Строгость и простота, кажется, главные составляющие советской моды. По крайней мере, именно такое мнение складывается, когда рассматриваешь архивные фото и видео, на которых уверенно шагают демонстраторы в длинных платьях с простыми пуговичками и воротничками. Это было модно или, как сказали бы сейчас, трендово. Девушки и женщины внедряли каждую новую вещицу в свой гардероб и находили подходящий повод, чтобы ее надеть. За внедрением модных тенденций в советское время стояли Дома моделей, которые довольно быстро возникли и практически так же быстро угасли. Какими они были, чем занимались их сотрудники и что известно о Новосибирском Доме моделей — рассказывает телеграм-редактор НГС Арина Суворова.
Все началось с Ламановой
Первые Дома моделей появились в СССР еще в конце 1920-х — начале 1930-х годов в Москве. Произошло это благодаря известном модельеру Надежде Ламановой.
Будущая законодательница моды родилась в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Училась в Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде, по окончании уехала из родительского дома — зарабатывать на жизнь самостоятельно.
Переехав в Москву, она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой. На обучение у нее ушло два года, после которого в 1879 году Надежда Петровна устроилась моделистом в ателье Татьяны Степановны Войткевич, где одевались столичные красавицы.
Спустя год Надежда Ламанова открывает собственную мастерскую, клиентками которой в основном были обеспеченные дамы. Совсем не удивительно, что они приходили именно сюда: Ламанова создавала платья, которые подчеркивали достоинства женской фигуры, о каких-то недостатках и речи быть не могло.
Ателье стало настолько известным, что в 1898 году Надежда Петровна получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны. В 1904 году она удостоилась уже звания Поставщика Ее Императорского Величества императрицы Александры Федоровны.
Выполняла заказы Надежда Ламанова и для Московского художественного театра (она сотрудничала с ним всю жизнь). Так, например, в 1901 году Константин Станиславский предложил ей создать костюмы к постановкам «В мечтах» и «Вишневый сад».
1919 год стал новым этапом в работе законодательницы моды. Тогда она руководила уже Мастерской современного костюма — там создавали одежду для нового советского человека. Правда, сопровождалось это недостатком тканей — многие были в дефиците, из-за чего приходилось по-разному выкручиваться.
В 1925 году модели Ламановой отправили на Международную выставку декоративного искусства в Париж. Платья, шляпы, сумочки и другие аксессуары хоть и не дотягивали до работ французских модельеров, но всё равно были актуальны — коллекция получила Гран-при.
Тогда же был выпущен альбом «Искусство в быту», служивший инструкцией по пошиву одежды для советских работниц. Эскизы в нем были созданы по моделям Надежды Ламановой — кроились и шились они из той ткани, которая была доступна.
Легендарный модельер умер в 1941 году. Ее дело продолжили ученицы и преемницы — Фекла Гореленкова и Надежда Макарова, но уже в первом в СССР Доме моделей.
Патента нет, изделия перешиты
Система Домов моделей образовалась в 1944 году, когда в столице открылся Московский Дом моделей одежды на улице Кузнецкий Мост. Здесь разрабатывали и выпускали детскую, женскую и мужскую одежду всех сезонов, а также проводили открытые показы с привлечением демонстраторов и искусствоведов.
В 1948 году к Дому моделей (который уже успел стать общесоюзным) присоединилась сценограф и художница Вера Аралова в качестве ведущего художника-модельера. Там она не только создавала необычные для советских людей модели одежды и обуви, но и принимала участие в выпуске изданий о моде — «Журнала мод» и «Моды стран социализма».
В 1959 году ее коллекция, представленная в Париже, вызвала фурор. Тогда публике продемонстрировали меха, павлопосадские платки и обувь — красные сапожки на молнии, которые Вера Ипполитовна создала специально для этого события.
Кстати, именно такие, аккуратные, а не привычные тогда всем массивные сапоги вызвали небывалый восторг у французов. Они буквально осыпали Аралову предложениями о продаже патента на обувь. Но никакого патента не было. При этом некоторые сайты уверяют, что подобных предложений Араловой не поступало вообще, а ее идею просто скопировали, да и всё.
Здесь, конечно, стоит сказать и о другом легендарном сотруднике Общесоюзного Дома моделей одежды — Вячеславе Зайцеве. В учреждение его пригласили для работы в команде художников-модельеров, где он создавал коллекции одежды для остальных Домов моделей страны.
Своими моделями одежды Зайцев привлекал внимание иностранцев. Так, в 1965 году в Москву прибыли Пьер Карден, Ги Лярош и Марк Боан. Когда дело дошло до посещения ими Общесоюзного Дома моделей, первым делом они хотели увидеть именно модельера.
Вообще, работы Зайцева часто гастролировали по странам. В интернете нас активно уверяют: именно в семидесятые, когда его работы в очередной раз вызвали интерес, его стали считать лидером советской моды и называть «Красным Диором».
Вернемся к моде для народа. К 1949 году в стране было уже 12 Домов моделей, в Ленинграде, Новосибирске, Горьком, Минске и Риге.
