На экраны, фырча моторами, выкатилась новая серия культового боевика «Форсаж». Некогда популярный на улицах Лос-Анджелеса стритрейсер Доминик Торетто теперь одержим местью — он и его друзья ввязываются в борьбу с террористами. К седьмой части фильм про уличные гонки и навороченные тачки окончательно превратился в среднестатистический боевик про команду неуязвимых мужиков — плюс готовых помахать кулаками девушек, — которые могут спасти мир. Даже если для этого придется пробраться на королевскую вечеринку в Абу-Даби, подраться с девушками из личной охраны принца и перепрыгнуть с одного небоскреба на другой, сидя за рулем красного спорткара.
Справка: «Форсаж-7» (Furious 7; США – Япония) — боевик, триллер. Режиссер — Джеймс Ван («Пила», «Астрал»). В ролях: Вин Дизель, Пол Уокер, Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэтхем, Мишель Родригес и др. 137 мин. 16+.
Сюжет «Форсажа-7», в принципе, был понятен еще из титров шестой части франшизы. Разнеся к чертовой бабушке половину Лондона, Доминик Торетто и компания поймали банду наемных убийц. В обмен на обещание американского правительства позволить дружной семейке, намотавшей себе на колеса пару пожизненных сроков, вернуться на родину и остаться на свободе.
Однако у поверженного врага, хрипящего на больничной койке, обнаруживается старший брат Декарт Шоу (Джейсон Стэтхем), злобный как хорек. За первые же пять минут он убивает с десяток бойцов спецназа и взрывает больницу — чтобы ни у кого не осталось сомнений, что главный гопник Голливуда перекинулся на темную сторону. Впрочем, самому Торетто это до поры до времени безразлично — он хоронит убитого друга и пытается разобраться в своих отношениях с внезапно воскресшей возлюбленной (Мишель Родригес), стоя посреди кладбища с кувалдой.
В логические дыры сюжета может въехать КамАЗ, груженный запчастями для разбитого «Мазератти». Половину фильма Стэтхема давят, таранят и держат на мушке — но не убивают, чтобы можно было с чистой совестью помочь ЦРУ (какая ирония) избавить мир от тотальной слежки. В конечном итоге все это нужно, только чтобы хоть чем-то занять зрителя между первой и финальной драками лысых мужиков. Будь у создателей фильма хотя бы чуточку иронии, — и саундтреком этого побоища стал бы не безликий бит, а, например, «Dance Macabre» Сен-Санса. Однако с юмором в фильме вообще проблема. То есть рассмешить зрителя сценаристы вроде бы и старались, но органично их шутки звучат только из уст твердолобого солдафона Хоббса в исполнении Дуэйна «Скалы» Джонсона, который обещает оппоненту «сломать палец шестью разными способами и засунуть туда, где никогда не светит солнце».
Человеку, мало-мальски знакомому с законами физики и базовыми принципами баллистики, смотреть «Форсаж-7» может быть тяжело. Но если отключить критическое восприятие и внимать происходящему спинным мозгом — все просто отлично.
К седьмой серии «Форсаж» окончательно оформился в среднестатистический боевик, теперь это уже не фильм о гонщиках и для гонщиков. В нем, чтобы удержать целевую аудиторию, еще остались и гонки, и крутые тачки — и вообще на съемках этого кино разбили 230 машин, — но они уже отошли на второй план. Их теснят пушки и военная техника — и герои уже и сами не рады такой смене декораций. «Сперва был танк, потом самолет, а теперь беспилотник!» — возмущается один из них, увиливая от ракет. И это он еще не видел вертолет, лавирующий между высоток Лос-Анджелеса. Да и сама команда, растеряв за 14 лет самых боевых гонщиков, стала похожа на «Мстителей», которым вместо суперспособностей выдали водительские удостоверения. Стритрейсер из того же Дуэйна Джонсона, конечно, никакой — зато на Халка похож как две капли воды.
«Гони или умри!» — бравировал Доминик Торетто в далеком 2001 году. «Больше никаких похорон», — глухо басит он же в 2015-м, стоя над могилой друга. «Форсажи» с годами не то чтобы поумнели — но стали ценить друзей и семью больше, чем гонки.
А еще — и это единственная настоящая эмоция в фильме — всерьез задумались о смерти. Причины для этого весомые: съемки «Форсажа-7» едва не сорвались из-за гибели Пола Уокера, игравшего одного из ключевых персонажей. Оживлять его героя пришлось при помощи компьютерной графики и двух братьев погибшего, которые доиграли роль Уокера, а финал «Форсажа» — это прощание с ним. Непонятно только, зачем было портить этот момент пошлым штампом с уезжающей в закат белой машиной. Впрочем, финал все равно пробирает: ощущение, что ты попал на чужие поминки ровно в тот момент, когда речь произносит родной брат погибшего. На предпремьерном показе финальным титрам аплодировали.
При этом хоронить вслед за Уокером всю франшизу создатели «Форсажей» явно не собираются — в конце прошлого года студия Universal Pictures пообещала еще как минимум 3 части. Так что не факт, что к 10-й серии фильм про гонки не превратится, например, в хоррор. Наверное, этого боятся и сами актеры. По крайней мере тогда становится понятно, почему у все шире раздающегося в плечах и лице Вина Дизеля такие печальные глаза, когда он говорит: «Мы не прощаемся».
Оценка НГС.АФИША: 3 из 5
Александр Агафонов
Кадры из фильма — kinopoisk.ru