6 февраля региональное управление ФСБ и следственное управление СК по Новосибирской области отчитались о возбуждении трех уголовных дел в отношении трех коммерсантов, подозреваемых в коммерческом подкупе с вымогательством у руководства машиностроительного завода. Одновременно на сайте Бердского городского суда появилось сообщение об аресте по аналогичным статьям трех человек — Николая Степакина, Сергея Рыля и Олега Ударцева. Речь во всех трех сообщениях, как подтвердили адвокат Степакина и ряд источников НГС, шла об одной и той же истории. Корреспондент НГС Анна Скок выслушала стороны обвинения и защиты, чтобы узнать подробности странной истории.
13 миллионов сверху: версия обвинения
Как следует из пресс-релизов УФСБ по Новосибирской области и регионального следственного управления СК, оперативники задержали троих жителей Новосибирска и Бердска, подозреваемых «в вымогательстве денежных средств у руководства российского машиностроительного завода».
— Руководитель коммерческой организации совместно со своими подчиненными организовал вымогательство денежных средств у заместителя генерального директора крупного промышленного предприятия за передачу ему оборудования, необходимого для производственного процесса. Высокотехнологичное оборудование находилось у новосибирских коммерсантов в лизинге, при этом по договорам сублизинга завод за них уже рассчитался, однако за подписание актов его приема-передачи коммерсанты потребовали от конечных владельцев 13 миллионов рублей, — отчитались в УФСБ.
По данным источника НГС, роль организатора преступления играл бывший генеральный директор завода «Тяжстанкогидропресс» Николай Степакин. Его, а также еще двоих новосибирских предпринимателей арестовал 6 февраля 2024 года Бердский городской суд по статьям, совпадающим с обвинениями из пресс-релизов УФСБ и следователей.
Потерпевшей стороной, по данным источника НГС, оказалось санкт-петербургское предприятие ООО «Юго-западный механический завод». ЮЗМЗ взял в сублизинг у новосибирской компании ООО «ТСГП Поковка» высокотехнологичные печи для обработки металла и аккуратно за них расплатился. Однако после этого сибирские партнеры якобы не отдали петербуржцам документы и потребовали доплатить — после чего и были задержаны.
По данным сервиса Rusprofile, ООО «ЮЗМЗ» зарегистрирован в качестве юридического лица в 2014 году, с этого момента его единственным владельцем и директором является предприниматель Александр Соломкин. Основным видом деятельности компании является обработка металлов и нанесение покрытий на металлы. По состоянию на конец 2023 года (более свежих данных нет) ООО «ЮЗМЗ» заработало 44 миллиона рублей, чистая прибыль составила 2,7 миллиона рублей.
ООО «ТСГП Поковка» зарегистрировано в Новосибирске в 2019 году, его единственный учредитель и директор — Сергей Рыль. Основной вид деятельности компании — обработка металлических изделий механическая, к концу 2023 года она получила выручку 2,3 миллиона рублей, такую же сумму предприятие записало в качестве чистой прибыли.
По данным ФСБ, в отношении фактического руководителя коммерческой организации было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 33, части 8 статьи 204 УК России (организация коммерческого подкупа, совершенного группой лиц, с вымогательством за незаконные действия), по этой же статье, по данным Бердского городского суда, привлекают к ответственности и Николая Степакина. Увидеть его связь с ООО «ТСГП Поковка», во всяком случае по открытым источникам, невозможно, однако, по данным источника НГС, опытный управленец был непосредственно связан с компанией.
В отношении директора фирмы Сергея Рыля возбудили дело по части 8 статьи 204 УК РФ (непосредственно групповой коммерческий подкуп с вымогательством).
Олег Ударцев якобы выступил в качестве посредника и стал фигурантом уголовного дела по части 3 статьи 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе).
— Никаких оснований требовать какие-то дополнительные средства у «ТГСП Поковки» не было, руководство ЮЗМЗ полностью исполнило все свои обязательства, — подчеркнул источник НГС. — Тем не менее с них потребовали еще 13 миллионов. Встречу назначили дома у Степакина и сразу после передачи денег были задержаны.
НГС также связался с директором ООО «ЮЗМЗ» Александром Соломкиным, однако тот заявил, что «во-первых, находится далеко, а во-вторых, ничего не знает», и положил трубку.
