В новосибирском Академгородке задумали новую магистраль, которая протянется от пересечения улиц Демакова и Кутателадзе до улицы Арбузова, а после выйдет на трассу «Академгородок — Кольцово». Проект уже направили на госэкпертизу, но соседи будущей дороги, узнав, что по проекту коммуникации с ее участка перенесут к их домам, оказались неприятно удивлены. Они просят доработать проект и проложить дорогу по другой территории. Подробности — в материале НГС.
Новая магистраль
О том, как именно пройдет новая дорогая от пересечения улиц Демакова и Кутателадзе, жители района узнали недавно. По словам представительницы инициативной группы Елены (имя изменено по ее просьбе), власти планируют построить четырехполосную магистраль 2-го класса, а все коммуникации хотят перенести на угол дома на Демакова, 17.
— Проект нас поверг в ужас. Специалистам в принципе поставили сложную задачу: разместить дорожное полотно в 32 метра на узком пространстве с очень большим количеством коммуникаций, — сказала Елена.
Дорога должна пройти от перекрестка до улицы Арбузова с выходом на трассу «Кольцово-Академгородок», проект разрабатывает компания «ТрансПроект». Организация три года назад выиграла тендер, предложив выполнить работу не за 30, а за 27,2 миллиона рублей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ТрансПроект» образовано в 2008 году. Генеральным директором и учредителем компании является Семен Лобанов. На конец 2023 года выручка организации составила 62,9 миллиона рублей, чистая прибыль — 8,7 миллиона рублей. За все время «ТрансПроект» выиграл 203 контракт на сумму 689 миллионов рублей на разработку документации, авторского надзора и других видов работ, связанных со строительством магистралей.
В целом новая дорога обойдется в 3,3 миллиарда, цитирует издание «Академ info» директора МКУ «Управление дорожного строительства» Александра Губина. По его словам, строительство могут начать в этом году, ориентировочно магистраль возведут за два года.
По проекту, магистраль пройдет от пересечения улиц Демакова и Кутателадзе до улицы Арбузова, а после выйдет на трассу «Кольцово — Академгородок». В Советском районе магистраль пройдет вдоль гаражных кооперативов «Заря» и «Спутник», около жилых домов, промзоны, а также вблизи Южного кладбища. Для двух участков уже зарезервировали земли.
Коммуникации на угол дома
Елена отмечает, что, согласно схеме размещения улицы, расстояние от угла дома на Демакова, 17 до будущего пешеходного тротуара составит примерно 23–27 м. До газопровода, который хотят перенести, получится всего 10 м, а линия теплоснабжения и вовсе зайдет на придомовую территорию и расположится на расстоянии около 6 м от угла дома.
Газопровод, подчеркивают жители, относится ко 2-й категории высокого давления, а охранная зона таких коммуникаций составляет 7 м по обе стороны. На этом расстоянии запрещено возводить сооружения, обрабатывать почву и заниматься иными видами деятельности. Елена говорит, что если правила нарушить, это может привести к пожарам и взрывам.
— Охранная зона попадает на придомовую территорию, а значит мы не сможем высаживать деревья и кустарники, чтобы отгородиться от магистрали. При этом часть уже высаженных деревьев придется срубить, а асфальтированную пешеходную дорожку демонтировать, — отметила она.
Жители также не понимают, куда собираются переносить опоры ЛЭП, которые сейчас пересекают планируемую магистраль, и подозревают, что их поместят в пространстве между домами на Демакова, 17 и 17/1. При этом под опорами запрещено устраивать зеленые насаждения и устанавливать шумозащитные щиты.
Еще один вопрос, который волнует активистов, — возможный перенос центрального теплового пункта. Сейчас он находится на участке планируемой дороги, а значит мешает строительству. Но куда именно могут перенести объект, жителям не известно, а ответ на вопрос получить пока так и не удалось.
Все коммуникации, говорится в обращении жителей, хотят перенести поближе к жилым домам, а это, считают они, создает угрозу собственникам квартир на Демакова, 17 и 17/1. В том числе, из-за того, что теплотрасса поблизости может привести к затоплению подвальных помещений, а значит, угрожает самим домам.
Они добавили, что их дома и так построены на заболоченной территории, и уровень грунтовых вод повышен (подобные выводы следуют из отчетов об обследовании дома, которые есть в распоряжении редакции), в том числе, из-за застройки прилегающих участков. Жители переживают, что строительство дороги может усугубить ситуацию.
Дома без защиты
Вопросы у жителей домов на Демакова вызвали не только коммуникации, но и сама перспектива строительства дороги с разрешенной скоростью в 80 км/ч. Магистраль будет создавать шум, от которого с учетом переноса коммуникаций жители не смогут отгородиться ни щитами, ни деревьями.
— Нигде в Академгородке нет дороги, по которой можно разогнаться. Планируется гоночная магистраль рядом с кладбищем? — негодует Елена.
Жители также опасаются, что грузовой транспорт с Восточного обхода в будущем пойдет как раз по новой магистрали, а затем упрется в проспект Лаврентьева и улицу Российскую, усугубив ситуацию с пробками. По словам Елены, в Советском районе и так большие заторы, а с появлением новых многоэтажек на месте бараков на улице Российской количество машин увеличится еще больше.
Уже сейчас, рассказывает активистка, те, кому необходимо попасть на улицу Демакова, вечером объезжают пробки по улице Кутателадзе. С появлением грузовиков Академгородок погрязнет в пробках.
По словам Елены, жители домов на Демакова разделились на два лагеря. Одни категорически против строительства магистрали, другие предлагают доработать проект: перенести коммуникации в другое место и отодвинуть дорогу, чтобы не затрагивать ЦТП.
— Может быть, дорогу возможно сделать не такой широкой, либо стоит передвинуть ее в сторону гаражей. Там и так планируется снести гаражи, может быть, их стоит больше снести, — рассуждает сибирячка.
Ответов на свои вопросы жители пока не получили. В департаменте транспорта сослались на то, что проект сначала должна проверить госэкспертиза, а после специалисты вынесут решение. Ориентировочный срок вердикта госэкспертизы — первый квартал 2025 года.
Координатор дорожной инспекции ОНФ по Новосибирской области Александр Стефанов в разговоре с НГС напомнил, что город развивается, и собственникам недвижимости порой приходится мириться с магистралями под окнами. По словам эксперта, если на основании расчетов дорога необходима, то можно варьировать только очередность строительства той или иной улицы.
— О том, что магистрали необходимо строить, должно быть видно из цифр. Тот факт, что город задыхается в заторах, очевиден, как и то, что это необходимо решать. Развитие улично-дорожной сети — один из действенных механизмов борьбы с пробками, — считает Александр Стефанов.
В пресс-службе мэрии объяснили НГС, что строительство магистрали поможет обеспечить транспортную доступность до строящегося СКИФа и разгрузить улицы Иванова и Арбузова.
НГС направил запрос в мэрию Новосибирска, чтобы узнать подробности строительства магистрали и перспективу переноса инженерных сетей.
То, что Новосибирск стоит в пробках, очевидно всем. Недавно НГС писал о том, что жители Затулинки часами добираются от дома до работы. Почитайте, почему на этом направлении заторы достигли таких масштабов и как муниципалитет планирует решать проблему.