Три новых микроавтобуса «ГАЗель-Бизнес» с высоким потолком перевозят пассажиров на левом берегу по кольцевому маршруту №29 от пл. Маркса. Горбатые «ГАЗели» были замечены и на маршруте № 1257 (Юго-Западный ж/м – ТЭЦ-5). В них 14 пассажирских мест, и при своей цене в 628,5 тыс. рублей они почти вдвое дешевле Ford Transit и Peugeot Boxer. Однако главный двигатель обновления подвижного состава маршруток в Новосибирске — возможность перевозить пассажиров стоя — вошел в противоречие с правилами дорожного движения. В городской ГИБДД фиксируют по 20–30 таких нарушений в месяц, но пассажиры продолжают проситься в переполненные салоны, а водители «не могут» им отказать. Остановить массовое нарушение ПДД может повышение стоимости проезда в маршрутках.
Справка: В Новосибирске 1027 микроавтобусов, работающих в режиме «маршрутное такси». Они обеспечивают 9 % пассажироперевозок в городе (метрополитен — 14 %, трамваи и троллейбусы — 32 %). Учитывая, что средний пассажиропоток Новосибирского метрополитена — 199,5 тыс. пассажиров в сутки, маршрутки перевозят в среднем 128 тыс. пассажиров в сутки. (Данные УПП мэрии Новосибирска, расчеты НГС.НОВОСТИ)
«ГАЗели» с высокой пластиковой крышей на металлокаркасе (высота от земли 2,6 м вместо 2,2 м у обычной «ГАЗели») модификации ГАЗ-322133 выпускаются в России с 2003 года. Такой «апгрейд» серийным микроавтобусам ГАЗ, в частности, делает нижегородское ЗАО «ЗАМС». Новая крыша позволяет сделать потолок в салоне на 350 мм выше. То есть пассажирам ростом до 175–180 сантиметров не придется сгибаться, чтобы перемещаться по салону до своего места и обратно на выход (высота потолка в салоне обычной «ГАЗели» — около 1,4 м). В фирме «Спецавтотех-НН» (г. Нижний Новгород) нам подтвердили, что и в новой «ГАЗель-Бизнес» высокая крыша пластиковая на металлокаркасе.
Со стороны высокая «ГАЗель» выглядит необычно короткой. В глаза бросается и узкая дверь на петлях, которая открывается вправо, а не сдвигается влево, как у других маршруток. Однако заходить в новую «ГАЗель» удобно: ступенька расположена практически на уровне поребрика. Поручень в салоне один — вертикальный у выхода. Тем самым производитель как будто намекает, что ездить стоя в такой «ГАЗели» нельзя. Стоимость 14-местной «ГАЗель-Бизнес» с высоким потолком у официального дилера «АСМ-Авто» — 628,5 тыс. руб.
Водитель маршрутки № 29 по имени Игорь новенькой «ГАЗелью» доволен. На вопрос, приходится ли ему возить пассажиров стоя, отвечает уклончиво: «Всякое бывает, но ездить стоя, конечно, нельзя».
Владелец трех новых «ГАЗель-Бизнес» с высокой крышей (№ 29) Руслан Бакиев говорит, что у него уже был Ford Transit, и это для него «пройденный этап»: «ГАЗель» экономически выгоднее. Они служат на нашем маршруте по 5 лет. Я машиной доволен очень сильно. В этой «ГАЗели» намного удобнее, мотор Euro-3. Узкая дверь? Везде есть свои минусы». По словам Бакиева, ни в Ford Transit, ни в Peugeot Boxer ездить стоя нельзя, а поручни нужны только для того, чтобы пассажиры проходили на свое место и могли готовиться к выходу. Проблему перевозки пассажиров сверх предусмотренной он признает: «На остановке в час пик один выходит, а пятеро заходит, и что, водитель должен кричать на них?». Версию о том, что высокие «ГАЗели» склонны к опрокидыванию, господин Бакиев решительно опровергает: «Машина не на гонках, а на маршруте, плюс у нее стоят стабилизаторы устойчивости — она не перевернется».
Александр Жилин работает государственным инспектором отделения № 2 Межрайонного отдела ГТО и регистрации АМТС № 1 ГИБДД ГУВД по НСО. По его словам, во всех маршрутных такси (включая Ford и Peugeot) ездить стоя нельзя:
«Вчера зафиксировали нарушения правил перевозки — везли пассажиров стоя со стороны Бердска, 2 случая. А вообще 20–30 таких случаев в месяц набирается. Штраф 500 рублей». По наблюдениям корреспондента НГС.НОВОСТИ, одними из самых «стойких» в Новосибирске стали «ГАЗели» маршрута № 1251. После открытия ТРЦ «Аура» пассажиров на улице Военная стало заметно больше, а маршрутов здесь не прибавилось.
Председатель объединения перевозчиков «Транспортный союз Сибири», депутат областного Заксобрания Валерий Ильенко опасается, что высокие «ГАЗели» только усугубят проблему перевозки стоящих пассажиров. По его оценкам, в Новосибирске около 300 маршруток на базе Ford Transit, а «ГАЗелей» как минимум втрое больше. Господин Ильенко говорит, что по сертификации в Peugeot Boxer можно перевозить стоящих пассажиров, но формат городского маршрутного такси предполагает, что все пассажиры едут сидя, «поэтому и стоимость проезда выше, и условия комфортнее». Бренд-менеджер компании «Патриот Авто» (дилер Peugeot в Новосибирске) Ольга Пономарева подтвердила, что в Peugeot Boxer 22 разрешенных к перевозке места (18 сидячих, 4 стоячих). При цене 1 239 000 рублей «Патриот Авто» с 2009 года продал в Новосибирске 92 «Боксера» в версии маршрутного такси.
Лидер перевозчиков Валерий Ильенко обещает в конце года отстаивать новый тариф на перевозки маршрутными такси (постановлением губернатора НСО тариф регулируется с 1 января 2011 года). Он считает, что не могут маршрутки, отходя от одной остановки, везти пассажиров и по 15, и по 20 рублей. Если стоимость проезда удастся повысить, проблема перевозки стоящих пассажиров в новосибирских маршрутках может сойти на нет. Ведь это сейчас ехать по городу стоя в маршрутке может быть лишь на рубль дороже, чем в автобусе.
Константин Пономарев
Фото автора