55-летняя сибирячка Лариса Козулина уже два года является главным поставщиком новогодних игрушек на елку на стадионе «Спартак». Уникальные елочные украшения она создает своими руками прямо на рабочем месте — в перерывах между прямыми обязанностями. Ее творчество удивляет посетителей стадиона: каждая игрушка — настоящее произведение искусства. Вдохновение мастерица черпает из детства. Мы поговорили с создательницей волшебства в миниатюрах и узнали, почему она не хочет выставлять изделия на продажу и каким должен быть человек, чтобы получить такую игрушку в подарок.
Лариса Козулина работает администратором на стадионе «Спартак». В разных должностях на одном из крупнейших спортобъектов Новосибирска она трудится вот уже 15 лет. Каждый день мимо женщины проходят сотни детей и родителей, которые пришли на занятия в секции, профессиональных спортсменов, посетителей катков. Но история эта вовсе не про спорт.
Лариса Ивановна — автор уникальных елочных игрушек, которые поражают своей образностью, вниманием к деталям и исходящим от них волшебством. Уже два года подряд они украшают елку в холле стадиона. Пройти мимо и не остановиться просто невозможно. А начав разглядывать одну игрушку, цепляешься взглядом за другую и не можешь отойти, пока внимательно не изучишь каждую.
Эти, без преувеличения, произведения искусства сделаны из простой ваты. Все началось с очередной подготовки здания к новогодним праздникам. Среди обычных игрушек оказался старый Дед Мороз — такие непременно стояли под елками почти в каждой квартире в советское время.
— Попался мне этот старенький Дед Мороз со сломанным боком, мне его было жалко выбрасывать, хотя все говорили: «Выброси». Я решила его отреставрировать, ватку приклеила — он ожил и стал у нас опять жить, — вспомнила начало своего увлечения Лариса Козулина. — А потом как-то в соцсети увидела, как девочка просто делает игрушку, трехминутный ролик. У нее в руках проволочка, ватка, и получается игрушка. Думаю, у нас же когда-то была такая игрушка, давным-давно, мы еще маленькие были, мне, может быть, лет пять было… Клоун был, и у него так из штанин клочки ваты торчали. Мы, естественно, его с братом разобрали, посмотрели, что там внутри. Эти игрушки делались после войны. Думаю, а почему бы и не сделать самой? Пошла, купила ватки, кисточки, краски. С этого началось.
Первое время ничего не получалось. Женщина приручала «непокорную» вату, осваивала тонкости придания формы и ее фиксации. Говорит, можно было смотреть различные видео, которых достаточно много в интернете, но ее азарт был в том, чтобы прийти к пониманию самой.
Лариса Ивановна показывает одну из первых игрушек, которую сделала своими руками и не постеснялась повесить на всеобщее обозрение — Бабу Ягу. Выглядит она потрясающе, но, если сравнивать с последними работами, то становится очевидно, что уровень мастерства Ларисы Ивановны вырос кратно.
— Когда я эту игрушку делала, конечно, вата летела клочками. Прилипала, попадала в нос и в рот, я чихала. Все меня спрашивали: «Что ты там делаешь? У тебя пух и перья летят». Я говорю: «Юбку для бабушки», — улыбается автор. — Потом пришлось купить пупсика, потому что личико надо было с чего-то делать. Я купила силикон, залила этого пупсика, отлила личико, и вот такие человечки стали получаться. Все эти игрушки — это этапы: от начала к тому, к чему я пришла через два года.
Заниматься таким новогодним творчеством женщина начала от тоски: трое взрослых детей уже разъехались, а увлечение позволило ей вдохновляться и заряжаться позитивом.
Над каждой игрушкой Лариса Ивановна работает около недели. Говорит, когда начинает работу над новым изделием, еще не знает, каким оно будет в финале. В первую очередь смотрит на то, что выражает лицо нового создания. От этой эмоции формируется остальной образ.
Сегодня елку в холле стадиона украшают уже около пятидесяти игрушек.
