![Живущие вместе. Как Хилокский жилмассив празднует Курбан-байрам — здесь продают барашков, а в патрули зовут дружинников Утро для верующих мусульман началось с молитвы в мечети, а потом началась более «домашняя» часть праздника | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/25/5f/7b255fc3fa8fbee1d7c32fa3acfe46eb/656x438_1:5593_6c6b4f9a2d7e78811d201be7035f1450@3000x1999_0xA6iU0bjb_4714109344106947801.jpg.webp)
28 июня верующие мусульмане по всему миру отмечают один из самых главных религиозных праздников — Курбан-байрам. Фактически он начался поздно вечером во вторник, 27 июня, с чтения Корана, рано утром верующие собрались на молитву в мечети, а позже началась не такая регламентированная, но не менее важная часть праздника. На Хилокском жилмассиве, где работают на оптовом рынке и живут в его окрестностях многочисленные приезжие из различных мусульманских стран Средней Азии, праздник становится действительно массовым, но вызывает не только радостные эмоции. Как коренные жители «Хилка» и недавние поселенцы пытаются ужиться вместе после нескольких лет напряженных конфликтов — в репортаже НГС.
Жертвы и жертвователи
Чтобы впустить верующих в мечеть, проезд на территорию Хилокского рынка открывают еще до 6 утра — и уже не закрывают. Далеко не все продавцы предпочитают праздновать: кто-то встает у лотков с помидорами на территории самого оптового рынка, другие продавцы раскладывают самый разный товар — от ковриков для намаза до всё тех же овощей и фруктов с внешней стороны высокого бетонного забора. На месте (очевидно, с самого утра) и повара из многочисленных павильончиков, стоящих у дороги, но всё же за забором. Оттуда то аппетитно тянет жареным мясом и свежим хлебом, то попахивает чем-то подозрительно пригоревшим, и ароматы эти причудливо смешиваются с густым запахом хлева: прямо на Малыгина остановились несколько грузовичков, из кузовов которых выглядывают барашки.
![Продают жертвенных животных по весу, и стоят они недешево: приценившись в разных местах, журналисты НГС услышали суммы от 12 до 16 тысяч рублей. Вероятно, найти барашка можно и подороже, и подешевле | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/06/b0/e806b0da08fe43d50d83ffd0e30b3498/656x438_1:5593_b89437ca2b5c811a15ae0996e1d19f71@3000x2000_0xjXQ1JcFV_0163029219211026635.jpg.webp)
Может сложиться впечатление, что к празднику готовятся исключительно мужчины, но это только если смотреть на фото. По узкому проходу торопливо идет молодая женщина в платке и на подозрительно чистом русском просит подать:
— Дай вам бо... Аллах здоровья!
Есть подозрение, что сегодня не ее праздник, но подают девушке всё равно: давать милостыню бедным — тоже часть Курбан-байрама.
![Свежайшие лепешки выпекают тут же, в тандырах, и запах от них идет просто умопомрачительный | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/30/db/7e30db844648df9a63634f0854fa2d33/656x438_1:5593_07af46db03cca93332a2f208a0faf78e@3000x2000_0xeiGrj3KI_8595613061013916415.jpg.webp)
Остальные женщины сбились в кучку поодаль и на снимках вышли бы колоритно — среди них и светски разодетые красавицы средних лет с символическими кокетливыми платками, и покрытые молодые барышни, и даже одна женщина в парандже. Но не выходят.
— Не надо снимать, пожалуйста, — вежливо просит одна из них — уроженка Киргизии. — Вы лучше мужчин снимайте, а то муж не поймет и ругаться станет.
Ради мира в домах приходится жертвовать качеством фоторепортажа: портить людям отношения в праздник не хочется.
![Барашка нужно правильно принести в жертву и правильно разделать, а часть мяса обязательно раздать бедным | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/86/42/05/864205274574937799f1d105e4a2e9dc/656x438_1:5593_997f4b0659feeb547d88c9684faabb00@3000x2000_0xPESXOtDX_2746057767457211725.jpg.webp)
Курбан-байрам отмечают семьями, но для многих торговцев с рынка, для которых улица Малыгина раз в год становится чем-то средним между Бродвеем и восточным базаром, это удовольствие недоступно.
— Семья — дома, в Таджикистане. У нас там сегодня 43 градуса: звонил утром, рассказали, — говорит средних лет мужчина по имени Хабиб.
Он объясняет, что у жены хорошая работа и дома: она преподает английский язык, а у него здесь бизнес на рынке. Поэтому даже в Курбан-байрам пришлось обойтись телефонным разговором.
![Рядом с рынком жарят шашлыки и люля-кебаб | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/91/4b/07/914b07e124dea2d1d40628b1492aafb9/656x438_1:5593_ab719a98aa08616c8328f99a3523c0bb@3000x2000_0xyGHyDNG5_1836516454090944106.jpg.webp)
О смысле праздника рассказывать он сначала смущается, пытается отослать журналистов к «умным людям» в мечеть и, кажется, ждет какого-то подвоха. Но затем всё же решается и одухотворенно рассказывает, как пророк Ибрахим был готов принести горячо любимого сына в жертву, но Аллах оценил преданность и юноши, и его отца. Жертву заменили бараном.
— Раньше их рядом здесь резали иногда — но не на этой дороге, а у домов. Те, кто тут жил, — говорит молодой парень, который представляется Аликом, уточняя, что настоящее имя у него сложное и без ошибок его не написать. — Но давно. Сейчас такого не бывает, нет.
— А вы так делали?
— Нет, — решительно открещивается от публичных жертвоприношений он. — Мы-то всегда дома [делаем это], у моих родителей частный дом. Это кто недавно приехал, на рынке там торговать или, может, людей [автобусом] привез, еще не понимает, что к чему, тот и на улицах режет.
На Малыгина действительно тихо и достаточно чисто: нет ни пьяных, ни публично курящих (для этого заходят за киоски), ни тем более бараньей крови на асфальте. Может быть, дело в том, что на часах начало девятого утра, а может, в том, что сегодня верующие приносят еще одну жертву. Не богу, но добрососедству.
![Барашка оставили на асфальте, чтобы подогнать машины и загрузить его в багажник | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/46/a1/3e/46a13e1bd8cef797da1b7665d2366dd3/656x438_1:5593_298ae2ebfa15aa69f69726bf133d6e94@3000x1999_0xY8wqlQhs_2082222526299613315.jpg.webp)
Старожилы
Если уйти во дворы, картина резко меняется. Там в зеленом сумраке переговариваются женщины, одетые по-европейски, — хилокские старожилы, которые стараются поддерживать чистоту и спокойную обстановку на улицах жилмассива.
— Я сразу хочу объяснить: дело не в нациях, не в религиях, с русскими я бы тоже боролась, — говорит местная жительница Жанна Олейникова. — Моя соседка приехала из Таджикистана, у нее высшее педагогическое образование плюс медицинское получила тут. Ну как к такому человек плохо относиться? Мы дружим с ней, наши дети дружат. Я не только уважаю ее, но и люблю. Я не люблю, когда люди свинячат.
— Мусульмане, не мусульмане... — горячо поддерживает ее соседка Любовь Андреевна. — Засранцами быть не надо!
![Жанна Олейникова хочет, чтобы во дворах и на улицах жилмассива было чисто и спокойно, и дошла даже до Бастрыкина | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/49/96/a14996f11207596a516dfe942786cac1/656x438_1:5593_ebe94e75268f0f27de9d9bec8dba5803@3000x1999_0xMqdDSxqU_4341475644458967982.jpg.webp)
Обе — местные активистки. Жанна общалась даже с главой СКР Александром Бастрыкиным: за последние годы Хилокский жилмассив пережил и бандитские разборки в стиле 90-х на рынке, и массовые драки, и нелегальную торговлю. Женщина с горечью говорит, что маргиналами считают скопом всех местных: и ее, и интеллигентную соседку из Таджикистана, и действительно не знающих о правилах поведения в обществе приезжих. Правда, тут же добавляет:
— Но сказать, как в прошлом году, «у нас тут гетто, мы еле выживаем» уже нельзя. В прошлом году здесь на каждом газоне, на тротуарах были машины припаркованы, а сделать замечание нельзя, пошлют. Толпы, крики, к вечеру они начинали пить. Это последний год вокруг нашей улицы такой хороший резонанс, вот поэтому здесь сейчас и тихо.
![В этот раз патрулировать жилмассив в Курбан-байрам собираются дружинники-добровольцы | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/f0/bc/3df0bcfe669e02e72c2c38cb5b7f0f35/656x438_1:5593_2362ba2e2a37a817be92bcc85d7aa0f9@3000x2000_0xq7tYD6EY_3822048128216150745.jpg.webp)
В этот раз женщина пошла еще дальше: попросила о помощи в праздник Курбан-байрам полицейских, сотрудников ФСБ и даже дружинников, принадлежащих к различным организациям с громкими названиями.
— «Русская народная дружина», «Русская община», «Сорок сороков», — перечисляет Жанна. — Просто попросили их смотреть и контролировать, чтобы ничего громкого не происходило.
Дружинники уже собрались — здесь же, у школьного забора. Часть мужчин решительно отказывается фотографироваться, остальные со словами, что им здесь нечего бояться, выстраиваются перед объективом.
— Мы — русские, с нами бог! — провозглашает один из них.
— Я — татарка, со мной русские, — отшучивается Жанна.
![У большинства местных жителей шансов переехать подальше от рынка нет: квартиры здесь недорогие, да и желающих их купить немного. Остается искать общий язык с соседями | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/b9/ff/4db9ff7c71845884d472509a4f2690d9/656x438_1:5593_c9431b73030be34ca013b8fba27e0305@3000x2000_0xAHqzkuwC_2622716748703157100.jpg.webp)
Маленький черноволосый мальчик несет мимо нас к контейнерам два тяжелых пакета с мусором. Может быть, так кажется со стороны, но он очень, очень старается.
В 2022 году журналисты НГС побывали в маленьком ауле на границе России, узнали, как празднуют Курбан-байрам казахи, и поучаствовали в настоящем казахском застолье.