
Слушания прошли 28 февраля, а заключение будет опубликовано 13 марта
В Новосибирске прошло довольно бурное очное обсуждение проекта планировки прибрежной территории от Октябрьского моста до Бугринского. Жители раскритиковали проект за слишком плотную застройку и превращение внутриквартальной улицы Владимира Заровного в магистральную. Кроме того, они потребовали приблизить градостроительные планы к реальности: им тяжело поверить в продление набережной и передачу островов в общественное пользование. Подробности проекта и аргументы новосибирцев — в репортаже НГС.
В пятницу, 28 февраля, несмотря на неудобное для работающего населения время, зал заседаний департамента строительства оказался полон. На публичные слушания пришли жители, общественники, представители застройщика, независимые эксперты. Модератором встречи выступила заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска Ольга Галимова. Ей пришлось неоднократно призывать участников к порядку — обсуждение получилось бурным.
Проект планировки разработали по заказу основного застройщика территории — компании «Брусника», а представляла ведущий градостроитель ООО «АрхиГрад» Наталья Лысенко. По ее словам, он основан на Генплане Новосибирска и, по сути, является редакцией разработанного еще в 2021 году проекта планировки.

Проект планировки выставили на суд общественности 13 февраля
Площадь территории — 503 гектара. По документу, она должна вместить две двухуровневые развязки, новые жилые многоэтажки, детские сады, школы, общую врачебную практику, поликлинику и стационар на 600 койко-мест, набережную, а также бульвар на улице Инской (от здания склада на Большевистской, 45 до Добролюбова) и зону отдыха на островах.
— Строительство жилых и общественных зданий будет осуществляться за счет уплотнения кварталов, за счет сноса ветхого аварийного жилья, а также за счет замещения индивидуальной жилой застройки, — объяснила Наталья Лысенко.
Предполагается, что проект реализуют к 2030 году. По прогнозу разработчика, к этому моменту численность населения на территории вырастет более чем в два раза — с 25,9 тысячи человек до 55 тысяч.
Сначала инфраструктуру, потом — дома
Предложения жителей, опубликованные на странице общественных обсуждений в сети, зачитали и прокомментировали приглашенные эксперты. Самым острым вопросом ожидаемо стали школы. Наталья Лысенко рассказала, что на проектируемой территории их появится еще несколько, в том числе на 1650 и 1100 мест. Но у жителей еще свежи воспоминания о том, что одну лишь школу № 220 им пришлось ждать 10 лет.
— Сначала инфраструктуру, потом дома! — потребовали они.
— Чтобы любая территория развивалась, для нее нужны инвестиции. Если территория будет инвестиционно не привлекательной, город самостоятельно не справится с ее развитием, — отреагировал представитель «Брусники» Борис Зырянов. — У застройщиков нет кармана денег, которые они могут достать и вперед построить детские сады, школы.
— В интересах жителей должно быть проектное решение! И с учетом мнения жителей, но никак не застройщика, который зарабатывает. Это не развитие, это все-таки деградация данного участка, — безапелляционно высказался член Союза отцов и местный житель Сергей Майоров. Зал взорвался аплодисментами.

Со стороны заказчика проекта планировки на вопросы жителей отвечал Борис Зырянов
Кроме того, строительство больших школ он назвал нецелесообразным.
— Вы представляете, что за школа на 1650 человек? Это комбинат по производству образовательных ресурсов, это не школа — там нельзя воспитывать, — уверен Сергей Майоров. — Это сделано только ради того, чтобы сейчас обмануть всех жителей данной территории и впихать туда максимальное количество вот этих человейников.
Вместе с тем из нового проекта планировки исчезли сроки строительства нового здания для школы № 76, а ее жители ждут с 1998 года.
— В том проекте был указан год начала строительства: 2028-й — в этом году его нет. Чем это было обусловлено и на что нам надеяться? — спросила представитель попечительского совета школы № 76 Анна Бровко. — Это опять направлено на затягивание сроков по строительству нашей школы.
Модератор встречи Ольга Галимова пообещала, что этот вопрос будет запротоколирован и доработан.
Обратили жители «Европейского берега» внимание и на то, что из проекта их микрорайона исчезли сразу три детских сада: на 90, 100 и 200 мест. Взамен им предложили построить детский сад на месте частного сектора. Как объяснили жителям, концентрировать всю социальную инфраструктуру в пределах одного микрорайона нет необходимости.
«Наши дети очень рискуют»
Ключевой момент, который объединяет жителей «Европейского Берега» и ЖК «Марсель», — это несогласие с тем, что улица Владимира Заровного станет магистралью районного значения. Хотя подобные планы в мэрии обозначили уже давно.
Во-первых, жителям не нравится перспектива слушать гул машин и дышать выхлопными газами, а, во-вторых, они предвкушают вечную пробку у себя под окнами. Выезды из «Евроберега» уже сейчас перегружены в часы пик, а с учетом увеличения количества высоток ситуация лишь обострится.
— Зачем нам предлагают такую плотную высотную застройку? Сначала радовалась, что я здесь живу, теперь я уже плачу, — высказалась одна из жительниц. — Этот проект бесчеловечен абсолютно.

