Унижением человеческого достоинства считают фейсконтроль те, кого не пускают в клубы, и возможностью «тусоваться без быдла» называют это явление люди, которые проходят фейсконтроль всегда. Строгий дресс-код и фейсконтроль заявляет при открытии каждый новый клуб, однако где-то он действительно строг, в других же местах пустить готовы кого угодно. О строгостях и поблажках фейсконтроля ночных клубов Новосибирска корреспондент НГС.РЕЛАКС узнала, лично проехавшись за одну ночь по шести заведениям и везде задавая один и тот же вопрос: «Кого и за что не пускают в ваш клуб?».
Справка: Фейсконтроль (от англ. face control, дословно «проверка лица») — ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определенным критериям.
Rock City, ночной клуб
«Есть объективные причины, по которым не пускаем: нетрезвое состояние, неопрятная, спортивная одежда. Необъективные причины вам никто не назовет — это на усмотрение фейс-менеджера», — охранник Сергей спокойно и добродушно улыбается. Личность фейс-менеджера в «Рок-Сити» предпочитают не рассекречивать. Говорят: возможно, он смотрит в камеру, а может, стоит перед вами — этого вы никогда не узнаете, потому что так проще отказать, не объясняя причин.
[Что мы увидели] Еще до полуночи зал был полон — в основном детьми от 16 до 20 лет. Типичная публика — девочки в футболках и цветных шарфиках, клубные мальчики в маечках со стразами и красивых темных очках с уложенными волосами. Все знакомятся, танцуют, улыбаются, курят, фотографируются вдоль стен и перилок для аватарок «ВКонтакте».
Мoloko, night disco bar
«Наши охранники очень разбираются во взгляде: когда идет человек с целью сделать что-то не очень хорошее, его сразу видно», — Александр Николаевич, модный молодой человек в белой водолазке, администратор, отвечающий вместе с охраной за фейсконтроль, говорит очень эмоционально, периодически целуясь с входящими. В это время подошла очень красивая элегантно одетая девушка с просьбой «сделать что-нибудь»: ее спутника не хотят пускать. «Он не может пройти, потому что у нас гей-заведение, а у него гопо-стиль, назовем вещи своими именами, — объясняет Александр. — Очень многие хотят пройти, но не могут, конфликты возникают часто».
[Что мы увидели] Во время разговора то и дело прибывали характерные посетители и посетительницы заведения, бурно здоровающиеся и целующиеся с администратором, случайных гостей тут немного. Дверь каждый, как и положено завсегдатаям, открывал рывком. При попытке пройти внутрь, еще до разговора с Александром, охрана рассмеялась на нашу просьбу, сказав: «А вы знаете, что у нас специфическое заведение?». В принципе, нам сказали, что пройти мы можем, если заплатим за вход, как все остальные. Вскоре после этого разговора из зала в невменяемом состоянии вышел голый по пояс парень и с ним агрессивно настроенная девушка. На улице было не выше 10 градусов, но они еще долго просидели на лавке с бутылкой какого-то алкоголя.
Vintage, стрип-клуб
«Девушки проходят только в сопровождении мужчин. Хотя есть у нас исключения для постоянных посетительниц: две женщины регулярно приходят посмотреть именно на женский стриптиз, — выдержанная интеллигентная Елена Викторовна, администратор с функциями фейсконтроля, говорит очень деликатно, полушепотом. — Не проходят гости, которые занесены в черный список — за хамство, но в первый раз субъективные причины в расчет не берем, ведь иногда люди, которые одеваются очень скромно, оказываются очень состоятельными. А бывает наоборот: одеты в последние марки, но очень жадные».
[Что мы увидели] Внутри почти не было посетителей, на диванах с кальяном восседала внушительная стайка нахохлившихся стриптизерш. Из посетителей — один мужчина у сцены в кресле и еще пара небольших компаний в темных углах зала. «Среди наших клиентов много любителей хоккея», — объяснили нам в «Винтаже» отсутствие клиентов в ночь чемпионата мира по хоккею (Россия – Германия).
