Сразу в нескольких регионах после проверок Роспотребнадзора была приостановлена работа магазинов сетей «Светофор» и «Маяк», принадлежащих группе компаний «Торгсервис». Претензии к этим магазинами были давно, но сейчас, похоже, за них взялись всерьез. И дело тут не только в нарушениях. Обозреватель НГС посетил несколько торговых точек, чтобы посмотреть, как там дела и познакомился со свежими отзывами покупателей.
Что случилось
Проверки сетей «Светофор» и «Маяк» проводили и ранее (от «Светофора» они отличаются большим размером и большей долей непродовольственных товаров). Например, в 2023 году московский Роспотребнадзор сообщал о том, что более 50% образцов, взятых для анализа в магазинах сети «Светофор», «не отвечали обязательным требованиям по микробиологическим, физико-химическим показателям, по показателям идентификации (фальсификации)». Тогда, впрочем, дело обошлось предупреждениями.
Сейчас за торговую сеть взялись, по всей видимости, уже серьезно. По информации «Известий», внеплановые проверки инициированы не самим Роспотребнадзором, а чуть ли не лично вице-премьером Денисом Мантуровым. Чуть раньше, в декабре, об этом попросил депутат Госдумы Сергей Лисовский, мотивируя многочисленными нарушениями. В нескольких регионах работа магазинов уже приостановлена.
Как идут дела у «Светофора» в Новосибирске
Новосибирские магазины сети пока работают в обычном режиме. Известно только об одной торговой точке на Зорге, 197, которая в конце декабря на несколько дней приостанавливала работу, но уже снова открыта.
Сейчас в базе 2ГИС в Новосибирске имеется 34 магазина «Светофор» и 9 гипермаркетов «Маяк». Обеими сетями управляет ООО «Торгсервис 54».
В последние годы сама сеть «Светофор» в Новосибирске стагнирует, количество магазинов не меняется с середины 2023 года, а до этого и вовсе снижалось. Максимального развития сеть достигла в первой половине 2022 года, когда в городе и окрестностях работали 40 «Светофоров». А вот «Маяков» в прошлом году стало больше на два гипермаркета.
Финансовых результатов 2024 года пока нет, но в 2023 году «Торгсервис 54» уронил выручку на 11% — при том, что у всех крупных сетей она росла. Всего новосибирцы и жители области потратили в магазинах компании тогда 7,2 миллиарда рублей, что, впрочем, принесло владельцам лишь 131,5 миллиона рублей чистой прибыли.
Большая часть магазинов расположена на окраине и в промзонах, куда люди едут или идут пешком специально. Как правило, компания использует уже готовые невостребованные другими арендаторами помещения: склады, цеха, подвалы и т. д. При этом внутри часто делают лишь косметический ремонт — покупателя встречают бетонный пол, крашеные стены и неяркое освещение.
В последнее время, правда, компания начала чуть более тщательно относиться хотя бы к внешнему оформлению торговых точек. Если раньше дело ограничивалось вывеской, напечатанной на банере, то сейчас у части магазинов здания обшивают черным сайдингом, а вывески делают объемными.
Посетители чаще всего жалуются на специфическую атмосферу в магазинах, неприятные запахи, а также просроченные или испорченные товары. Кристина Молочкова, например, в отзыве от января 2025 года утверждает, что в новом магазине на проезде Энергетиков обнаружила коробку с конфетами производства 2023 года, при том, что срок их хранения — всего восемь месяцев. Денис Спартак в ноябре 2024 года пожаловался на то, что в магазине на Пролетарской «купил сгущёнку, а по факту банку с плесенью». Лариса Двинянникова в отзыве в середине декабря возмутилась, что в купленных в магазине на Выборной морепродуктах почувствовала запах тухлятины, а срок годности продукта «закончился ещё в октябре».
И подобные жалобы можно найти в отношении практически каждого магазина только за последние три месяца.
Что в магазинах сейчас
Для того чтобы посмотреть, как дела в магазинах сети сейчас, обозреватель НГС выбрал торговые точки, которые формально не слишком удалены от центра: дискаунтер на Пролетарской, 165/1 и на Дуси Ковальчук, 89. Первый расположен на той части улицы, где уже заканчивается многоэтажная жилая застройка и начинается частный сектор. Второй — на оживленной улице в подвале девятиэтажки.