Евгений Попов попросил оставить землю сапсёрферам
Кроме того, в зону дорожного строительства попал участок земли, которая находится в пользовании сапсёрферов — на проблему обратил внимание Евгений Попов, президент Федерации сапсёрфинга Новосибирской области.
— На данный момент там вычищен участок, приведен в порядок, туда съезжаются жители и гости города, проводятся спортивные мероприятия, День города и так далее, — отметил Попов. — Но часть территории отходит под дорожную инфраструктуру, часть еще под что-то. У меня предложение: можно ли в этом проекте выделить участок ещё и под спорт?
Предложение приняли, но обещать ничего не стали — его рассмотрят в общем порядке.
Обозначили новосибирцы и проблему безопасности пешеходов, потребовав снабдить улицу Владимира Заровного тротуарами и переходами.
— Наши дети очень рискуют, переходя там дорогу. Не так давно там сбили ребёнка, — указала одна из участниц публичных слушаний.
Некоторое удовлетворение у жителей вызвала лишь информация, что платформа «Инструментальный завод» станет доступнее за счет нового надземного перехода.
Пунктирная набережная
Большой вопрос у жителей вызвала набережная: они уверены, что с ее продлением до Речного вокзала ничего не получится, потому что часть берега уже находится в аренде или даже в собственности.
— Я в течение 10 лет хожу на общественные слушания и слышу из года в год, как у нас набережная скоро пробьется до Владимира Заровного. Расскажите, пожалуйста, каким образом она будет пробиваться возле нашего дома, если там сейчас уже просит чего-то выделить лодочная база? — поинтересовался житель «Евроберега» Константин Даренский. — Как будут обходить вот эту школу и кораблики, которые зашвартованы возле гостиницы Обь?
Согласно планам, берег будут отсыпать. Но это вызвало новый шквал выкриков с мест — жители не сдерживались в выражении недоверия и возмущения.
Острова вдоль береговой зоны по проекту должны стать рекреационной зоной для жителей. Предполагается, что связь с «большой землёй» обеспечит сеть мостов, а незаконная дамба к острову Высокий должна быть снесена — вместо неё тоже должен появиться мост. Жители назвали эти планы фантазиями.
— Сроки демонтажа не указаны. Когда это будет? — потребовал ответа один из участников слушаний Алексей Басаргин.
— У вас вопросы не к проекту планировки, а к его реализации, — заметил на это Борис Зырянов.
«Оставьте меня в покое!»
Информация о том, что частные дома и участки под нужды города будут выкупать или изымать, вызвала бурную реакцию. Жительница частного сектора Галина Ковалёва на слушания пришла с маленькой дочкой — ее дом оказался в зоне строительства новой школы.
— Я приобрела дом в 2021 году, в ноябре, и через два месяца нас вносят в красную зону. Хорошо, я смирилась, что могу расширяться только в высоту. А сейчас что мне делать как матери двух разнополых детей? Я должна поменять свои пять соток земли и дом в 40 квадратов на какой-то муравейник? Вы что, издеваетесь? Оставьте меня в покое! — эмоционально выступила она.
— Мы можем долго сейчас дискутировать на эту тему, эмоции подключать. Да, все оказались в разной ситуации. Кто-то оказался в зоне размещения школы, детского садика, кто-то попадает действительно под изъятие, потому что нужно в перспективе размещать эту школу, — попытался ее урезонить приглашенный эксперт, главный градостроитель ООО «Сибирское проектное бюро» Денис Орлов.
Аргумент Галины Ковалёвой был довольно однозначным: новые школы и не потребуются, если не строить новые многоэтажки.
Слушания продлились 3,5 часа и закончились лишь из-за необходимости освободить зал заседаний для следующего мероприятия. Заключение будет опубликовано 13 марта.
Напомним, не менее эмоционально прошли в 2020 году публичные слушания по поводу спорного гектара жилого комплекса «Марсель» на берегу Оби. Тогда дольщики узнали, что застройщик отрезал от общей территории комплекса почти гектар и намерен передать его городу для строительства дороги.