![«Ехала как первая леди!» Смотрим на элитную советскую «Чайку» ГАЗ-13 и переносимся в 1970-е годы Сходу и не определишь, какой год на дворе. Семидесятые или 2020-й? | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/5d/2d/8a5d2d85807842cf310328f2fe67e000/656x438_1:5593_3b976084c55207aa1b142f227c84f3e7@3000x2000_0xUsputoY3_5332991500107697440.jpg.webp)
В прошлом выпуске рубрики про необычные новосибирские автомобили мы рассказывали о «Волге» ГАЗ-21, восстановленной до идеального заводского состояния. А сегодня Дмитрий Косенко покажет вам роскошную советскую «Чайку» ГАЗ-13, приспособленную для постоянной эксплуатации в современных городских условиях. Зачем на авто поставили тойотовский двигатель V8 и каковы ощущения от езды на машине партийной элиты СССР? Сейчас всё расскажем.
![Машина выпускалась с 1959 года | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/22/b0/6e/22b06e1c8d0bcebe0be83dc6ffa1c3b4/656x438_1:5593_41807f24c1f919334d1d037bd2005b38@3000x2000_0xvmhe6lVP_4606386315687501063.jpg.webp)
«Чайка» ГАЗ-13 появилась в самом конце 50-х и выпускалась до 1981 года, всего было сделано чуть более трех тысяч машин. Это высший представительский класс — использовалась «Чайка» в основном для перевозки партийной номенклатуры и выдающихся деятелей.
![Такие машины сейчас большая редкость на дорогах нашей страны | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/28/f5/96/28f596b426c919d591ce4f68c9633093/656x438_1:5593_69e998ce48ad682eea2245d7cece6f21@3000x2000_0xAM1ttLBi_3786779427635322061.jpg.webp)
«Чайка» оснащалась 5,5-литровым двигателем V8 и 3-ступенчатым автоматом, который управлялся кнопками на передней панели. Эта конкретная «Чайка» 1970 года выпуска дошла до наших дней уже с другими агрегатами.
![Машину нашли в частной коллекции | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/56/a2/33/56a233fe7a8e843ae2e56d44fcfa6ad9/656x438_1:5593_eba424c8853df236ec8fce9454dd8ea1@3000x2000_0xq2jm5AFy_4977829246327041873.jpg.webp)
— Автомобиль был куплен из частной коллекции. Машина эксплуатировалась, была перекрашена в белый цвет, люк был врезан. На момент покупки авто оказалось в плачевном состоянии, ехало еле-еле, стоял родной двигатель с завода и родная коробка-автомат, — рассказывает Кирилл, сотрудник музея «Ретро 54».
![Двигатель заменили на современный | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/6a/0e/d76a0ee02b1134d208544129509cfdd9/656x438_1:5593_12cd319bdca68580d4b121c88695223d@3000x2000_0xZWLxRNn6_3444232583882815597.jpg.webp)
— Мы в 2018 году забрали этот автомобиль и купили сюда полный свап-комплект от «Тойоты-Цельсиор»: коробку, двигатель 1UZ-FE 8-цилиндровый, 4 литра, мощность 280 сил. Коробка-автомат 5-ступенчатая. Двигатель сюда влез без проблем, и еще много места осталось, сюда и V12 влезет. В СССР место не экономили.
![Кузов и подвеску не трогали | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/07/b4/6a/07b46af892ac6b6fcdeb7449bc69ac59/656x438_1:5593_ae49a0308c9ba5e499513cb41d1ec30e@3000x2000_0xR1kDwTuC_9447501359766070579.jpg.webp)
— По подвеске осталось всё родное, единственное, мы переварили подрамник, чтобы двигатель более или менее ровно встал. Мост, кардан — всё родное осталось. По кузову ничего не переваривали, не перекрашивали. Тормоза родные, барабанные.
![Салон — настоящее ретро. Именно так он выглядел в советские годы | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/0f/d3/ea0fd37867dcf0fee184aa5286a36d11/656x438_1:5593_d342edfe8ff62c67ee41fc8d137904dd@3000x2000_0x69ykAJ7L_0847011412662630070.jpg.webp)
— Полностью отреставрировали салон, сняли старые тряпки обивки и сшили всё под оригинал, коричнево-бежевый салон. На материалах не экономили, старались делать, чтобы выглядело всё качественно.
![Задние места и столик | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/da/8f/f3da8f4d94fa15f343904efa10ae216b/656x438_1:5593_7aa58afe7eeb499bab416b3de306a7ef@3000x2000_0xMqGUZz0M_2028736818158934194.jpg.webp)
— Дооснастили салон столиком для молодоженов, так как автомобиль эксплуатируется на свадьбах, на фотосессиях.
![Машина перекрашена в белый | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/d9/e1/4dd9e192cc8fb85b0c30862955178db7/656x438_1:5593_51a5c6fd63c8ffb0e2dd59ae3bb14d7f@3000x2000_0xuHmAlq3X_5065552586816729130.jpg.webp)
— С завода автомобиль выходил только в черном цвете, поэтому предыдущий владелец перекрасил его в белый. Единственный автомобиль, который выпускался в белом цвете, был выдан Валентине Терешковой, первой женщине-космонавту. Для нее по спецзаказу сделали белую «Чайку», и то она была не в частной собственности, а просто во владении. То есть Терешкова могла на ней перемещаться, но не могла никому дарить либо продавать.