Внутри магазин представляет собой обычный для этой сети лабиринт из товаров в промышленных упаковках на паллетах. Выборочное знакомство со сроками годности товаров просрочки не выявило. Правда, некоторые банки с консервированным борщом выглядели так, что лучше, наверное, их не покупать
В «Светофорах», впрочем, есть целая группа товаров, определить срок годности которых для покупателя довольно проблематично. Неупакованные куски мяса здесь просто выложены на картон. Замороженная мойва лежит в большом пакете без опознавательных знаков. Большие белёсые куски в морозильнике можно идентифицировать как куриные грудки, только ознакомившись с наклеенными на стене многочисленными ценниками.
Цены действительно низкие: курятина тушками, например, стоит 119,9 рубля. Для сравнения, курятина минимальной цены под брендом «Каждый день» в «Ашане» стоит сейчас 185 рублей за килограмм, и эта цена называется «социальной». Тушки в «Светофоре», впрочем, явно меньше и куда более «стройные»: в одной нет и килограмма.
Мандарины тоже удается распознать не сразу — у них странный окрас. А если присмотреться поближе, то на многих плодах видны пятнышки плесени. Цена, впрочем, ощутимо ниже, чем где-либо — 113,4 рубля. Но какая часть фруктов окажется в итоге съедобной, можно будет узнать, только купив их и начав чистить.
Нужно заметить, что в сети, похоже, исчезло сливочное масло якобы без добавления растительных жиров по цене, в разы меньше обычной. Два года назад пачка весом 175 граммов здесь стоила меньше 30 рублей (то есть 171 рубль за килограмм). Обычная цена стандартной пачки весом 180 граммов тогда редко опускалась ниже 130 рублей.
Сейчас единственное сливочное масло от «Томского молока» в «Светофоре» стоит 243 рубля за пачку весом 180 граммов. Что уже сложно считать какой-то особенно низкой ценой: в больших сетях сливочное масло под собственными брендами может стоить даже дешевле 200 рублей.
Но вопросы к тому, из чего произведены некоторые продукты, остаются. Колбаса «Докторская» под маркой «Дюжий двор» (произведена ООО «МПК „Атяшевский“», чью продукцию чаще всего можно встретить в магазинах под маркой «Атяшево») помечена на упаковке как «изделие категории А» и сделана из свинины и говядины. Это значит, что свинины и говядины в ней должно быть не меньше 60%.
При текущих ценах розничная цена только мясного сырья для колбасы такой категории должна быть не меньше 300 рублей за килограмм. Это без учета стоимости меланжа (яичный порошок), молока, пряностей, производственных издержек, прибыли производителя и наценки магазина.
Но в «Светофоре» эта колбаса стоит всего 302 рубля 70 копеек за палку весом 1,3 килограмма, то есть меньше 233 рублей за килограмм. Либо производитель и магазин продают этот продукт в убыток, либо с составом что-то не то.
То, что «Дюжий двор» имеет отношение к Атяшевскому мясокомбинату, можно понять, только прочитав мелкие буквы на обороте. Другие производители предлагают компромиссный вариант.
Например, марка «Сыробогатов», которую можно встретить во многих обычных сетях, здесь присутствует в альтернативном варианте «Сыробогатов Family». Просто упаковка сыра «Янтарь» обычного «Сыробагатова» весом 400 граммов стоит в «Мегамаркете» 230 рублей, а такая же по оформлению упаковка с добавлением слова Family в «Светофоре» — меньше 167 рублей, то есть дешевле почти на треть.
Некоторые производители не считают нужным придумывать для «Светофора» какие-то отдельные марки. Колбаса «Докторская» от «Торговой площади» (тоже продукт категории А) здесь стоит 275 рублей за палку весом 750 грамма (366 рублей за килограмм). При этом колбасу с таким же названием и дизайном той же «Торговой площади», но уже стандартного размера 450 граммов, в «Мегамаркете» можно купить минимум за 289 рублей (642 рубля за килограмм) — почти в два раза дороже.