«DОЖDЬ», vogue-кафе
«Обязательным условием фейсконтроля является наличие карты, ее можно приобрести за 3000 руб. Раньше можно было заполнить анкету на сайте и получить карту бесплатно — при соответствии требованиям: мы отсматривали фотографию, узнавали должность. Должность для нас важна: директора, учредители, владельцы магазинов… Девушки проходят только красивые и модели либо постоянные гости и друзья учредителей, — деловито и с явной претензией заявила Юля, отвечающая за фейсконтроль заведения. — Не пускаем неопрятных, гопников. Даже при наличии клубной карты точно не пускаем очень пьяных гостей или если они приехали с дачи в спортивном костюме».
[Что мы увидели] В «Дожде» особенная атмосфера. Только тут можно увидеть живые пародии на пафосных московских барышень, втягивающих щечки — чтобы скулы казались больше. Сложившееся впечатление: девушки стремятся сюда с откровенной целью выставить себя на торги, мужчины это прекрасно понимают и цинично, придирчиво выбирают, как в супермаркете. Мужчины сюда приходят состоятельные, ухоженные и симпатичные, молодые люди в достаточном количестве, и здесь специально для них создано самое обширное пастбище моделей. 3000 руб. — это депозит, который вы можете заплатить, чтобы иметь возможность познакомиться тут с выгодной партией — а уж надолго ли, гарантий никто дать не может. Входную дверь с недавних пор стали запирать, через стекло разглядывая желающих пройти.
Cabaret, ночной клуб
«Это клуб для красивых людей в первую очередь. Пускаем всех красивых. Обращаем внимание и на настроение, с которым человек приходит, — чтобы он был на позитивной ноте, — скромно рассказывает Катерина, работающая фейсконтролером второй день. — Вчера не пустили двух агрессивно настроенных девушек, причем они пытались пройти три раза: сначала по одной, потом поменяли якобы образы, скинули куртки. Но они были пьяные».
[Что мы увидели] Компанию Екатерине на входе составляют охранники в черных масках, внушающие ужас, однако внутри, вопреки ожиданиям, никакого особенного пафоса нет. Вполне себе обычные девушки — кто-то в вечерних платьях и с прическами, другие же в джинсах и футбольных бутсах — весело танцуют, вовсе не зажимаясь по углам в попытках продать себя подороже. Может, конечно, это потому, что показывать себя особо не перед кем — соотношение мужчин тут 1 к 10. По словам работников заведения, суббота, когда был предпринят наш рейд, тут гораздо менее посещаемый день, чем пятница.
«Красная площадь», ночной клуб
«До афтепати вход платный — это уже своего рода отбор, поэтому требования более лояльные, — Яна Жигунова, фейсконтролер с уже двухлетним стажем, выглядит девушкой очень милой, но настойчивой, — на афтепати все жестче. Я считаю, что гламурной красивой девушке непозволительно приходить в кроссовках, какие бы они там ни были. Я для себя выработала черный список людей, которые неадекватно себя вели у нас, он нигде не записан, только в моей голове. Конфликтные ситуации в основном бывают с молодыми людьми, но так как я девушка, мне проще это выяснить. Хотя и от девушек, и от парней в мой адрес порой звучат разные высказывания».
[Что мы увидели] На афтепати в «Красной площади» с 4 до 10 часов утра у входа традиционно стоят одна-две машины ППС (на всякий случай) и внушительная, непривычная для утра толпа: клабберы, которые отчаянно хотят танцевать и никак не могут остановиться, девушки, которых за все ночное путешествие по клубам так никто и не позвал уехать с ними встречать рассвет, мужчины, рассчитывающие на легкодоступных и с утра уже совсем готовых дам, стафф других ночных клубов — танцовщики, диджеи, те же фейсконтролеры. Огромную популярность афтепати в «Площади» приобрели благодаря резидентам DJ Anton Begowatt и DMC Feel, под музыку которых хочется танцевать до рассвета: некоторых завсегдатаев тут не могут выгнать аж до 11 утра.
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко