Он и она «Я была парализована ужасом — и ни в ком не находила сочувствия»

«Я была парализована ужасом — и ни в ком не находила сочувствия»

История девушки, которая несколько лет страдала паническими атаками: друзья смеялись над ее страхами, а она тратила сотни тысяч рублей, чтобы стать нормальной

Панические атаки — одна из самых популярных причин обращения к психотерапевтам в Новосибирске, сообщили в клинике НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН. Бурный рост обращений с такой проблемой начался в 2000-е годы и с каждым годом растет. Людей внезапно накрывает необъяснимая и неконтролируемая паника: неожиданно они начинают задыхаться или испытывают другие неприятные ощущения, не в силах ни понять, что с ними происходит, ни прекратить этот кошмар. История Анастасии — о том, как она жила с паническими атаками пять лет в постоянном страхе за свою жизнь, и какими методами лечилась, тратя на это сотни тысяч рублей.

Первая паническая атака случилась у Анастасии около пяти лет назад. Ей было 23 года, она работала веб-дизайнером и жила с парнем, в которого была безумно влюблена. Однако после года космической страсти стало очевидно, что будущую жизнь они видят по-разному. «Грубо говоря, он как свободный художник планировал и дальше вести маргинальный образ жизни, а я понимала, что при всей любви к творчеству хочу социальной стабильности».

Во время одного из их ночных разговоров Настя вдруг почувствовала, что не может вдохнуть, попыталась прокашляться, но все равно не смогла. «Это было ужасно, я думала, что сейчас вот так вот глупо и умру». К приезду «скорой» у нее начали неметь руки и ноги. Врач не нашла смертельной болезни и стала ворчать, что вызвали ее по пустяку.

Однако с тех пор каждый вечер ей стало не хватать воздуха — без приступа, но так, будто он вот-вот начнется. Каждую ночь она маялась от бессонницы до рассвета, потом ходила по врачам, сдавала бесконечные анализы. Врачи несколько раз доводили ее до слез: «Они отфутболивали меня друг к другу, говорили, что я слишком нервная. А какой я могла быть?

Врачи злились и говорили, что «лечить надо голову». Получив в результате всех анализов заключение «здорова», она все-таки решилась пойти к психотерапевту. Он тут же поставил ей верный диагноз — панические атаки.

Справка: Панические атаки — приступ внезапного сильного, безотчетного страха и паники у человека, вызванный не внешними (объективными), а внутренними (субъективными) причинами. Это своеобразное психологическое расстройство, а не болезнь в традиционном смысле, поэтому и лечение требуется особое — не медикаментозное, а психологическое. По последним данным клинических исследований, 45–70 % населения земного шара подвержено данному заболеванию. Женщины страдают от синдрома ПА чаще, чем мужчины. (pan-at.ru)

Врач выписала рецепт на транквилизатор феназепам, чтобы нормализовать сон пациентки. Постепенно проблемы с нехваткой воздуха прекратились, однако воспоминание о них нет-нет, да и пугало Настю. И через два года атаки возобновились. По старой схеме, но в новой форме: расставание с очередным неподходящим парнем спровоцировало ухудшение самочувствия — начались простуды, головные боли, боли в желудке. Это было не похоже на первую волну панических атак, ведь она не задыхалась. На этот раз у нее резко поднималось давление и начиналась тахикардия.

«Постоянный страх за свое здоровье и появляющиеся как из рога изобилия симптомы изматывали меня. Оставаясь одна, я начинала настолько бояться угрозы, которую несет мое тело, что впадала в полуобморочное состояние, как будто сильно-сильно напилась и все вижу через пелену. Мне казалось, что я могу умереть в любой момент.

Когда это состояние из ночи перетекло и в дневное время, я подумала, что вплотную подошла к черте, которая отделяет психически здорового человека от того, которого уже кладут в больницу и перестают понимать, перестают говорить ему правду. Это пугало больше, чем смерть».

После нескольких ночных вызовов «скорой» и пройдя полнейшее обследование, в отчаянии она снова отправилась к психотерапевту. Он объяснил, что приступы повышения давления и тахикардии — это те же панические атаки.