Даже если представить, что «Торговой площади» как-то удается производить «Докторскую» категории А так, что её можно продавать фактически по цене сырья, непонятно, почему таким продуктом до сих пор не воспользовались более крупные сети.
Есть в «Светофорах» и товары-«обманки», чье название напоминает какой-то известный бренд, но не имеет к нему никакого отношения. И стоит, разумеется, значительно дешевле.
В 2023 году, например, НГС обнаружил в магазинах сети стиральный порошок под названием «Loтoc» от Новосибирского завода бытовой химии. При этом на сайте самого завода имелся (и сейчас есть) только порошок «Лотос новый», который можно встретить в других сетях, но уже ощутимо дороже.
Сегодня здесь можно купить гель для стирки APREL, название и написание которого может напомнить другой созвучный бренд. Ёмкость 3,3 литра стоит всего 241 рубль — при том, что цены на средства под собственной маркой, вроде «Каждый день», начинаются от 100 рублей за литр в самой дешевой упаковке.
1000 мелочей «Светофора»
В сети «Маяк», которую со «Светофором» роднит один владелец, почти половина площади отдана непродовольственным товарам. В зависимости от размеров помещения и конкурентного окружения, эти товары могут быть довольно активно представлены и в «Светофорах». В магазине на Пролетарской, например, можно встретить самые неожиданные товары: гигантский пластиковый самосвал, мужские полуботинки за 357 рублей 40 копеек, колонку для караоке, электромультиварку или большого плюшевого дельфина.
Причём внешне это выглядит не как стандартизированные полки магазина крупной сети, а, скорее, как внутренность склада с отчасти случайным набором товаров. Приехав в другой магазин сети, вы вполне можете не обнаружить там доброй половины из них.
Это привлекает в магазины сети отдельный поток покупателей, которым может понадобиться какая-то вещь в хозяйстве, но ее престиж и долговечность не имеют для них особого значения. Тогда как цена может быть ощутимо меньше, чем в специализированных магазинах.
Почему за «Светофор» взялись именно сейчас
Независимый эксперт по ретейлу, консультант поставщиков Михаил Лачугин считает, что одной из причин начала проверок сети стал «специфический характер работы с поставщиками» и состояние магазинов, которое давно вызывало вопросы. То есть вполне возможно, что речь идет о ситуации, когда накопившиеся претензии дошли до определённого уровня, после которого не реагировать было уже сложно.
Стоит заметить, что начало массовых проверок «Светофора» совпало с запуском проекта «Чижикеа», суть которого состоит в расширении выбора непродовольственных товаров в активно растущей сети «Чижик». «Светофор» и «Маяк» с их низкими ценами и большим (пусть и хаотичным) выбором товаров для дома выглядит для «Чижика» самым заметным конкурентом.
Сами ретейлеры в разговорах «не под запись» сетуют на то, что «Светофор» играет «не по правилам». В его магазинах можно было встретить товары под таким же брендом (или очень похожие), что и в крупных сетях типа «Магнита», «Пятерочки», «Ленты» и т. д., но с существенно более низкой ценой. Достичь такой разницы можно было только изменением рецептуры.
Пока крупные игроки не занимались активным развитием дискаунтеров, «Светофор» с его специфическим форматом можно было не замечать. Но сейчас X5 Group весьма активно развивают свою сеть «Чижик», попытки работать в этом направлении делает и «Магнит». А модель дискаунтера основана на том, чтобы предлагать минимальную постоянную цену для базовых товаров. И конкурент, в магазинах которого товар внешне такого же типа может продаваться дешевле на 20–30%, мягко говоря, никому не нужен.
В лоббистских возможностях компаний с чистой прибылью, измеряющейся десятками миллиардов рублей, можно не сомневаться. И если есть шанс конкурента с рынка убрать, то грех им не воспользоваться. Тем более, что претензии к «Светофору», судя по всему, обоснованы.
То, что конкуренция на рынке продуктового ритейла ужесточается, видно и из материала по итогам 2024 года в новосибирской торговле, который подготовил в середине января обозреватель НГС Стас Соколов.