— Когда первые игрушки появились, мы стали к старым подвешивать. И как-то дети заинтересовались, родители подходят, говорят: «Ой, какая красивая». Зайчика, которого я делала когда-то, оценил мужчина. Говорит: «У меня такой же костюм был, у меня есть фотография с таким же повисшим ухом!» То есть людям нравилось, и я делала, — рассказывает мастер. — Процесс несложный, мне кажется, такую игрушку могут вообще родители дома с детьми сделать, и это бы было, конечно, детям потом на память, они ее будут вешать каждый год на ёлку. Какое-то душевное это дело. Мне оно очень нравится.
Мастерская Ларисы Ивановны — прямо на рабочем месте: небольшая коробка с красками и кисточками, клеем, проволокой. Несколько заготовок. Есть свободные от основной работы минуты — садится за изделие.
Образы и сюжеты черпает из своих воспоминаний о детстве. Какие-то сюжеты — реальные, какие-то просто символические.
— Вот эту цыганочку я делала летом. С ней такая история интересная. У меня была подружка в детстве, у них дома такая игрушка была, цыганка большая. Она сидела у них на серванте. Конечно, эту цыганку никто в руки не давал мне. Я подойду, посмотрю на нее, повздыхаю. Она как-то мне в детстве до того запала, что я подумала: «Сделаю-ка я Галину цыганочку», — рассказала Лариса Козулина. — И ещё важный момент: когда лицо делаешь, ты его никогда не нарисуешь одинаково — оно же такое маленькое, микроскопическое. Потом смотришь на эту игрушку, и думаешь: у нас была Лена в классе, похожа на нее. Это моя Лена. Вот такие вот нюансы.
Среди изделий встречаются и персонажи детских сказок: Красная Шапочка, Комарик и Муха-Цокотуха, а также персонажи знаменитых фотографий и открыток времен Советского Союза. Где-то Лариса Ивановна использовала образ своего племянника, есть даже экспозиция с деревенским домом, в котором женщина жила в детстве.
И коллеги, и посетители стадиона постоянно говорят женщине, что с таким талантом надо зарабатывать. Кто-то прямо просит продать — изделия очень впечатляют и завораживают, творчество Ларисы Ивановны могло бы приносить ей неплохой доход. Женщина отказывает, говорит: «Не в миллионах счастье».
Но иногда она просто дарит одну из своих игрушек кому-нибудь из случайных людей. Есть критерий, который повышает шансы стать обладателем уникального сувенира.
— Дарю таким людям, у которых глаза добрые. Вот тем дарю. Могу просто так взять и подарить. Я делала одну игрушку, мальчик с леденцом, в обычном клетчатом пальто, в шапочке, в которой все маленькие ходили. И человек подошел ко мне, говорит: «Вы что такое делаете?» Понимаете, не все люди замечают, когда ты что-то делаешь. А вот те, которые замечают, у них такой интерес в глазах. Я ему беру и дарю. Говорю: «Бери, забирай на память», — вспоминает собеседница НГС.
На стадионе появляются и звезды спорта, и как минимум один титулованный спортсмен получил в подарок игрушку от Ларисы Ивановны. Правда, она не помнит его фамилии.
— Он судья международной категории по футболу. Один-единственный у нас в России, который судит матчи мирового масштаба. Вот последнюю игрушку я ему подарила. Просто я забыла, как его фамилия. Да и неважно. У него просто такие добрые глаза. Я говорю: забирай. А он такой был счастливый, говорит: «Как это так?» Очень удивился, — рассказывает женщина.
Никакого специального художественного образования у Ларисы Козулиной нет. С детства любила рисовать, когда-то работала в библиотеке, занималась созданием ручных кукол для детского театра. Она признается, что теперь-то понимает, что в этом ее призвание — настоящее занятие для души.
Справедливости ради надо сказать, что искусственная елка, которую украшают уникальные игрушки Ларисы Ивановны, прожила достаточно бурную жизнь, поизносилась и уже с трудом вмещает все украшения, созданные мастером. Новая, более пышная и высокая елка представит игрушки в более выгодном свете: она буквально просится в холл стадиона.
Тем временем, у Ларисы Ивановны в работе еще с десяток новых заготовок. У них уже есть лица, а вот кем они станут, их создательница пока не знает. Познакомиться с ними можно будет уже в следующем году.
Ранее мы рассказывали о сибиряке, который делает маски из хлама.