Если вина коммерсантов будет доказана, Николаю Степакину и Сергею Рылю грозит от семи до двенадцати лет в колонии со штрафом до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа. Олегу Ударцеву как предполагаемому посреднику светит чуть более мягкое наказание — от трех до семи лет лишения свободы со штрафом до сорокакратной суммы подкупа.
«Доверитель рассматривает это как провокацию»: версия защиты
Со стороны обвиняемых ситуация выглядит иначе. По мнению адвоката Николая Степакина Юрия Заковряшина, вопреки официальной информации петербуржцы просто не хотели платить новосибирцам, хотя были должны, и не намеревались этого делать.
По версии защиты, из-за ненадлежащего исполнения предыдущего договора у петербургского предприятия возникли перед ООО «ТГСП Поковка» финансовые обязательства, и 13 миллионов рублей были суммой, о которой договорились обе стороны.
— Вторая сторона (ООО «ЮЗМЗ». — Прим. ред.) просто воспользовалась ситуацией и пригласила на встречу сотрудников правоохранительных органов. Они вручили ненастоящие деньги взамен настоящих подписанных документов. <…> Это обычная гражданско-правовая сделка, одна из сторон которой поступила недобросовестно, — рассказал Юрий Заковряшин НГС. — Николай Андреевич не согласен с предъявленным обвинением и в принципе с ситуацией: для начала он просто не имеет отношения к деятельности этого юридического лица. Представитель завода [ЮЗМЗ] почему-то очень захотел приехать именно к нему домой. <…> На самом деле Николай Андреевич расценивает эту ситуацию исключительно как провокацию.
На вопрос, связана ли эта гипотетическая провокация с уголовным делом «Тяжстанкогидропресса», в котором Николай Степакин также фигурирует в качестве обвиняемого, адвокат ответил уклончиво:
— Я не готов сейчас говорить, связывает ли Николай Андреевич эту ситуацию с «Тяжстанкогидропрессом». Насколько я понимаю, он точно ее связывает с тем, что контрагент действует недобросовестно. Он создал ситуацию, в которой, во-первых, [можно] получить подписанные документы, а во-вторых, отстранить [ООО «ТСГП Поковка»], скажем так, физически от участия в гражданских спорах. Именно это и произошло, — ответил он.
Не первое дело
Между тем слухи о том, что новое уголовное дело связано с заводом «Тяжстанкогидропресс», который периодически пытаются обанкротить, по городу уже поползли — об этом вскользь упомянули два источника журналистов НГС.
В 2018 году компания Степакина ООО «СМЦ „Стиллайн“» выкупила акции «Тяжстанкогидропресса», а спустя некоторое время у завода-тяжеловеса начались проблемы. Сначала в 2020 году штат предприятия начали сокращать, сотрудникам перестали выплачивать зарплату, а в 2022 году правоохранители связали эти факты с деятельностью давно уже бывшего гендиректора и основного акционера завода Николая Степакина и его предшественника Виктора Арановского.
— В период с 2016 по 2020 год указанные лица без ведома акционеров и членов совета директоров завода организовали заключение сделок, направленных на отчуждение имущества предприятия по заведомо заниженной стоимости, — комментировали возбужденное дело об особо крупном мошенничестве в 2022 году в областном управлении ФСБ. — Были проданы здание, земельный участок, оборудование и 100% доли уставного капитала одной из принадлежащих «Тяжстанкогидропрессу» сельскохозяйственных компаний на общую сумму более 200 миллионов рублей.
При этом сторона защиты полагала, что Арановский и Степакин столкнулись с рейдерским захватом предприятия и сами стали жертвами грандиозной криминальной схемы. Подробно историю о том, как распродавали по кусочкам завод-гигант, разбирал в 2023 году криминальный журналист НГС Павел Тиунов.
По данным сервиса Rusprofile, начиная с 2021 года как сам «Тяжстанкогидропресс», так и его кредиторы регулярно обращались в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом, однако по сей день процедура не начата, а по сравнению с 2022 годом завод показал заметный рост как выручки, так и прибыли. Также по данным сервиса, в конце 2023 года (более свежей информации нет) ПАО «Тяжстанкогидропресс» заработал 224 миллиона рублей, а его чистая прибыль составила 24 миллиона рублей.
Николая Степакина сначала отправили под домашний арест, потом заключили в СИЗО, когда он нарушил условия и пообщался со свидетелями по делу. Позже его отпустили под запрет определенных действий — как выяснилось позже, едва на полгода.
Также почитайте расследование НГС о том, как Новосибирск теряет завод «Сибэлектротерм».