У страдающих ПА симптомы могут варьироваться: удушье, ком в горле, потемнение в глазах, приступы потливости, онемение конечностей, стук зубов, позывы в туалет, тошнота, ощущение оторванности от реальности — «состояния как во сне» и др.

За 1,5 года встреч с новым психотерапевтом она потратила больше 100 тыс. руб. на лечение, острый период прошел, однако проблема не была решена. Чтобы избегать панических атак, она кардинально перестроила свою жизнь: перестала ездить в метро и автобусе, так как чувствовала тревогу в транспорте, из отдельной квартиры переехала в коммуналку, чтобы не оставаться одной. Подруги смеялись над ее боязливостью и не верили в реальность страхов. Мужчины продолжали обращать на нее внимание, но из-за зацикленности на своем состоянии никого из них она не подпускала достаточно близко.

Сменив нескольких психотерапевтов, год назад Настя нашла место, где ей наконец-то смогли сказать что-то новое. Новый психотерапевт предложил пойти другим путем — дыхательные упражнения и задания, а не просто разговоры о наболевших проблемах. Во-первых, врач объяснила Насте, что панические атаки достаточно быстро поддаются терапии, что это вовсе не какая-то страшная болезнь. Во-вторых, в случае с ними не надо искать детскую психотравму, которая запустила этот механизм. Нужно разорвать порочный круг — научить организм реагировать по-другому.

Ей наконец-то объяснили природу панической атаки: это выброс адреналина — такой же, как происходит при реальной опасности, только тут она мнимая.

Сосуды сужаются, давление увеличивается, возникает тахикардия, человек глотает ртом воздух и забывает выдыхать — в результате происходит отравление кислородом, и человеку кажется, что он задыхается. Это стало откровением для Насти — предыдущие психотерапевты об этом почему-то не говорили, хотя охотно соглашались полечить ее от панических атак.

Первая мера в остановке ПА — прекратить судорожно вдыхать воздух. Тут можно либо дышать в бумажный пакет, либо практиковать дыхание с задержкой: например, на 5 счетов вдох, на 5 счетов выдох, на 5 счетов задержка. Именно практика такого дыхания впервые за несколько лет дала Насте ощущение контроля над своими состояниями. Раньше она лишь пыталась их переждать, отвлекаясь на общение или какие-то мысли. Однако на этом лечение не закончилось: психотерапевт попросила Настю составить список всего, чего она избегает (ездить в метро, например), и каждый день в течение недели делать как минимум что-то одно из этого списка.

Такое интенсивное лечение поначалу провоцировало ухудшение, однако все возникшие в тот период атаки удалось остановить методом дыхания с задержкой. А мучительное выполнение страшных заданий помогло наработать новый механизм реагирования на неприятные состояния: совершать задуманное вопреки им — и будь что будет. Потому что появилась уверенность, что в случае чего она теперь уже справится. Эта смелость за гранью отчаяния и стала выздоровлением.

Наталья Репина, психолог: «Героиня статьи молодец: она хотела быть здоровой и не сдавалась, искала пути решения своей проблемы. И те годы психотерапии, что были у нее до обучения технике дыхания, безусловно, тоже дали свои плоды. Потому что лечение панических атак состоит не только в дыхательных техниках, а также в понимании причин, зачем эти атаки появились, — а это работа психолога. Однако у грамотного специалиста весь курс лечения занимает всего 3–8 сеансов. Длительной терапии вовсе не требуется, и если вы чувствуете, что специалист вам не подходит, — ищите другого, своего. Проблема в том, что многие ограничиваются лечением у неврологов, которые садят пациентов на антидепрессанты, но после отмены препаратов без помощи психолога симптоматика нередко возвращается».

Зинаида Кузнецова

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
314
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Новосибирск громко заявил бы о себе»: сибиряк предложил решить проблему пробок «воздушным метро» — схема прилагается
Вячеслав Агапов
Мнение
«Зачем тогда спрашивать?»: мэрия Новосибирска попросила у горожан предложений по парку Усть-Тула — и отклонила все
Олеся Гречко
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления