![«Обувь России» объявила дефолт и закрыла каждый десятый магазин — что происходит с обувным гигантом Миньоны не спасли «Обувь России» от дефолта | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/95/98/2d/95982d51088a71294ec461a41bf9ce47/656x438_1:5593_f6d40b3f9345e66a7648638335346f5f@3000x2000_0xlfWxQurx_1883866373189904402.jpg.webp)
Крупный российский обувной ритейлер «Обувь России» испытывает серьезные сложности. Созданная в Новосибирске группа компаний объявила дефолт по облигациям, а сейчас его сотрудники жалуются на задержки зарплат и начинают подыскивать новую работу. В группе признают некоторые сложности, но намерены вернуть бизнесу былой успех. Что происходит — в материале обозревателя НГС Стаса Соколова.
OR GROUP (ранее — «Обувь России») входит в число лидеров в обувном ритейле, уступая по числу магазинов только Kari. Группа представлена более чем в 300 городах России, в ней работают более 4 тысяч человек. Ей принадлежат такие бренды, как Westfalika (массовая повседневная обувь — производство на сторонних предприятиях), «Пешеход» (обувной дискаунтер), Rossita, Lizette (женская молодежная обувь), Emilia Estra (аксессуары), S-TEP (обувь собственного производства на литьевой подошве), all.go (летняя легкая обувь), PIONEER (обувь для экстремальных условий).
Основным учредителем всех этих предприятий выступает ПАО «ОР Групп» — 50% акций принадлежат Антону Титову. Остальное предположительно обращается на рынке. Уставной капитал «ОР Групп», по данным «Контур.Фокус», составляет 11,3 миллиарда рублей. В 2020 году ПАО показало чистый убыток в размере 31,6 миллиона рублей.
Дефолт и долги по зарплате
В редакцию НГС за последнее время обратилось несколько сотрудников компании «Обувь России» и работающей с ней фирмы с жалобами на задержки зарплат и других выплат. Один сотрудник утверждал, что сотрудники обувной фабрики в Бердске с начала года не получают полную зарплату. Другой — что задержка не превышала одной недели. Сотрудник предприятия-поставщика также говорил о задержках, дополнительно сообщая и о задолженности со стороны «ОР» перед его фирмой.
Никаких документов, подтверждающих данные о задержках, источниками редакции предоставлены не были. А в самой группе компаний «Обувь России» на запрос НГС ответили, что «в настоящее время задолженность по заработной плате со стороны компании перед сотрудниками отсутствует».
![В компании опровергают наличие задержек по зарплате | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/04/1a/61/041a611da29d4598294148be6cdc4cad/656x438_1:5593_e7146adee8b06e48840f1d95b81a2deb@3000x2000_0xfSHvvxSF_8888510819886069131.jpg.webp)
При этом «Обувь России» действительно испытывает сложности. В январе группа объявила дефолт по своим облигациями одной серии — сейчас у «ОР» не погашенных облигаций почти на 600 миллионов рублей по номиналу. В компании это не отрицают, однако отмечают, что дефолт затронул только один выпуск облигаций, обладателем 99% которого является единственный инвестор — «Промсвязьбанк» («ПСБ»). То есть по сути речь идет о банковском кредите, который был технически оформлен как заем. «ОР» вела с «ПСБ» переговоры по реструктуризации этого долга, достигнуть устраивающей обе стороны схемы пока не удалось. С одной стороны, дефолт, конечно, осложняет дальнейшие заимствования. С другой — требовать возвращения своих вложений по суду обладателю облигаций куда сложнее, чем обычному кредитору.
— По другим выпускам дефолта нет, группа в плановом режиме осуществляет выплаты по всем рыночным выпускам облигаций. Так, с начала текущего года были выплачены купонные доходы по выпускам облигаций в общем объеме более 85 миллионов рублей. На данный момент в обращении на Московской бирже находится 8 торгующихся выпусков облигаций, общий объем в обращении с учетом прошедших оферт и амортизаций составляет 4,75 миллиарда рублей. Основными банками-кредиторами группы являются ВТБ, Сбербанк и «Промсвязьбанк», — отметили в компании.
