Новосибирские чиновники отказались оскорблять память рок-певицы Янки Дягилевой. Именно так они объяснили отказ на установку мемориальной доски, с инициативой которой выступили поклонники творчества Янки. Около 100 человек скинулись деньгами, чтобы повесить табличку на деревянный покосившийся дом на ул. Ядринцевской, где жила певица. Однако им ответили, что, во-первых, табличка некрасивая и «кладбищенская», во-вторых, Янкино творчество носило «локальный поколенческий характер», да и, в-третьих, дом скоро снесут. О том, почему про Янку лучше писать мелом на стене и появится ли все-таки ее табличка, — в материале НГС.
Комиссия по наименованиям мэрии Новосибирска сочла нецелесообразной установку мемориальной доски памяти рок-певицы и поэтессы Янки Дягилевой, стало известно на прошлой неделе. С инициативой установки в мэрию обратилась группа поклонников певицы. Около 100 человек собрали более 40 тыс. руб. на изготовление и установку таблички. Эскиз приложили к заявлению вместе с письменным разрешением на установку от нынешних владельцев дома по адресу ул. Ядринцевская, 61, где всю свою недолгую жизнь (1966–1991 гг.) прожила Дягилева. Также приложили письменные ходатайства об установке доски — от чешских поклонников, гендиректора кабаре-кафе «Бродячая Собака», директора Музея г. Новосибирска и комитета по делам молодежи мэрии.
Однако в комиссии по наименованиям 9 из 11 человек проголосовали против установки, поскольку ректор Новосибирской консерватории и управление культуры мэрии, чьи заключения также поступили в комиссию, не нашли оснований для установки доски. Члены комиссии свое решение подкрепили высказываниями о том, что дом предназначен к сносу, сама певица не стремилась к популярности и, возможно, «добровольно ушла из жизни».
«Я ничего не имею против Янки Дягилевой, но тот вариант — ну как на кладбищах размещают!» — начальник управления культуры мэрии Новосибирска Владимир Державец объяснил, что вот Татьяне Снежиной энтузиасты сделали не просто памятник, а «произведение искусства», и тут причина отказа не в сравнении Снежиной и Дягилевой, а в качестве эскиза, подчеркнул он.
Однако Державец высказался, что творчество Янки «не характеризовало как основной вектор профессиональной культуры развитие города Новосибирска. Это не то выдающее событие, это не Арнольд Михайлович Кац, за которым пошло целое поколение музыкантов».
Яна Дягилева родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года, окончила нынешнюю Гимназию № 1 (тогда — школа № 42), год отучилась в музыкальной школе (фортепиано), потом училась игре на гитаре в кружке при клубе жиркомбината. В 1985-м съездила в Ленинград, где познакомилась с поэтом Александром Башлачевым, в следующем году от рака умерла ее мать, а еще через год она познакомилась с лидером группы «Гражданская оборона» Егором Летовым, с которым у них завязались близкие отношения. Вместе они ездили с концертами по стране и записывали песни. Известно несколько прижизненных альбомов Дягилевой с 1988 по 1991 годы. Наиболее популярны ее песни «Нюркина песня», «Деклассированным элементам», «По трамвайным рельсам» и др. Тексты Янки, богатые яркими образами, выражали протест против серости окружающей действительности и властей. Обстоятельства смерти Дягилевой туманны. 9 мая вечером 24-летняя Яна ушла со своей дачи под Новосибирском и не вернулась. Ее тело было найдено 17 мая в реке Иня.
Современные оценки творчества Янки оказались неоднозначными. Ректор Новосибирской консерватории Константин Курленя, предоставивший экспертное письмо мэрии, отметил, что деятельность певицы носила «сугубо локальный, поколенческий характер». Курленя — автор двух монографий о новосибирском роке 80-х годов (1998 и 2005 годы). «Я варился в этом котле, я их всех знал. В конце 80-х в Новосибирске было порядка 70 рок-групп. Но порог известности перешагнули только «Калинов мост» и, ну может быть, «Гражданская оборона», — Курленя считает, что если увековечивать и не «переступивших порог известности», «Новосибирск превратится в некрополь».
Известный музыкальный критик московского журнала «Афиша» Максим Семеляк оценил творчество новосибирской рок-певицы Янки Дягилевой гораздо выше, чем «варившийся в этом котле» Курленя и новосибирские чиновники. «Янка, на мой вкус, крупнейшая русская сочинительница песен в, скажем так, рок-н-ролльном ключе. Никого соизмеримого с ней даже и близко нет и не было».
Говоря же о занимательной формулировке Курлени о «локальном поколенческом характере творчества» Дягилевой, Семеляк заметил: «И это не она — дитя панковской субкультуры, это искомая субкультура в некотором смысле была создана ее дыханием.
Это, собственно, и есть отличительный признак гения — сначала полностью соответствовать своему времени, а потом, когда приметы этого времени растворились в воздухе, остаться единственной вечной нотой давно завершенной эпохи».
Инициативная группа поклонников Янки Дягилевой планирует продолжать переговоры с мэрией. Организатор сбора денег на доску Наталья Грибач сообщила, что эскиз мемориальной доски будет доработан в соответствии с компромиссом, к которому они пришли с главным художником города Юрием Бурикой. По его мнению, кладбищенские мотивы — это портретная точность на табличке, высказалась Грибач, отметив, что в такой же манере выполнена мемориальная доска первому губернатору области Виталию Мухе (Чаплыгина, 100). В июле поклонники планируют повторно подать заявление на установку мемориальной доски, а после будут думать и об установке памятника, подытожила Грибач.
За 2012 год в Новосибирске установили памятник поп-певице Татьяне Снежиной и 12 мемориальных досок, за 2011-й — 7, 2010-й — 10 штук (по информации комиссии по присвоению наименований в Новосибирске). Среди досок, установленных в 2012 году, — шести спортсменам (директору детского физкультурного клуба, заслуженным тренерам СССР, РСФСР, мастеру спорта по спортивной гимнастике, тренеру-общественнику), Герою Советского Союза Сергею Разину, пяти ученым и академикам, в том числе Михаилу Лаврентьеву и начальнику теплосетей СО РАН Владимиру Окольздаеву.