орать на иностранца за то, что тот плохо говорит по-русски. При этом очень громко, как будто так человек будет лучше понимать, — сказал Максим. — Автомат с талончиками часто не работает, поэтому приходится все делать вручную, при этом в половину самых важных окон очередь всегда живая. Или еще факт: чтобы подать документы на РВП или ВНЖ, необходимо позвонить и записаться заранее. Но трубку в миграционном центре не берут вообще, через «Госуслуги» записаться невозможно, через сайт тоже. В итоге вы приходите и стоите в гигантской очереди, где люди сами формируют какие-то списки, чтобы не потеряться.
Максим рекомендует сразу на ресепшене попроситься в окно, где любезно заполнят все документы и буквально за руку отведут на подачу документов. Это будет стоить денег, но нервы дороже, уверен молодой человек.
— Подадите документы, а вам скажут: «кош келдiнiздер » («добро пожаловать» в переводе с казахского. — Прим.ред.). Очень гостеприимно, спасибо. Документы вам поправят и отведут на подачу, где поставят печать и заставят ждать пару месяцев, — отмечает Максим.
В чем проблема?
Маргарита уверена, что проблемы в Центре часто связаны еще и с нехваткой сотрудников. Первый раз девушка пришла в этот миграционный центр в 2021 году и помнит, как все было тогда.
— Я делала РВП. Это было долго и мучительно, настоящий ад. Самое жесткое, что я помню, — как стояла в очереди шесть часов, — рассказывала она весной. — Одна из процедур — сдача отпечатков пальцев. Принимали их в маленьком кабинете. Сотрудник еще сходил на обед на час, потом вернулся. Делал все довольно долго, вводил данные. Нас было человек 60.
В марте Маргарита оформляла ВНЖ — для этого снова пришлось сдавать отпечатки пальцев. Спустя три года процедура не изменилась: проделать все можно все также в единственном кабинете.
— Я поняла, что там не хватает сотрудников. Девушка, которая брала у нас отпечатки, одновременно работала на ресепшне. Она 1,5 часа не возвращалась, собралась очередь. Только когда ее на ресепшене сменил мужчина, она вернулась и продолжила прием, — вздыхает Маргарита. — В последний раз я часа четыре в очереди провела. Но это ерунда — раньше толпы с улицы начинались. В целом просто бесит, что из-за какой-то бумажки, которую нужно сдать, надо потерять весь день.
Маргарита отмечает: она хоть и иностранка, проще и быстрее решает проблемы в миграционке. Людям, которые плохо знают язык, приходится в разы хуже: они долго и часто неправильно заполняют документы, очень медлительные, не понимают, куда им идти и что делать. В миграционном центре они, заметила девушка, могут провести не один день. И на них еще пытаются заработать, как считают многие.
— Они в основном ничего не знают, и я слышала, их заставляют комиссию проходить именно в «Медицинской миграционной службе», хотя, по сути, справки из других медучреждений тоже должны быть разрешены, — размышляет собеседница НГС.
Уланбек много лет живет в Новосибирске. Раньше мужчина держал два кафе в районе барахолки, теперь работает таксистом. Он полагает, что километровые очереди в миграционном центре провоцируют и сами иностранцы.
— В этот раз был с братом, делал ему разрешение на работу. В 14:10 талон получил, в 17 сказали, что уже не работают, но нам надо сидеть тихо и ждать очереди. В 18 часов я зашел в кабинет. Но, считаю, в этом виноваты сами мигранты — приходят сюда без головы. Им оплатить патент нужно, 6200 рублей, а они с 5-тысячными купюрами бегают, меняют, и поменять им никто не может. Безнала у них тоже в основном нет. Из-за них очередь затягивается сильно, их же ждут, — объясняет Уланбек.
Мужчина также отметил, что порой в зале собирается около 200 человек, и в такие моменты там нечем дышать. Зато, замечает он, есть в этом и хорошее. Например, люди, объединенные общими проблемами, стараются вести себя дружно: по очереди отдыхают на сидячих местах, когда ожидание приема растягивается на 4–6 часов, а работники миграционки порой пропускают под конец рабочего дня без очереди женщин.
Ответ МВД
Во время подготовки мартовского репортажа НГС направил запрос в ГУ МВД России по Новосибирской области с просьбой пояснить, планируется ли в миграционном центре на Есенина, 1Г решать проблемы с очередями и поступали ли жалобы на работу сотрудников центра в ведомство.
В пресс-службе ГУ МВД по региону весной ответили, что по желанию иностранцы могут записаться на прием в миграционный центр через сайт Госуслуги и по телефону, а медкомиссию могут пройти в любой организации из перечня.
— Прием заявлений о выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство осуществляется по записи на портале государственных и муниципальных услуг и по телефону. Предварительная запись исключает создание очередей. Иностранные граждане вправе выбрать удобное для них время для подачи документов, — отметили в ГУ МВД.
В полиции добавили, что на Есенина оказывают госуслуги в сфере миграции для тех граждан, которые живут в Центральном, Железнодорожном, Заельцовском, Калининском, Дзержинском, Октябрьском, Ленинском и Кировском районах Новосибирска. Жители Советского района Новосибирска и районов Новосибирской области обращаются за миграционными услугами в своих районах. При этом, жалоб на миграционный Центр на улице Есенина, 1Г в полицию не поступало.
Также в ведомстве отметили, что иностранцев не заставляют проходить медосмотр в учреждении «Миграционная помощь» при центре на Есенина — они сами выбирают организацию из перечня. Для получения вида на жительство люди должны получать медицинские сертификаты об отсутствии заболевания наркоманией. Сделать это можно в любой медорганизации, которая входит в перечень, утвержденный постановлением регионального правительства.
— Сертификаты выдают по результатам медицинского осмотра, в который входят химико-токсилогические исследования наличия в организме человека наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, — сообщили в полиции.
Также в ведомстве заключили, что иностранцы и люди без гражданства могут оставлять жалобы на работу миграционного центра и его сотрудников по единому телефону доверия ГУ МВД.
Ранее НГС писал о том, как и чем живет рынок на Федосеева — он застрял в 90-х и едва держится на плаву.
Самые важные новости Новосибирска и региона — в Тelegram-канале NGS.RU. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий.