
НГС узнал, что скрывается за кулисами цирка
Мы приходим в цирк, чтобы посмеяться, посмотреть шоу, восхититься гимнастами и работой с животными. Насладившись красивой картинкой, мы, расслабленные и полные положительных эмоций, расходимся по домам. А что происходит там, за занавесом? Как живет цирк и его обитатели? Корреспонденты NGS решили это выяснить. Сейчас в Новосибирском цирке идут гастроли цирка Гии Эрадзе. Артисты шоу «Песчаная сказка» провели для нас экскурсию по закулисью: мы побродили по коридорам, посмотрели репетицию номера с пеликанами, погладили верблюда, а еще узнали разные нюансы жизни цирковых артистов и даже то, каким станет цирк будущего.
Немного истории
История цирка в Новосибирске началась еще во времена, когда город назывался Ново-Николаевском и считался не городом вовсе, а поселком. В 1899 году на Базарной площади на радость жителям появился первый цирковой балаган. Фурор, произведенный циркачами, фактически задал тренд: в течение следующих 25 лет в городе то и дело появлялись цирковые строения — круглые деревянные шатры с ареной по центру. Временами в городе даже работало по несколько цирков сразу.

Цирк на Андреевской площади (сейчас это площадь Кондратюка), 1930-е годы
В 1936 году на улице Кузнецкой (сегодня — Ленина) обосновался знаменитый цирк шапито. Каждое лето артисты выступали для горожан — вплоть до 1970 года. В 1971 году Новосибирский государственный цирк, ставший таковым в 1931 году, обзавелся собственным зданием.
Здание цирка построили по типовому проекту архитектора Соломеи Гельфер — похожие есть в Перми, в Уфе, Воронеже и Самаре. Здание хоть и не уникальное, но необычное. С годами оно обветшало и явно нуждается в хорошем ремонте.

Новосибирский цирк начал работу в 1971 году
За годы работы новосибирский цирк подарил детям и взрослым массу положительных эмоций и столько же приятных, дорогих сердцу воспоминаний. Достаточно лишь открыть семейный фотоальбом, чтобы вспомнить, как это было.
На манеже
Гия Эрадзе — заслуженный артист РФ, художественный руководитель продюсерского центра «Королевский цирк».
Сейчас в Новосибирском цирке гастролирует труппа Гии Эрадзе. Цирковой продюсер приехал в Новосибирск в начале февраля с шоу «Песчаная сказка» — прямиком из здания-близнеца в Перми.

Вот эта часть в здании называется форганг
Экскурсию для нашей съемочной группы провели супруги Екатерина Запашная и Константин Растегаев — художественный руководитель шоу и технический директор. Оба — дрессировщики и воздушные гимнасты, выступают с парным номером.
Изучать изнанку цирка мы начали у форганга: так называется занавес, который отделяет манеж от закулисной части. Из-за него доносилась музыка — как раз шла репетиция. Екатерина приоткрыла кулисы, и мы увидели артистов и пеликанов, кружащих над манежем.
— Этот номер в программе не используется, пока идут репетиции. Выпустить животное в работу — процесс длительный, — объясняет Екатерина Запашная.
Получается, перед нами — эксклюзив. Оглядевшись, уходим, чтобы не беспокоить птиц.

Птиц обычно не выпускают на репетициях — нам повезло
Интересное ощущение — находиться на манеже с ракурса артиста. В зрительном зале пространство кажется огромным, а тут манеж будто сжался: не такой уж и большой, но уютный. Возможно, дело в коврах — шоу-то с восточными мотивами.
Ходим кругами
Длинный коридор ведет по окружности здания. Вдоль него гримерные и костюмерные с поражающим количеством костюмов. В помещениях — идеальная чистота и приятный аромат свежести.

Реквизита в шоу очень много — буквально всюду, куда ни глянь
У стен — реквизит. Его много, очень: ящики, сундуки, чемоданы. Шоу Гии Эрадзе славятся вычурными и дорогими декорациями. Величественного вида трон, стены восточного дворца, расписные двери и окна — все это ездит по стране вместе с труппой.
Константин Растегаев говорит, что для перевозки всего циркового хозяйства из города в город, включая животных, требуется 15 грузовых машин. Сборка, а потом монтаж на новом месте — самый длительный процесс. Обязательно требуется неделя на адаптацию для животных на новом месте, репетиции. Да и артистам нужно привыкнуть к площадке.

Екатерина Запашная показывает головные уборы, в которы выступают артисты
Мы останавливаемся у стола с головными уборами — все в лучших традициях Востока. Сверкающие камни, перья, изогнутые необычные формы.
— Это мой, — показывает нам Екатерина. — Хотите подержать?
Конечно хотим. Увесистый! Как в таком танцевать?
— Мой еще не самый тяжелый. Как-то мы взвешивали вот этот, — артистка показывает внушительного вида строение, украшенное подносами с фруктами. — Около 5,5 кг, представляете?

Самый тяжелый головной убор весит 5,5 кг
Стоимость одного костюма может достигать 400 тысяч рублей. Артисты сами следят за ними: пришивают бусины, подкрашивают. На выступлениях всегда рядом дежурный костюмер и бутафор — мало ли что может случиться?
Возвращаемся в круговой коридор. На дверях таблички: розовые пеликаны, обезьяны, попугаи, а в дальнем конце и ближе к выходу на улицу — конюшни. Часть животных содержится в особых условиях и при определенных температурных режимах, поэтому тревожить их не стоит.
Жаль, не удалось взглянуть на бегемотов — правила есть правила. Зато перед нами внушительного размера животные: бактрианы или двугорбые верблюды, подопечные Екатерины Запашной.
— Сатурн, Юпитер, Альф, Марс, — перечисляет имена верблюдов дрессировщица. С самцами, поясняет она, проще работать.

Конюшни везде выглядят одинаково
Верблюды недавно полиняли — шерстка на ощупь нежная и шелковистая, а воротник только начал отрастать. Если его не стричь, то может опуститься до пола. Раз в месяц верблюдам обязательно делают педикюр.
Животные очень тактильные, каждый в своем стойле: кто-то хрустит яблоком, кто-то лакомится сеном, а флегматичный лентяй (характеристика Екатерины) Юпитер расслабленно лежит на боку и всем своим видом дает понять, что общаться с гостями не намерен.

Какой хитрый взгляд, будто что-то замышляет
По словам дрессировщицы, в станке животное отдыхает — это его дом. Беспокоить его нельзя — тем более просить выполнить команду. В станке они должны чувствовать себя в безопасности.
В шоу у верблюдов — свободная программа, Екатерина называет это танцем: верблюды выстраиваются в разные конфигурации. Дрессированный верблюд — удовольствие дорогое. По словам Константина Растегаева, его цена может достигать 10 миллионов рублей.

Лошади выступают вместе с акробатами
Кроме верблюдов в конюшне живут лошади-тяжеловозы. В шоу они выступают вместе с акробатами: лошадь бежит по окружности манежа, а артист выполняет сложный трюк.
Вдоль стен конюшни стоят тюки с овощами: картошка, капуста, тыквы — любимые лакомства парнокопытных. День в конюшне начинается с 8:30 утра: уборка, кормежка, пробежка, репетиции, прогулки, снова кормежка и заслуженный отдых.
Бродячая жизнь артиста
Екатерина Запашная и Константин Растегаев — супруги, их отношения, как и у большинства их коллег, начались в цирке. Цирк — это образ жизни, здесь складываются семьи, у артистов рождаются дети.

Екатерина и Константин познакомились в цирке
Партнер из другой сферы подразумевает, что рано или поздно придется сделать выбор: или уйти из цирка, или расстаться с любимым, потому что отношения на расстоянии выдерживают единицы.
— Выбирая работу в цирке, вы подписываете себе приговор. 11 месяцев в году мы живем в гостиницах и на чемоданах. Кроме мая — в мае у нас отпуск, — рассказывает Екатерина Запашная.
Их с Константином дочь с раннего возраста путешествует вместе с родителями. Сейчас девочка учится в 5 классе и сменила уже 20 школ. Цирком она не интересуется, а родители не настаивают, дают ребенку свободу выбора. Захочет — будут только рады, нет — не страшно, найдет себя в другом.
«Зрители, ну как? Вам понравилось?»
В цирк Екатерина и Константин попали поздно — после 20 лет.
— Номер в воздухе мы сделали, когда мне было 26 лет. В это время гимнасты работу в воздухе уже заканчивают, — говорит Константин, а Екатерина добавляет, что они с мужем вообще пошли от обратного: начали с дрессуры, и уже потом добавили парный гимнастический номер.

Для зрителей за бархатными портьерами скрывается удивительный мир, для артистов — тяжелая работа
Екатерина и Константин выступают без страховки примерно на 12-метровой высоте (высота купола нашего цирка — 20 метров). Так гимнастка видит и зрителя, и его реакцию. Исключения — дни премьеры, когда может охватить волнение, тогда гимнасты погружены в номер, во взаимодействие с партнером.
— Я очень самокритична, каждый раз после выступления думаю, что могла бы сделать лучше, — признается Екатерина Запашная.

Непривычно пустой коридор цирка
Важная часть — эпилог, когда загорается свет и артисты получают возможность рассмотреть зрителя. Гимнастка говорит, что и ее, и остальных расстраивает момент, когда выступающие выходят на поклон, а зрители толпой сбегают в гардероб.
— Очень хочется донести до зрителей, насколько для нас важна их реакция, ведь для этого мы работаем. Дайте нам нашу похвалу — мы стоим перед вами, и безмолвно спрашиваем: «Ну, как? Вам понравилось?» — делится переживаниями Екатерина.
Эволюция клоуна
Разве можно представить цирк без клоуна? Комичный персонаж в ярком паркие и с красным носом, которого обожают дети, — хохочут до икоты над забавными выходками шутника. Правда, пока одни заливаются смехом, другие обливаются слезами — у многих в фотоальбомах наверняка найдутся детские снимки с зареванным лицом в компании клоуна. Разрисованные лица нередко пугают детей, и немало взрослых опасаются клоунов — этому даже есть название: коулрофобия. Образ часто используется в кинематографе как отрицательный и пугающий.

В костюмерной царит идеальный порядок
Екатерина Запашная отметила, что современный цирк постепенно уходит от классического образа клоуна. В их шоу клоун работает без грима: нет ни нелепого костюма, ни красного носа, только пиджак, брюки или шорты, шляпа.
— Цирк — это отражение действительности. Сейчас пользуются популярностью стендапы, выступления комиков: это талантливые и остроумные люди, обладающие харизмой и энергетикой. Наш клоун Константин Асташов смешит публику по тому же принципу, — говорит Екатерина.
Нет укротителям

Оказывается верблюды очень дружелюбные животные
Самым важным вектором развития российского цирка Екатерина Запашная считает ужесточение закона о содержании животных, благодаря которому все недобросовестные артисты и дрессировщики отсеиваются. Остаются те, кто получил аккредитацию и в состоянии содержать животное согласно законодательству и соблюдая ветеринарные нормы.
— Закончилась, наконец, история с укротителями. Зрителю неприятно видеть, когда общение с животным уходит в сторону понукания. Вместо укротителей — дрессировщики, придерживающиеся контактной дрессуры, основанной на любви к животному. Пусть трюковой набор будет меньше, но взаимодействие дрессировщика и питомца будет радовать глаз зрителя, — говорит Екатерина Запашная. В шоу у нее два номера с животными: один с верблюдами, другой — с пушистыми самоедами.

Этот рейл с костюмами — лишь малая часть того, что используют в цирковом шоу
Артисты уверяют, что сегодня цирк движется в сторону полноценного масштабного и дорогого шоу, объединенного одной сюжетной линией.
— Современного зрителя сложно удивить. Когда приезжают неинтересные программы, зритель голосует рублем. Рано или поздно устаревшие программы уйдут, останутся шоу, идущие в ногу со временем, которые развиваются, привлекают зрителя, — объясняет Константин Растегаев.
«Песчаная сказка» — целостная история с сюжетной линией, с развитием персонажей. По сути, это спектакль, который зритель видит не в театре, а в цирке. Екатерина Запашная отметила, что современные постановки стараются уйти от стереотипа, что цирк — это только для детей. Она считает, что лишь взрослый может оценить масштаб шоу и понять, за что он платит.
Что еще почитать
«Все думают, что мы богачи»: как простой парень из Сибири создает танцевальное шоу, от которого бегут мурашки.
«Я не простачок»: парень из Новосибирска попал в «Цирк дю Солей» и станцевал со звёздами на ТНТ — теперь у него свои шоу.
Летающие тигры и люди в форме: журналист НГС проверила меры безопасности в цирке во время гастролей Гии Эрадзе.