Как вы думаете, какой автомобиль был первым советским внедорожником? Нет, не «Нива». Это был военный ГАЗ-64, выпускавшийся с 1941 по 1943 годы. Подобных машин выпустили не больше тысячи штук, сейчас они очень редки. Один такой «козлик» (именно так автомобиль называют в народе) находится в Новосибирске. Он на ходу, отреставрирован до заводского состояния и выставляется в музее. Подробнее о первом джипе СССР — в нашем репортаже.
ГАЗ-64 — машина первых военных лет. Ее начали разрабатывать в начале 41-го года и уже к концу лета успели наладить серийное производство. Автомобиль поступил на фронт, он возил и офицеров, и бойцов пехоты, тягал 45-миллиметровые противотанковые пушки. Прообразом, конечно, стала американская разработка, на основе которой позднее был сделан легендарный Willys.
— Ее разрабатывали еще до войны, а в 1941 году провели первые испытания и уже с начала войны эту машину запустили в серию. С 41 по 43-й было выпущено всего 760 экземпляров. За основу у этой машины был взят ГАЗ-61, но понятно, что просматриваются деталировки «Виллиса». Ford нам поставил завод, за основу бралось «фордовское», — рассказывает Владимир Курдюмов, руководитель музея «Галерея времени».
Полный привод, клиренс 21 сантиметр, длина 3,3 метра, масса 1,2 тонны. Отличная проходимость, простота, надежность — всё бы ничего. Но вот колея у автомобиля оказалась узковатой (задняя 1245 мм, передняя 1278 мм), пришлось переделывать конструкцию.
— В 43-м году решили прекратить выпуск ГАЗ-64 и перейти на ГАЗ-67, у которого колея была на 18 сантиметров шире. Это сделали, потому что на наших выяснилось, что он неустойчивый. Автомобиль мог перевернуться, лечь на бок. При узкой колее было очень трудно ехать за машинами, у которых была более широкая колея. За счет увеличения колеи ГАЗ стал проходить там же, где проходят грузовые машины.
Этот экземпляр нашли в Наро-Фоминске, он находился в плачевном состоянии. Машину перевезли в Новосибирск и начали реставрацию, которая продлилась 1,5 года.
— Сначала нашли основную часть — половину рамы, частично ходовую, частично кузов. В дальнейшем мы машину укомплектовали через интернет. Покупали запчасти во Владивостоке, Екатеринбурге, Москве, Питере... Старались брать оригинальные запчасти 40-х годов. Их сейчас очень много раскапывают. Вот, например, недавно в болотах нашли ГАЗ-67. Такие машины частично и идут на запчасти.
— 43-й год изменил же только колею, а все остальные запчасти подходят от ГАЗ-67, они взаимозаменяемые были. Так сделали специально, чтобы, если одна машина сломалась, а вторую надо было подремонтировать, то с другой можно было снять запчасти.
ГАЗ-64 оснащался 3,3-литровым двигателем мощностью 50 л.с. Четыре цилиндра, чугунный блок, жидкостное охлаждение, карбюратор.
— Один двигатель пришел с этой машиной, а второй двигатель такого же плана мы купили в интернете. Оба двигателя продефектовались, и из двух мы собрали один. Заменили крышку трамблера, провода, новые свечи, в карбюраторе иголки, фильтрующие элементы. Обкатали на станке, сначала на холодную 4 дня. После того как все детали притерлись, тогда двигатель заводят на горячую — еще 1,5 часа.
— Очень много пришлось делать по кузову, потому что металл практически стал фольгой. Из-за коррозии элементы остались только частично. Рама — нет, она же толстая, 4-миллиметровый металл, стал сейчас 2,5, ну, это нормально, мы же на ней на ралли не участвуем.
— Искали кузовные детали, но не оригинальные, потому что оригинальных нет. Искали, кто изготавливает, брали детали, делали доработку и сборку.
— С покрышками проблема была, таких не так много. От ГАЗ-67 мы нашли где-то на складах. Покрышки тех годов, может, чуть позже, 48–49 год. Резина уже вся в трещинках, на ней кататься нельзя, она развалится.
— У него механика 3 ступени, у него блокировки есть. Передний мост подключается, раздатка, два кардана — передний и задний, есть пониженная. Межколесных блокировок нет, у него дифференциалы стоят.
Салон, если можно так сказать, — максимально спартанский. Втиснуться в него современному человеку затруднительно — раньше люди были меньше.
Дверей нет — просто проемы, закрываемые брезентом. Два сиденья впереди, два места сзади. Еще два человека могли сесть на полки задних крыльев.
Рулевое колесо (оригинальное), три педали, рычаги управления трансмиссией, ручник, приборы — вот и всё, что есть в салоне. Никаких тебе печек и прочих излишеств — зимой ездили в тулупах да валенках.
На лобовом стекле со стороны водителя — единственный стеклоочиститель. Он с ручным приводом, но есть возможность автоматической работы очистителя — от двигателя подходит вакуумная трубка.
Вот таким он был, первый советский джип. Именно нужды армии стали причиной появления нового типа легкового автомобиля — высокого, с повышенной проходимостью, с полным приводом. И сейчас, спустя почти 80 лет, мы всё больше и больше переходим на кроссоверы и внедорожники.
— Мы его до того, пока не было музея, регулярно возили на выставки. Каждый год на протяжении 5 лет. Сейчас уже стоит в музее.
Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу «Буратино» — в СССР экономили на металле.
А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.
Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.
Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии — полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.
Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.