![Автомобиль сейчас редко используют для частных поездок. Чаще всего его арендуют под свадьбы и фотосессии | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/23/07/3b/23073b019d0f7210f9b70f0b3d440a3b/656x438_1:5593_38ecf4498e1a265c3372d7807bc5d0af@3000x2000_0xaqAbK5oZ_6287886303544656742.jpg.webp)
Длина «Чайки» — 5,6 метра, ширина — 2 метра, масса — 2,1 тонны. Когда заходишь (именно заходишь) в эту машину, поражаешься ее монументальности, простору, размаху. Вот она, советская роскошь полувековой давности. Места здесь больше, чем в современном Mercedes-Maybach, ей-богу.
![Выхлоп, встроенный в бампер | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/ac/25/7dac251d44672a1a98684176070ebb28/656x438_1:5593_3bcbb69ec461bd1b89261b2094d7df56@3000x2000_0xHGeKbLSP_2134849924324253219.jpg.webp)
Огромные задние фонари-плавники, двойной выхлоп, встроенный в нижнюю часть хромированного бампера — шик, да и только.
![А вы хотели бы прокатиться в таком автомобиле? | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/67/f4/ca67f4a39e11d27d8671a987066b4697/656x438_1:5593_74f2dfd450259fb2317579dc1993d81d@3000x2000_0x9Xs1oNWp_9197898548756832659.jpg.webp)
— Ехала как первая леди! — делится впечатлениями Наталья, которая младше этой машины на много-много лет.
![«Чайка» не продавалась в магазинах | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/c1/aa/9cc1aa435ac1841c42738b712a3cf7d8/656x438_1:5593_c999a75e61e90168372cc4c110bdad81@3000x2000_0xft1aiO26_8394973060156354015.jpg.webp)
«Чайка» действительно была для первых леди и первых джентльменов Советского Союза. И никогда не выставлялась в советских автомагазинах.
![Современные цены — от 4 до 40 миллионов рублей | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/1c/06/e51c060baaaddd3e53a6f88a67383ce6/656x438_1:5593_6084e21220bbb42f4bef9a25d4975b50@3000x2000_0x9itfqfAf_1054333148803398884.jpg.webp)
— В советское время «Чайки» были автомобилями спецгаража, перевозили на них важных лиц. В частные руки они никогда не попадали, на машину никогда не было установлено какой-то цены. Сейчас цены варьируются от 4 миллионов до баснословных 40 миллионов рублей, — говорит Кирилл, сотрудник музея.
![Машины работали и в спецбольницах | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/0e/f6/c30ef663d28d495cd6002c0e89476896/656x438_1:5593_f8d42eb2cb9a0d7ad19f310ca942370a@3000x2000_0xWEitZxpM_4782655893755802833.jpg.webp)
— Эти автомобили работали еще и в больницах, были переоборудованы — вмещались носилки. Были и катафалки, сзади наращивалась дополнительная часть кузова, чтобы увеличить объем.
![«Чайка» едет 160 км/ч | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/6a/3f/14/6a3f14b598d12cc8b92f1af101e82f96/656x438_1:5593_1c7950d0fd926087cec10363c27fa5c3@3000x2000_0xyLKffHRh_2450507252966963659.jpg.webp)
— В эксплуатации, по сравнению с ЗИМом, чувствуется, что этот автомобиль на голову выше, с обзорностью нет никаких проблем. По дороге машина более информативна. Максимальная скорость по тем временам у нее была 160 км/ч, мы один раз по трассе разгонялись 160 уже на этом двигателе, ну едет она довольно уверенно за счет веса.
![Кочки на автомобиле практически не чувствуются | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/a5/99/d7a5994a16e9c836c60b99620e955ad1/656x438_1:5593_af0761ac608805332e21f3c4c219c1d8@3000x2000_0x07jMM3lA_7929935529749355182.jpg.webp)
— Это лимузин, идет мягко, «лежачих полицейских» проходит вообще спокойно. По сравнению с современными автомобилями представительского класса, тот же Mercedes S-Класс, по мягкости «Чайка» в некоторых случаях даже лучше будет.
![К управлению надо привыкнуть | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/35/98/03/35980376ee0fda1676460dd81612c261/656x438_1:5593_570a07f6de0a03b3494eb0f562ba75ad@3000x2000_0xayebOTkK_1097375972854035191.jpg.webp)
— По управлению это, грубо говоря, баржа, на ней не погонять. Этот автомобиль именно для комфортной езды, здесь не было задачи достичь какой-то большой управляемости. Главное, чтобы пассажиру, который едет сзади, было комфортно. Всё зависит от мастерства водителя, конечно, непривычно, если пересели с маленького автомобиля на этот, будет очень трудно.
![Увидеть такой автомобиль на улице — большая редкость | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/be/fe/adbefef6e1a002a12543b117017c7d23/656x438_1:5593_ff8c9472e2d578a83e5bf311c443bd98@3000x2000_0xmB09VHQq_2540776460917882110.jpg.webp)
— Когда едешь в потоке, все улыбаются, показывают «класс». Автомобиль на самом деле очень редкий, и те люди, у которых есть такие автомобили, на дорогу выезжают очень редко. В движении люди редко могут такой автомобиль увидеть.
На каких еще машинах ездят читатели НГС
Александр катается на мотоцикле «Иж-Юпитер», который достался ему от отца и 33 года простоял в гараже.
Сергей уже 22 года не расстается со своим Mercedes-Benz 230Е в 124-м кузове и планирует уже никогда не продавать его.
Евгений Кириллов восстановил «Москвич-401» 1956 года выпуска — «старичок» разгоняется до 100 км/ч.
Антон приделал на свой Suzuki Carry ковш для расчистки снега и теперь не зависит от дорожников.
Никита ездит на «Мерседесе» 1985 года выпуска, он рассказал, сколько тратит на ремонт. Смотрите на крепкого «немца» здесь.
Мирон Медведев владеет электрокаром Nissan LEAF и экономит на бензине по 10 тысяч рублей в месяц. Обзор машины можно увидеть здесь.