В Новосибирске есть три сотни домов, от которых проблематично дойти до автобусной остановки. К такому выводу пришли аналитики 2ГИС: согласно их исследованию, Новосибирск оказался на 24-м месте в России по доступности общественного транспорта. Эксперты уверены: остановка рядом с домом не всегда обозначает, что его житель живет в районе, где все в порядке с транспортной доступностью. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, в каких районах Новосибирска меньше всего доступны автобусы и что делает мэрия для улучшения ситуации.
Почти 95 % многоквартирных домов Новосибирска находятся в зоне пешей доступности от остановок общественного транспорта, подсчитали в компании 2ГИС. Как сообщает пресс-служба 2ГИС, аналитики компании составили рейтинг 73 крупных городов России по количеству жилых домов, находящихся на расстоянии не более 500 м от ближайшей остановки. Новосибирск в рейтинге 2ГИС оказался на 24-м месте. Всего в городе 8132 многоквартирных жилых дома. Без проблем дойти до остановок могут жители 7841 из них. По доступности остановок Новосибирск значительно обошел Москву и Петербург, где недалеко от остановки находится 57 % и 93 % многоквартирных домов соответственно.
При этом, в Центральном районе Новосибирска нет ни одного дома, отдаленного от остановок транспорта больше чем на 500 м. В Железнодорожном районе такой дом один (ул. Оренбургская, 80а). Рекордсменами по недоступности остановок стали Октябрьский (71 дом), Советский (66) и Кировский (42) районы. В остальных районах число отдаленных домов колеблется в пределах 20.
Самым близким к жилью новосибирцев видом общественного транспорта назван автобус. В радиусе 500 м от его остановок находятся 7773 дома. На втором месте — трамвай (2946 домов), а третье практически поровну делят метро (833 дома) и электрички (832 дома).
Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев наиболее существенными считает три проблемы доступности общественного транспорта: пробки на дорогах, большие интервалы между автобусами и невозможность попасть в салон со всех остановок. «Маршрутки уходят с конечных полные, автобусы уходят не все полные, а на следующих остановках народ не входит, ну а так как автобусы идут по тем же дорогам, что и машины, то в утренние и вечерние часы добавляются пробки», — описывает проблемы г-н Лаврентьев.
Еще одну проблему с транспортом назвал житель Новосибирска с 6-летним стажем, дипломант кафедры транспортной экономики Института планирования транспорта и уличного движения Технического университета (Дрезден, Германия) Норберт Шотт. По его словам, в Новосибирске общественный транспорт очень часто заканчивает работу раньше, чем должен по расписанию.
«Есть ленивые водители, есть жадные предприниматели, и все они по каким-то своим причинам не хотят ездить после 8 часов вечера, оставляя людей без транспорта», — говорит эксперт.
При этом свои затраты на дорогу — 2000 руб. в месяц на поездки из центра Новосибирска в Академгородок и обратно — он сравнивает со стоимостью проездного в Германии, который дает возможность пользоваться самым современным и удобным общественным транспортом.
Президент НП «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов признает, что все эти проблемы существуют, однако он уверен, что побороть их без участия пассажиров невозможно. «Есть телефон диспетчерской — 222-03-64, — объясняет он. — Если нет автобуса по расписанию, не остановился, проехал мимо, нарушен график — нужно позвонить и пожаловаться». По его словам, после двух предупреждений с владельцем компании, которая обслуживает маршрут, будет расторгнут договор перевозок. При этом проблему с тем, что маршрутки заполняются до предела на конечной остановке и дальше никого не собирают, эксперт не признает. «Это такой транспорт — маршрутное такси, это не автобус, он так и работает», — говорит г-н Новоселов.
По словам руководителя филиала АН «Жилфонд» Ирины Вонарха, самыми проблемными районами, с точки зрения транспортной доступности, считаются поселок Северный и Затон.
Покупатели, озабоченные удобством проезда, стараются брать жилье в других районах. Александр Лаврентьев добавляет, что пробки осложняют выезд с ул. Выборной и 5-6-го микрорайонов. «Все проблемные маршруты были проанализированы, включая Ключ-Камышенское плато, Западный жилмассив, «Родники», Пашино, — говорит чиновник. — Мы подбираем перевозчиков на маршруты, увеличиваем количество выходов маршрутов, чтобы увезти пассажиров не только с конечных остановок».
Норберт Шотт уверен, что к решению транспортной проблемы в Новосибирске нужно подходить с европейским расчетом, а причину плохой работы транспорта видит в том, что он почти весь находится в частных руках.
«Почему все считают, что общественный транспорт должен быть рентабельным? — удивляется г-н Шотт. — Нигде в мире удобный, работающий с утра и допоздна, новый, красивый общественный транспорт не бывает прибыльным! Он и не должен приносить прибыль, у него другие функции!
Государство строит дорогу и не ждет от нее рентабельности, власти строят метро и не закладывают стоимость строительства в стоимость проезда, так почему от автобусов ждут, что они будут самоокупаемыми? Транспорт для общества должно субсидировать государство».
Кирилл Маковеев
Фото Елены Громковой