Их основной задачей было, конечно, создание одежды для повседневной носки, но порой ее выпуск дорого стоил сотрудникам учреждений. А всё потому, что проекты художников-модельеров рассматривались на заседаниях худсовета, в состав которого входили как представители модной сферы, так и представители торговли и партийные работники.
Коллекции нередко подвергались критике: одно убрать, второе отрезать, третье — пришить. Бывало даже такое, что после выпуска одежды в массы, модельеры просто не узнавали свои изделия, от изначального вида которых в результате не оставалось практически ничего.
А что было в Новосибирске
В столице Сибири Дом моделей открылся 22 сентября 1948 года на центральной улице города — Красном проспекте.
В своем материале «Новосибирский дом моделей: документальная история» краевед Константин Голодяев рассказал, что в тридцатые годы улица активно застраивалась капитальными зданиями. Тогда тут появились дома Сибкрайсоюза, Крайсберкассы, ЖАКТ «Печатник», комбинат «Кузбассуголь».
Ближе к сороковым к Дому Центроспирта построили новый пятиэтажный Дом «Мехторга» Союзоптгалантереи. На первом этаже здесь был открыт магазин меховых изделий, на втором и третьем — производственные мастерские, на четвертом и пятом жили госслужащие. Намного позднее, когда здание реконструировали, здесь обосновался Новосибирский Дом моделей.
Но вернемся к концу сороковых годов. В 1949-м перед учреждением была поставлена задача — занять одно из первых мест в системе предприятий легкой промышленности. Вскоре это было выполнено — Новосибирский Дом моделей оказался на третьем месте в СССР после Москвы и Ленинграда.
Изначально коллектив НДМ состоял из десяти членов партии, трех кандидатов и пятерых комсомольцев. Всё в том же 49-м «группа», состоящая из специалистов-практиков, пополнилась дипломированными модельерами московского техникума легкой промышленности.
Среди сотрудников оказались и представители молодого поколения. Ребята были погружены не только в творческую сферу, но и в жизнь общества. Так, они работали с детскими домами и садами, собирали книги для деревенских библиотек и выезжали на уборку урожая от подшефного Дому моделей колхоза «Новый путь» в Карасукском районе.
В 1956 году НДМ переезжает в здание на Советской, 7 — там был большой демонстрационный зал. С этого момента показы одежды стали особой частью культурной жизни Новосибирска. Их проводили не только для жителей, но и для приезжавших из других стран гостей.
Константин Голодяевв в своей статье рассказывал, что пока мужья посещали промышленные предприятия, их женам показывали советскую и сибирскую моду. Так, например, на одном из закрытых показов побывали супруга на тот момент вице-президента США Ричарда Никсона, будущая первая леди Соединенных Штатов Тельма Никсон и иранские принцессы династии Пехлеви.
Кстати, долгое время ведущей показов была Валентина Эдуардовна Грицюк — жена известного художника Николая Демьяновича Грицюка. Она рассказывала о каждой представленной модели, а также о современных тенденциях.
Но была у нее и другая обязанность. Каждое утро она вставала на проходной части Дома моделей с часами и встречала демонстраторов — опаздывать было неприлично. Это, по всей видимости, была стандартная ситуация многих Домов. Например, в сериале «Красная королева» как раз одна из сцен наглядно показывает, как следили за опоздавшими.
Но не успеть на работу — еще не самое страшное для демонстраторов. В течение года девушки участвовали в 130 показах: два проводились по понедельникам и средам, остальные дни были выездными.
Константин Голодяев приводит воспоминания манекенщицы Натальи Доценко (Ткачук): «Дисциплина была железная. За опоздание, прогулы, несоответствие профессиональным требованиям, например набор веса, увольняли».
Новосибирский Дом моделей долгое время оставался одним из ведущих в СССР. Работа учреждения была настолько слаженной, что каждый раз плановые показатели выходили за пределы ста процентов.
Каждый год НДМ создавал более двух тысяч моделей одежды. Продавались коллекции в собственной сети фирменных магазинов Дома и отделах сети Ростекстильшвейторга: «Мода», «Молодежный», «Мужская одежда», «Северянка», ЦУМ.
Но на одном только массовом производстве всё не заканчивалось. Новосибирский Дом моделей участвовал и в крупных выставках. Например, с 1973 года модели были представлены во Франции, Дании, Бельгии, Турции, Иране, Болгарии и других.
Конец эпохи
Приближающиеся девяностые ничего хорошего не несли за собой и для Дома моделей. Поначалу всё было относительно хорошо: в 1988 году учреждение вошло в состав Новосибирского промышленно-торгового швейного объединения.
В начале девяностых НДМ создает совместное муниципальное предприятие «Болгария и Сибирь». Потом за собственные средства с московским Центром моды «Люкс» открывает магазин СП «Альянс».
В 1992 году Новосибирский дом моделей выкупили у областного Комитета по управлению госимущества администрации НСО и приватизировали. В 2002 году НДМ реорганизовали в четыре общества с ограниченной ответственностью, а уже в 2003 контрольный пакет акций Дома приобрела ПКГ «РАТМ» ныне опального олигарха Эдуарда Тарана — бизнес заполонили модельные агентства.