Вчера в селе Усть-Тарка хоронили 40-летнюю Елену, которую 28 ноября забил до смерти битой ее приемный 14-летний сын. По словам директора Усть-Таркской общеобразовательной школы Леонида Гончарова, похоронная процессия растянулась километра на полтора — столько шокированных произошедшим людей пришло попрощаться с убитой женщиной.
Как сообщили в областном управлении СК РФ, 28 ноября 40-летняя женщина поссорилась со своим приемным сыном, после чего он забил ее до смерти битой. Подросток арестован и находится под следствием, уточнили в СК. Ему грозит до 10 лет тюрьмы. Причиной трагедии, как пояснили следователи, стала ссора между матерью и приемным сыном из-за его неуспеваемости в школе. О проблемах Елены с сыном из-за его плохой учебы рассказали корреспонденту НГС.НОВОСТИ ее коллеги по работе.
Но мальчик, говорят, был хулиганистый. Некоторые воспитатели с ним работали, [когда ребенок ходил в садик,] говорят, очень тяжелый был, даже в детстве», — пояснила сотрудница местного детсада «Солнышко», пожелавшая остаться неназванной.
«Да, баловался, замечания были, когда он ходил в садик. Но никакой агрессии, когда ребенку было 5–6 лет, абсолютно не было. Да, бывало он не слушался, она (Елена. — И.К.) строжилась, но не била… И все равно стремилась вырастить достойного человека. Может, когда он стал подрастать, она где-то и понимала [о плохой наследственности], но отказываться от него никак не хотела», — пояснила Александра Осипова, заведующая приютом, где несколько лет проработала Елена.
В ту злополучную субботу занятия в школе закончились рано — где-то в обед. Как рассказывают в селе, мальчик пришел домой, после чего и случилась ссора. Что конкретно произошло в тот момент, никто пояснить не мог, а в СК за время, пока готовилась статья, не успели сообщить эти подробности.
«Говорят, подошел сзади неожиданно, ударил. Она сидела за компьютером, вроде как работала… Умышленно это было… Если бы она просто делала что-то на кухне или в квартире, а он бы подошел к ней, она бы с ним справилась.
Надо же еще было пойти в гараж или в кладовку, взять биту… Да, для лапты… Это же надо было обдумать, что взять, а не просто замахнуться стулом, который попался под руку», — рассуждает Александра Осипова. После чего подросток сбросил тело приемной матери в подпол, замыл следы и пошел как ни в чем не бывало к своим приятелям. Правда, потом, рассказывают односельчане, он все же пришел к старшей сестре приемной матери, своей тетке, и признался в убийстве. Она ему сначала не поверила — мол, что сочиняешь, — но после того, как мальчик показал на подпол, была вызвана полиция.
40-летняя Елена почти 20 лет проработала в Усть-Тарке воспитателем — в детских садах, приюте… «Она была воспитателем от бога», — с грустью сказала ее коллега. Муж Елены работает в строительной бригаде. Говорят, попивает, но не является каким-то алкоголиком. «Кто сейчас не пьет на селе?» — заметил один из сельчан Елены.
Взять ребенка на воспитание эта семья решилась после того, как у них погиб свой маленький ребенок. Говорят, трехлетний малыш был похож на погибшего сына Елены.
На то, что он был из многодетной семьи, где мать пила, а трое других более взрослых детей уже находились в спецприюте для слаборазвитых, не обратили внимание, рассказывает коллега погибшей. Елена была уверена, что вырастит из приемного сына настоящего человека.
В министерстве соцразвития НСО также подчеркнули, что эта семья характеризовалась как благополучная, и проверки специалистами отдела опеки и попечительства проходила регулярно. Правда, успеваемость подростка ухудшилась с 7-го класса, отметили специалисты минсоцразвития. Леонид Гончаров, директор школы, где учился мальчик, утверждает, что матерым хулиганом он не был.
«За 7 лет обучения и первую четверть 8-го класса ребенок успевал в четвертях и по итогам года. А срывы могут быть у каждого ребенка», — устало пояснил директор школы.
Влияние тяжелой наследственности на подобные поступки остается предметом споров, признают специалисты. «Приемные родители сталкиваются с кризисом подросткового самоопределения, возникающим у несовершеннолетних в пубертатный период, — рассуждают в новосибирском минсоцразвития в ответ на вопрос о влиянии наследственности на поведение детей. — Понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребенка является одним из наиболее спорных вопросов. Существует множество точек зрения и публикаций ученых, психологов о влиянии наследственности на здоровье и поведение ребенка, и все они различны».
«Многие вещи можно компенсировать, если семья хорошая, стабильная… Если речь идет не о тяжелых наследственных заболеваниях. Если речь идет о том, наследуется ли алкоголизм, проституция… Вот это никем не доказано. Это все закладывается многими факторами, и социальной средой в том числе, и средой в семье. Большое значение имеет, сколько ребенок пробыл в среде до того, как он попал в семью», — высказался по поводу утверждений о влиянии плохой наследственности на дальнейшее развитие ребенка директор областного центра устройства детей-сирот Евгений Цурпал.
Илья Калинин
Фото depositphotos.com