Новосибирский областной суд оставил без изменения приговор 25-летнему Дмитрию Козыренко, который 15 октября 2011 года увез за 300 км от дома и хладнокровно убил свою бывшую девушку — студентку колледжа культуры и искусств Машу Рысеву. Убийцу едва не выпустили на свободу, приняв за неосторожного охотника, однако после вмешательства прокуратуры он снова оказался на скамье подсудимых и получил 9 лет колонии строгого режима. О мистических предчувствиях девушки, жестокости брошенного парня и присущей охотникам склонности к убийству — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Дмитрий Козыренко, 25-летний грузчик, получил 9 лет колонии строгого режима за хладнокровное убийство своей бывшей девушки — 19-летней Маши Рысевой: 15 октября 2011 года он увез ее в лес и застрелил из охотничьего ружья ТОЗ 34Р. Приговор был обжалован в областном суде, но там его оставили без изменений. Годом ранее, 15 марта 2012 года, Козыренко вообще выпустили на свободу, приговорив к 2 годам исправительных работ: суд принял его версию случившегося — несчастный случай на охоте. Однако после вмешательства прокуратуры дело вернулось на повторное рассмотрение.
«Весь процесс он оставался спокойным, было видно — надеялся на то, что приговор вынесут, поверив в его версию несчастного случая на охоте, — рассказал НГС.НОВОСТИ прокурор Доволенского района Сергей Шевкопляс. — Вину в преднамеренном убийстве Козыренко так и не признал. И никакого раскаяния».
Дмитрий Козыренко — выходец из деревни Сарыбалык Доволенского района, в Новосибирске учился заочно в аграрном университете и работал грузчиком в «Ленте». Маша Рысева — студентка отделения декоративно-прикладного искусства Новосибирского областного колледжа культуры и искусств.
Накануне убийства, 14 октября 2011 года, молодые люди расстались. А на следующий день, поздно вечером, Козыренко приехал к Маше домой в село Раздольное и вызвал ее на разговор. По версии следствия, он силой затолкнул девушку в машину и увез за 300 км от Новосибирска — в окрестности села Сарыбалык Доволенского района, куда часто ездил охотиться.
Доказательством в суде посчитали и рассказы родственников Рысевой — в тот вечер девушка уже ложилась спать, а накануне получила несколько угроз, в том числе по SMS, от своего будущего убийцы.
Сперва Козыренко заставил Машу убегать от автомобиля — он буквально таранил ее капотом. Когда машина застряла в яме, убийца вылез, окликнул девушку и убил единственным выстрелом. Смерть была быстрой, но не мгновенной — Маша захлебнулась собственной кровью. Сдаваться в полицию охотник пришел только через сутки: он заявил, что в темноте перепутал девушку с косулей, когда повернулся на звук шагов.
«Эксперты это опровергли, когда обнаружили в березе несколько дробин: траектория их полета говорила о том, что убийца и жертва стояли совсем не так, как рассказывал Козыренко», — добавляет Сергей Шевкопляс.
Роман между студенткой и грузчиком завязался летом 2009-го: Козыренко снимал комнату в квартире Машиной бабушки в Раздольном. В октябре 2010 года молодые люди расстались: девушка рассказала подругам и родителям, что Дима ее бил и «относился как к вещи». Однако спустя год они снова начали встречаться, хотя отношения оставались натянутыми.
«Однажды она с ужасом рассказала, как жестоко он убил, кажется, косулю: застрелил, потом перерезал горло, — рассказала на условиях анонимности подруга Маши. — Мы говорили, что раз в нем есть такая жестокость, берегись, когда-нибудь он может направить ее против тебя».
Заметили неладное и учителя: в обычно жизнерадостных пейзажах Маши появились темные тона. «Я видел ее последний этюд: широкими мазками, буквально двумя красками — черной и белой, — она нарисовала лес и уезжающую машину. Такое вот совпадение, будто чувствовала — ее ведь тоже в лесу убили?» — вспоминает классный руководитель курса Рысевой Дмитрий Пересвет.
Жесткость убийства Маши Рысевой можно отнести к склонности охотников к убийству. Однако эксперты говорят, что факт владения оружием еще ни о чем не говорит. «Нет никаких оснований к утверждению, что в охотнике заложена тяга к убийству. В наших условиях [охота] — больше спорт», — протестует Сергей Руяткин, заместитель генерального директора по медицинской деятельности Сибирского научно-исследовательского института медико-экологических технологий «Центр-Сирена» — здесь будущим охотникам выдают справки психиатра, разрешающие покупку оружия. С ним согласен и директор психологического центра «Гармония» Никита Лёзин:
«Среди моих знакомых есть охотники — милейшие люди. Жестокость зависит от другого… Среда воздействует на человека.
В городе люди более подвержены каким-то эмоциональным вещам: энергетика уходит на все эти ситуации, связанные с очередями, с пробками, взаимоотношениями с большим количеством людей, с экологией… И если человек жестокий, то он в таких условиях ее будет больше проявлять. Приехавшие из деревни испытывают адаптационный период достаточно некомфортно. У меня был такой клиент, который действительно был в сельской местности добродушным, веселым, а здесь стал агрессивным. Он не воспитан в этой среде, не привык к ней, и среда причиняет ему боль, которая вынуждает его быть агрессивным».
Соотнести жестокость преступлений, совершенных в сельской местности и в городах, в полиции затруднились: по мнению правоохранительных органов, место совершенно не играет роли. Однако заметили, что в селе происходит больше бытовых убийств — спонтанных, непродуманных и совершенных зачастую из-за мелочей.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com