Прибыли нет, обороты падают
Судя по финансовой отчетности из «Контур.Фокус», сложности у новосибирского гиганта начались в 2020 году. Так, основная операционная компания группы ООО «Обувь России» впервые за последние пять лет показала чистый убыток более 40 миллионов рублей при выручке в 7,3 миллиарда. При этом сам оборот просел по сравнению с предыдущим годом не принципиально — на 2%. У основного производственного предприятия группы — ООО «Фабрика С-ТЕП» — ситуация была не лучше. При выручке в 239,4 миллиона рублей (падение на 33%) предприятие получило чистый убыток в 57,7 миллиона.
Официальные итоги 2021 года пока не подведены, но, судя по операционным результатам, объем консолидированной неаудированной выручки группы за 2021 год уменьшился еще на 21%, прогнозируют в компании.
Из магазинов в онлайн
Одной из основных причин проблем последних двух лет в компании называют общее сокращение продаж в обычной рознице. Сильнее всего это было заметно в 2020 году вовремя антиковидных ограничений, когда десятки магазинов в ТЦ просто перестали работать, а в оставшихся формально открытыми резко упала посещаемость, потому что покупатели старались в принципе меньше бывать в людных местах. Другим глобальным явлением стало смещение продаж из традиционной розницы в онлайн, которое отмечают все участники рынка.
![За четыре месяца «ОР» закрыла каждый десятый магазин своей розничной сети | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/40/6c/a1/406ca1baf6dd0c59a765734a79758456/656x438_1:5593_7e0a50a45098cf43aaeed4464373d475@3000x2000_0x4KqpTEqJ_7444833944212981739.jpg.webp)
В 2021 году «Обувь России» вынуждена была закрыть порядка 10% торговых точек — прежде всего те, что располагались в ТЦ. Основная волна этих закрытий пришлась на четвертый квартал прошлого года. Так, в сентябре 2021-го у компании было порядка 800 магазинов, а уже к середине февраля 2022 года их осталось 727. Для сравнения: еще осенью 2019 года под брендами OR Group работали порядка 870 торговых точек.
При этом в группе компаний отмечают, что выручка собственного маркетплейса Westfalika в 2021 году выросла почти на 60%.
Будущее в «Обуви России» видят в превращении магазинов в сервисные пункты, где собственно полки с товаром будут играть скорее роль шоурума, а основная деятельность будет связана выдачей купленных онлайн товаров. Для этого в январе 2022 года компания начала работать с «Яндекс.Маркетом», а в прошлом году онлайн-витрины группы появились на Wildberries и Ozon.
Магазины не в тренде
OR Group — не единственная компания отрасли, которая сейчас испытывает сложности. Бренд женской одежды BIZZARRO в феврале закрыл последний фирменный магазин — его создатель и владелец Валерий Зеленов также планирует развивать его дальше за счет онлайн-продаж. В середине февраля Сбер подал заявление в Арбитражный суд Москвы о банкротстве структур ООО «Паоло конте» (выпускает и продает обувь под брендом Paolo Conte), задолженность которого превышает 1 миллиард рублей.
![В сети Westfalika немного переусердствовали с расширением ассортимента | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/17/e3/a217e356ff2cb75e5097b954e813df59/656x492_1:5593_08841a9163ebd10323cafc387621aef6@2750x2062_0xVHCK4RdO_6777245012211262487.jpg.webp)
Исполнительный директор Discovery Research Group Илья Ломакин считает, что тенденция сокращения магазинов и ухода в онлайн характерна сейчас для всех участников рынка.
— «Живые» торговые точки уже не так нужны. Упала даже сама посещаемость ТЦ, торговля уходит в онлайн, — считает Ломакин.
В компании «Infoline-Аналитика» скептически относятся к перспективам развития собственного маркетплейса группы (Westfalika), так как подобные площадки не смогут никогда конкурировать с крупнейшими мультикатегорийными, вроде Wildberries, Ozon или AliExpress.
![Часть магазинов Westfalika стали походить на сельские универмаги | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/69/43/5a6943d5a26df34f265e43c1c3ec5745/656x492_1:5593_7eaa3f1f7ee418f82f26e5a3031edb9d@2750x2062_0x0cKcF7tp_4061331683187338114.jpg.webp)
Прошлой осенью обозреватель НГС посетил фабрику «Обуви России» в Бердске. Как работает предприятие, которое пытается конкурировать с ЕССО и LOWA, можно посмотреть в фоторепортаже с предприятия.